Статья на тему:РОЛЬ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Титова Валентина Николаевна
учитель математики Симеизский
Учебно – Воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

РОЛЬ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: данная статья посвящена роли оценки учителя математики на формирование личности ребёнка, на его отношение к себе, к другим и к нему. Проанализирована воспитательная функция оценки на уроке математики, она выражается в создании мотивов учения и в готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности учащихся. Показана роль эмоциональной функции оценки учителя, проявляющаяся в том, чтобы любой вид оценки ученика, создал такую реакцию, чтобы у него осталась уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Создание ситуации успеха – это предпосылка к тому, что ученик спокойно примет оценку учителя, не опустит руки, будет стремиться к устранению ошибок.
Ключевые слова: образование, учитель, ученик, математика, оценка, самооценка, самоконтроль, объективность, тревожность, успех. Перед современной школой ставятся задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и межпредметных, личностных компетенций, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире. От решения этих задач зависит будущее нашей страны.
Я работаю в школе более 40 лет, была директором и завучем, «боролась» за успеваемость и качество знаний, готовила педсоветы, семинары, выступала за дифференцированный подход к обучающимся, но и тогда и сейчас, когда я работаю учителем, - всегда меня волновали и волнуют вопросы: Почему, даже у самых талантливых учителей, оценки по математике ниже, чем по другим предметам? Почему во взрослой жизни троечники оказываются более успешными, чем отличники? Почему учителя математики, имея большой опыт работы , зачастую не знают, как правильно оценить ученика. Выставление оценок порой даже портят отношения между учителями, между учителем и учениками.
Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных задач. Роль оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить4. Воспитательная функция оценки на уроке математики выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка, снимают у школьников страх перед ответом на уроке, перед выходом к доске, и самое главное, перед предстоящей контрольной работой. Если контроль и оценка ученика продуманы учителем, то значительно снижается уровень тревожности, формируются правильные целевые установки. Ученик готов работать самостоятельно и активно, такого ученика можно ориентировать на осуществление самоконтроля.
Думаю, что было бы правильно, если бы на каждом уроке математики, да и на других уроках, приоритетной была бы не та оценка, которая определяет лучших учеников и двоечников, таким образом, разделяя класс на успевающих и отстающих, а была бы та, которая покажет взаимосвязь деятельности каждого ученика и учителя.7. В таком случае возникнет сопричастность каждого ученика к процессу обучения на уроке, к объективной оценке труда учеников класса. Все это является важными для всего процесса обучения в школе, но еще более важным представляются в обучении математики.
Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.5. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поэтому нецелесообразна поспешность в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Обращаю внимание на то, что система оценивания должна строиться на следующих принципах:
Оценивание является постоянным процессом, приводящим к самооценке
Главными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
Процесс оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
Отметки могут быть выставлены только за результаты деятельности ученика, но не за его личные качества.
Система воздействия на учащихся является мощным орудием в руках учителя. «Применяя на практике ту или иную меру воздействия, учитель, должен представить основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана, и что он от неё ждёт» К.Д.Ушинский
Не является секретом, что оценка, выставленная ученику, должна соответствовать знаниям ученика, однако мой опыт показывает, что в оценке знаний требуется большой такт. Важно не только какую оценку поставил учитель ученику, но и что он при этом сказал. Ученик должен знать, что учитель ждёт от него на следующем уроке. Может ли ученик рассчитывать на улучшение результата, есть ли у него шанс получить более высокий балл. Обсуждение полученной оценки продолжится дома и это обсуждение хорошо проиллюстрировано на картине Ф.П.Репина «Опять двойка» и первом варианте картины, на фоторепродукции.

Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)
Создавая ситуацию взаимно выгодного общения учителя и ученика, можно не сомневаться в том, что результаты обучения по математике непременно будут выше. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Успеваемость ученика непременно повлечёт за собой повышения и самооценки.
Учащиеся, которые с большим трудом усваивают учебный материал по математике, обнаруживают определённые расхождения между тем, что от них требуют, и тем, что они в состоянии выполнить. Тех учеников, которые в школе часто испытывают неудачу в учёбе, неудачу в общении с одноклассниками, разногласия с родителями, ожидает и дальше неудача в жизни. Удачные же результаты в предшествующей учебной деятельности предрасполагают к ожиданию успехов в дальнейшей жизни. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.6 Поэтому задача учителя математики состоит в сознательном и полноценном формировании самооценки учащихся.
Учитывая мои наблюдения и опыт работы, делаю выводы, что при оценке работы ученика, учителю необходимо обращать внимание на следующее:
Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.1В обучении школьников всегда поддерживать слабого ученика и не давать времени на уроке для расслабления сильному.
Сравнивать успехи каждого ребёнка по сравнению с его предыдущими по отношению к учению. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.2Учитывать роль отметки в учебном процессе. «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись». И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился, как следует» В.А. Сухомлинский3 Создание ситуации, повышающей самооценку ребенка, создание «ситуации успеха», которая позволяет повысить самооценку.
В отдельных ситуациях и с целью поддержать ученика, допускаю прием авансирования оценки, что позволяет побудить слабого ученика к старанию.
Практикую на уроках самопроверку и взаимопроверку самостоятельных и проверочных работ, а также домашних заданий.
Учеников, имеющих заниженную самооценку, стимулирую и оцениваю, рекламирую работу таких учеников перед классом.
С целью развития интереса к математике и повышения самооценки ученика, провожу конкурсы творческих работ по предварительно данным темам, и с последующей публикацией.
Литература
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.
Педагогическая энциклопедия – М., 1964.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т. 2.
Электронный ресурсhttps://ru.wikipedia.org/wik