Презентация по логопедии Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ
Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ.Презентация учителя – логопеда специальной (коррекционной) школы 8 вида г. ЛобняСакаевой Натальи Витальевны
Содержание:Актуальность темыНаправления работы при устранении оптической дисграфииЗадания для развития зрительного гнозисаЗадания по развитию буквенного гнозисаЗаключениеСписок литературы
Актуальность В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений, а также левшество скрытое и истинное.Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы.Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.
В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ коррекционной школы. При оптической дисграфии у детей с ОВЗ наблюдаются: нарушения зрительного восприятия; неточность представлений о форме, величине, цвете; трудности оптического и оптико – пространственного анализа; недифференцированность оптических образов букв.
Направления работы при устранении оптической дисграфии:Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).Развитие буквенного гнозиса.
Задания для развития зрительного гнозиса
«Назвать предметы по их контурам».
«Найди тени животных и игрушек».
«Назвать недорисованные предметы».
Раскрась картинки. Гриб – коричневым и желтым цветом. Елочку – зеленым.Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым. Тучу – серым. Грушу – оранжевым. Лимон – желтым.
Назвать перечеркнутые изображения.
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
Определить, что неправильно нарисовал художник
Распределить изображения предметов по их реальной величине.
«Дорисуй фигуры».
Дорисовывание симметричных изображений
Составление разрезанных на части картинок ( на 2,3,4,5,6)
Анализ нелепых картинок
«Закрась фрукты, овощи.»
Рассмотри предметы и назови их форму. Соедини сходные по форме предметы линиями одного цвета.
Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги.Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.
Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
Дополнение рисункаДается задание дополнить рисунок. Например: нарисовать справа вверху солнце, слева – от домика забор, справа от домика дерево, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди лужу и т.д.
Игры, используемые на занятиях.
Задания по развитию буквенного гнозиса
«Расставь буквы».1. Под картинкой напиши соответствующую букву. М — под месяцем, О — под облачком, Д — под деревом.
2. Под каждой буквой нарисуй соответствующую картинку (под Г — грибочек, под Л — листочек, под К — капельку).Г Л Г К Г Л К Г К Л Л Г
3. Под каждой буквой нарисуй значок (под А — «-», под Б — «+», под В — «=»). А В Б А Б В А А Б В
Рассмотри и назови каждую букву и ее цвет.А У И Ы Э М К Т П Ц Б
«Буквы из палочек».Сложи фигуру из семи палочек:• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
Угадай «На что похожа буква»?
Игра «Ошибка Незнайки» Какую букву Незнайка написал неправильно.
Обвести контурные изображения букв
Показать, правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
Показать по таблице заданные буквы; показать, с какими буквами путает, чем они отличаются.
Найди слова. Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.Д К С О Ы О М Т М
«Половинки».
Найди и закрась буквы.
Вставь пропущенные буквы в слова .Проведи линии от каждой пчелки с символом буквы к подходящему слову.
Восстановить слова из букв.ОНС ИСАЛ ГВОНАМОД УЛНА КАИГНАКМ КАУТ ВЫЛНОРЫС ГАИР КШАКОАРК ФАКШ ВРОПА
«Найди животных».Найди буквы среди цифр и прочитай слова.9Б2А54Р81С6 7Б2Е9348Л78К56А87 1948Ё984Ж87924
Исправь одну букву и прочти слово.
«Прочитай слова».
Ребусы.
Анализ смешиваемых букв с использованием мнемонистических приемов.б – похожа на белку, такой же хвост; как слово «белка» начинается на звук Бд - похожа на дятла, сидящего на стволе дерева; слово «дятел» начинается на звук ДБуква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперед, а вот буква З едет ЗЗЗадом
Допиши «хвостики» буквам б – д и прочитай словаоант оазар оушно оорогаоилет руоашка раоота раоугагвозоики орошка загаока оаоушка
Закончи предложения: допиши слова с буквами б – д. Ребята набрали в лесу много … . В магазин привезли карандаши и … . Боря сделал игрушки из цветной … . У Даши красивая … .
Цель упражнений:Все эти упражнения как бы «бьют в одну цель». При их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие. В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.
Особенность предлагаемых упражнений:Все упражнения проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв(за исключением написания в воздухе), что далеко не случайно.Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами.Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв.Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.
Список литературы:Белошеева А.А, Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Серия «В семье больной ребенок»Пермь,: Здравствуй 2009 гМазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Серия «Мир нашего ребенка». Ростов на Д., Феникс, 2002 г.Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения,задачи, игры, тесты. Ч.1 Волгоград , изд-во Гринина А.Е., 2001 г.Хрестоматия по логопедии извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Под редакцией Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. М. Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 1997 г.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2007.Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.Елецкая О. В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005Задания и упражнения из методической копилки учителя –логопеда МБСКОУ СКОШ г. Лобня Сакаевой Н.В.
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!