Экологическое воспитание дошкольников как одна из глобальных проблем современности
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
М. М. Пришвин.
Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.
Планирую и осуществляю воспитательно-образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциально использую программы «Наш дом – природа» Рыжова Н.А., Рылеева Е.В. - «Открой себя», Авдеева Н.Н. «Безопасность», Лыкова И.А. «Цветные ладошки».
Мною определены следующие задачи:
- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
- Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- Комплекс познавательных интегрированных занятий.
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
Дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп.«Огород на подоконнике»
- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие кленового листочка», «Зимовье зверей», «Путешествие в весенний лес», «Поможем ежику собрать грибы», «Соберем урожай овощей», «Приключение Незнайки», «Домашние животные», «Кто в теремочке живет? «Какой бывает вода»; развлечения: («Приключения в цветочном городе», «Чудеса в решете», « В гости к бабушке Марусе»), компьютерные презентации («Мир природы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Эти удивительные насекомые», «Цветы», «Путешествие капельки», «Грибы», «Как растут овощи» и др.). В социальной сети работников образования nsportal.ru создала свой персональный где разместила учебно – методический материал.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Например, во время наблюдения за деревьями можно загадать загадку, или даже предложить придумать самим детям:
«Много рук, а нога одна».
Во время наблюдения за снегопадом, можно прочитать стихотворение:
«Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится».
В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:
«Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу.
На наш садочек,
На аленький цветочек».
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
На территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения и чувство красоты.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, разработанные мной, («Зимующие птицы», «Загадай, а мы отгадаем», «Кто живет в воде», «Дикие и домашние животные», «Помоги Незнайке собрать грибы» и др.) использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.
Свою работу с детьми веду по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).
- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).
Создала уголок экспериментирования и разработала картотеку опытов «Живая и неживая природа» для детей среднего и старшего возраста. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице), «огород на окне».
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработан экологический проект «Юные защитники природы ». Обоснованием необходимости разработки проекта «Юные защитники природы » стало недостаточное экологическое самосознание детей; у ребят в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; они с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .
Задачи проекта:
создать экологически благоприятную среду на( территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
( формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
развивать познавательные умения детей и( родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
организовать практическую природоохранную( деятельность детей и родителей;
реализовать одну из форм работы с родителями( проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь( между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
развивать первоначальные географические( представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
воспитывать у детей внимательное, разумное,( бережное отношение к окружающей природе.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Сроки реализации проекта: два года.
Участники, партнеры проекта: воспитатели ДОУ, дети от 3 до 6 лет и их родители.
Ожидаемые результаты проекта:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирования, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы консультаций, («Огород на окне», «Ребенок на даче», «Лекарственные травы» и др), родительских собраний, ( Н.М.Метеновой) оформляю ширмы-передвижки. Сотрудничество с родителями, (выставка «Дары лета», «Творчество наших мам», «День воспитателя») помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
15