Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью


Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью «Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».В.Г.Белинский. «.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине». Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Общие методы и приёмы1) наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтическом произведении;2) беседа о поэтических образах;3) рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;4) показ некоторых приемов изображения;5) анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа. Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописьюПояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портретеСравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. В средней группе детей впервые знакомят с пейзажем, как жанром живописи.Задачи:1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Желание ее внимательно рассматривать. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовлетворение от встречи с ней.Помогать детям, осознавать свои чувства и отношение к воспринимаемому пейзажу.2. Побуждать детей к пониманию того, что художественная картина - это отражение реальной жизни природы, изображение которого художник выражает свое индивидуальное восприятие, свои чувства и переживания.3. Познакомить детей с выразительными средствами: колорит (передача настроения, состояние природы); рисунок; композиция.4. Помогать детям, увидеть художественный образ, то есть единство 5. Дать представление о пейзаже, его некоторых видах:- природный пейзаж с ярко выраженными чертами природы;- городской пейзаж;- сельский пейзаж. Старший возрастЗадачи:1. Учить внимательно, вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту.2. Развивать способность к сопереживанию художественного образа пейзажа. Умение соотносить его настроение со своим.3. Продолжать знакомить с пейзажем, изображающим промежуточные, межсезонные состояния природы (начало, середина, конец), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, туман). .Этапы ознакомления дошкольников с живописьюПервый этап – искусствоведческий рассказ педагогаСтруктура искусствоведческого рассказа: сообщение названия картины сообщение фамилии художникао чём написана картиначто самое главное в картине (выделить композиционный центр)как оно изображено (цвет, построение, расположение)что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены деталичто красивого показал своим произведение художнико чём думается, что вспоминается Второй этапЗадачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» картины,мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведениюИсключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера Третий этапЗадачи: Формирование  творческого восприятия картины.Сравнение изображенного с личным опытомРазвитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств Программные задачи по ознакомлению  детей с живописьюПрограммные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:Первая группа –  содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Доклад хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».