Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Урок по литературе для 9 класса. Путешествуем по России вместе с А.Н.Радищевым

Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка»
Урок по литературе для 9 класса
Путешествуем по России вместе с Радищевым
(по произведению А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”)
Цель: проанализировать отдельные очерки из произведения; развивать умение определять позицию автора и формировать собственное отношение к поступкам героев и проблеме, поднятой в произведении; воспитывать на примере литературных персонажей, событий общественной жизни чувство патриотизма, ответственности перед обществом.
Оформление: карта Российской империи конца XVIII века, портрет Екатерины II, карта дороги из Петербурга в Москву.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
1. Свою главную книгу Александр Николаевич Радищев создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, так как он считал, что путевые заметки дают возможность показать современникам действительность во всей ее полноте и сложности.
Вопрос: В чем заключается жанровая специфика путешествия?
Ответ:
- в основу “Путешествия” положено разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, землях, народах;
- повествование ведется в форме, заметок, записок, дневников, очерков, писем;
- передаются переживания и настроения путешественника.
Вопрос: Вспомните, кому посвятил А.Н.Радищев свою книгу?
Ответ:
- Своему другу А.Кутузову, другу по Лейпцигскому университету.
Вопрос: Что его заставило написать книгу?
- Идея обретения счастья народом, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов “жестокосердным” – “Моя душа жестокосердиями человечества уязвлена стала”
Сегодня мы совершим путешествие по маршруту А.Н.Радищева из новой столицы в старую (Справка: если обратиться к карте, то можно увидеть, что расстояние по прямой составляет 636 км, расстояние между станциями приблизительно 25-35 км).
2. Сделаем первую недолгую остановку на станции “Любани”.
- Какой мы увидели первую станцию?
- Что узнали о положении крестьян?
- Воспроизведите диалог. Какие мысли у рассказчика пробудил этот разговор с крестьянином? (Он предостерегал помещиков: “Страшись, помещик жестокосердный, на чем каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”).
Словарная работа.
Объясните значение слов.
- барщина (даровой, принудительный труд зависимого крестьянина);
- оброк (выплата дани помещику деньгами или продуктами)
Что возмущает рассказчика?
- “что закон дает полную власть над крестьянами”.
Давайте сделаем вывод, какую же проблему поднимает автор в данной главе?
Вывод: А.Н.Радищев в главе “Любани” рисует огромное чудище – крепостное право! Автора возмущает бедность и тяжелый труд крестьян, что они лишены воли, они полностью юридически бесправны.
3. Давайте отправимся в путь. Следующая остановка станция “Чудово”.
Вопрос. 1. Какова композиция этого рассказа?
2. С кем встретился рассказчик?
3. О чем поведал Челищев?
4. Какие Библейские истории вспоминаются, в связи с экстремальной ситуацией, в которой оказался герой?
5. Как вели себя люди, оказавшись в тяжелой ситуации. Давайте изобразим графически:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- один рвал волосы, кусал локти, проклинал день выезда
: - другой рыдал, лежал ниц;
- третий, окаменев, вспоминал свой дом
- четвертый молился Богу



Давайте проследим, как меняется настроение героев:
Отчаяние – восторг
Горесть – восклицание
Вопрос: Объясните, почему рассказчик решил навсегда уехать из Петербурга, ведь он любил этот город и никуда не собирался уезжать? Почему рассказчик называет Петербург “жилищем тигров”?
Вопрос: Какую проблему поднимает мастер слова в данном произведении?
- Автор поднимает проблему власти, ответственности перед обществом. Радищев выступает против равнодушия и черствости.
4. Ну что ж, пора в дорогу. Впереди станция “Валдай”.
- Что узнали об этом городке? Каковы нравы этого города?
- Какую вы узнали историю о монахе Иверского монастыря?
- Почему автор называет монаха “Сей новый Леандр”.
- Определите основные проблемы, поднятые автором? (проблема нравственности, Православной церкви).
Слово учителя. Что же еще мы получили в наследство от крепостничества России:
В главе “София”:
- поборы на дорогах;
- взяточничество.
В главе “Спасская полесть”:
- использование служебного положения для удовлетворения своих нужд.
В главах “Выезд”, “Тосна”:
- плачевное состояние дорог.
В главе “Новгород”:
- спекуляция ценными бумагами.
6. В качестве вывода - итога заполните пропуски в тексте:
Все главы пронизаны идеей: в России _______ (закон) спит и царит ______ (беззаконие). (Закон) _______ в стране не соблюдает никто. У русского человека нет “Личной сохранности”, “личной вольности, собственности”
(В слабом классе)
7. Составить синквейн. (в сильном классе). Напомнить правило написания синквейна
Путешествие из Петербурга в Москву
Своевременный, правдивый, поучительный
Осуждал, призывал, сочувствовал
Общественную систему, законы, несущие горе крестьянам
Сострадание
8. Вывод. Многое, написанное в книге Радищева, можно увидеть и в наши дни. В книге, написанной более 200 лет назад, мы находим те же проблемы, что волнуют нас сегодня. Вспомните, Радищев писал: “Я взгляну окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвленна стала”. Оглянитесь вокруг, что из увиденного глазами Радищева возмутило вашу душу, что вас взволновало, что хотелось бы изменить?
Заканчивая разговор, мне бы хотелось еще раз открыть книгу и зачитать слова:
“Да не воспользуется тем потомство наше, да не пожнет венца нашего и с презрением о нас не скажет: “Они были”.
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-стилизацию в жанре письма от имени человека XVIII века, который рекомендует прочитать произведение Радищева своему другу, поделитесь своими впечатлениями о книге.
надежда

ужас

надежда