«ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРаСТА, КАК ОДНА ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
«ПРОБЛЕМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА, КАК ОДНА ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
Хвалина Раиса Валерьевна
ГККП « Ясли-сад №15 отдела образования акимата города Костаная»
Костанайская область, Костанайский район, город Костанай.
В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. С каждым годом таких детей становится все больше и больше. Исследователи тщательно изучают причины такой активности: наследственность, осложнения во время беременности и родов, питание, влияние окружающей среды и ситуации в семье, в ряде случаев причины индивидуальны. Важным вопросом остается разработка методов и программ работы с такими детьми, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим особый подход к ребенку.
Фактически гиперактивность – это болезнь, некое психологическое отклонение, на которое стоит обратить особое внимание, чтобы вовремя помочь ребенку. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» – (от греч. Hyper – над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».Двигательная активность гиперактивных детей выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С ними трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
Изучение детей с гиперактивностью имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
В своей работе я использую три направления работы по снижению симптомов гиперактивности у детей дошкольного возраста:
– работа с родителями;
– работа с педагогами;
– коррекционные занятия с детьми.
Родители часто теряются при выборе линии поведения с ребёнком, поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, надо объяснять мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию. К таким детям нужен особый подход.
С этой целью для родителей разработан комплекс рекомендаций по воспитанию гиперактивных детей:
1. Чаще хвалите своего ребенка. Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.
2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей.
3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.
4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т.д.
5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. Оценивайте поступок, а не его личность
6. Поддерживайтесь распорядка дня.
7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате.
8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не».
9. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Протягивайте к нему руки ладонями кверху, контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Все жесты действуют на подсознание.
10. Искренне радуйтесь успехам ребенка.
11. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине что-либо, то и не меняйте своего решения.
12. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.
Параллельно с родителями, работа по организации взаимодействия с гиперактивными детьми ведётся и с педагогами. Она включает в себя:
– индивидуальные беседы и консультации;
– семинары-практикумы.
При организации игр и занятий с гиперактивными, необходимо учитывать такие особенности как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах необходимо подобрать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Необходимо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Популярным и эффективным направлений на сегодняшний день также является арт-терапия / цветотерапия. В данном случае занятия – это вариант структурированной свободы, но при этом в определенных рамках и с определенными условиями. Рисуя, ребенок проецирует на бумагу свою жизнь, положительные и негативные отношения, свои переживания и страхи, потребности, радости, окружающий мир, каким он его видит. Младшим дошкольникам сложно выражаться словесно, поэтому рисование заменяет этот компонент и дает выход эмоциям. По используемым цветам можно понять настроение и состояние детей. Более того, ребенок видит результат своей работы. Это важно для развития и поддержания самооценки, ощущения собственных способностей, возможностей и перспектив. Для поддержания еще большего интереса к данному виду деятельности можно использовать приемы отвлечения, смены обстановки или условий: рисовать за столом, на стуле, на улице (если это лето).
Анкета «Критерии выявления гиперактивности у детей».
Высокая двигательная активность
№ Утверждение Да Нет
1 Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо) 2 Ерзает на месте 3 Находится в постоянном движении 4 Очень говорлив 5 Спит меньше чем другие дети, даже в младенчестве Дефицит активного внимания
№ Утверждение Да Нет
1 Непоследователен в поведении 2 Имеет трудности в организации 3 Имеет много незаконченных проектов 4 Не слышит, когда к нему обращаются 5 С большим энтузиазмом берется за задания, но не заканчивает их 6 Теряет вещи 7 Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий 8 Часто бывает забывчив
Импульсивность
№ Утверждение да нет
1 Не может регулировать свои действия 2 Не умеет подчиняться правилам 3 Отвечает до того, как его спросят 4 Не может дождаться своей очереди в игре, на занятии 5 Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего6 Плохо сосредотачивает внимание 7 Не может отложить вознаграждение 8 Вариативность поведения: на одних занятиях спокоен, на других- нет Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок, является гиперактивным.
Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка.
1.Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
2.Каковы особенности раннего развития ребенка?
3.Является ребенок правшой или левшой?
4.Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, употреблению наркотиков?
5.Какова амплитуда настроений ребенка?
6.Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
7.Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
8.Нет ли склонности принижать свои успехи?
9.Трудно ли доводить до конца начатое дело?
10.Трудно ли справляться с гневом?
11.Легко ли отвлечь от выполнения задания?
12.Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы ТV на другую?
13.Умеет ли следовать указаниям взрослых?
14.Легко ли приходит в состояние гнева?
15.Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
16.Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
17.Имеет ли привычку лгать?
18.Учится ниже своих способностей?
19.Является чрезмерно экспрессивным?
20.Характерна ли низкая переносимость огорчений?
21.Умеет ли планировать последствия своего поведения?
22.Каков уровень самооценки?
23.Каков уровень развития мелкой моторики?
24.Насколько хорошо развита координация движений?
25.Страдает ли нарушением сна?
26.Не является ли аллергиком?
27.Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?
28.Трудно ли ему выслушать до конца сказку, которую читает взрослый?
29.Часто ли нарушает правила?
30.Часто ли проявляет беспокойство?
31.Характерна ли роль «клоуна» в группе?
32.Является ли полной семья?
33.Не было ли в семье усыновлений?
34.Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
35.Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
36.Трудно ли ему хранить секреты?
37.Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
38.Часто ли приходит в ярость?
39.Склонен ли к депрессиям?
40.Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
41.Подчиняется ли правилам, инструкциям?
42.Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
43.Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
44.Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
45.Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
46.Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
47.Как реагирует на замечания взрослых?
48.Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
49.Теряет ли ребенок свои вещи? Каким хотят видеть ребенка отец, мать и другие близкие родственники?
Пример игр с гиперактивными детьми.
«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
«Кричалки –шепталки -молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Дыхательное упражнение
«Шарик»– релаксация.
Цель: расслабиться, снять напряжение.
Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.:Вот шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
INCLUDEPICTURE "http://shkola7gnomov.ru/upload/iblock/d5e/d5e7815a49a557dda82933aae7fc8453.jpeg" \* MERGEFORMATINET Литература
В.Б. Никишина, Е.А. Петраш Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.
Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.
Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.
Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.- метод. пособие. М.: Флинта, 2009.