Образование — часть культуры общества (4 класс)
Конспект урока окружающего мира
Дата: 9.03.2016
Класс: 4 «Б»
Студентка: Маслова Анастасия Александровна
Учитель: Михайлова Елена Ивановна
Руководитель практики: Королёва Татьяна Павловна
Тема: Образование – часть культуры общества.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о первых школах и книгах, из чего они изготавливались, о людях, которые внесли вклад в развитие образования России в разные исторические эпохи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с первыми книгами, как они выглядели, с первой печатной «Азбукой», с особенностями образования в эпоху Петра I, с первыми университетами в России, с выдающимися людьми разных эпох.
Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитательная: воспитывать любознательность; уважительно относится к людям труда, к своей стране, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: научатся высказывать предположения о том, что дает образование человеку и обществу; составлять план рассказа «Особенности первых школ в России».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –выполняют интеллектуальные действия: высказывание предположений; анализ, установление причинно- следственных связей; сравнение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.
КОММУНИКАТИВНЫЕ –умеют работать индивидуально и в малых группах; слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивают собственное мнение.
ЛИЧНОСТНЫЕ: самостоятельно мотивируют свою деятельность, определяют цель работы (задания) и выделяют её этапы, уважительно относится к людям труда, к своей стране, умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.2,стр.76-85,Н.Ф.Виноградова, УМК «Начальная школа 21 века», рабочая тетрадь презентация, дополнительный материал.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2 1.2.4,7 1.2.3.6.7 1-12,21-26
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)
-Здравствуйте, дети! Тихо садитесь. Урок окружающего мира.
-Прочитайте слова. Это одно и тоже слово или нет?
-Посмотрите на слайд и скажите, что этим я хотела сказать?
-Что здесь написано?
-Какой вывод можно сделать?
-Да верно, во все времена люди заботились о своем образовании.
-Всегда ли мы с вами стремимся быть образованными?
-Об этом мы продолжим разговор на протяжении сегодняшнего урока. Воспринимают речь учителя.
Рассуждают, выражают своё мнение
Анализируют, предполагают
2. Актуализация знаний (5 мин.)
1)Наблюдение общественной жизни в области образование
-Какой праздник был накануне нашего урока?
-Как его отмечали в вашей семье?
-Знаете ли вы, какова история этого праздника?
История праздника
Междунаро́дный же́нский день — праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день», до 1918 года (до перехода на новый календарь) приходился на 23 февраля и назывался "днем борьбы за права женщины". Поводом для выбора даты послужило совсем не праздничное событие: в начале XX столетия возмущенные неблагодарностью мужчин чикагские домохозяйки вышли на улицы города и, громыхая пустыми кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных политических прав.Это день международной солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права, а также на право получения образования.
2)Повторение ранее изученного
-Вам интересно узнать, как развивалось образование?
-Предположите, какое ключевое слово в теме нашего урока?
-Я даже больше вам скажу раздел и тема нашего урока совпадают.
Тема нашего урока
- Предположите задачи урока.
- Вот как я сформулировала задачи урока:
-Предположите, как учились в 10 веке?
-Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”.
- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.
- Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.) Рассказывают, как отмечали праздник в своей семье.
Воспринимают
Высказывают свое мнение
Формулируют тему и задачи урока
Высказывают свою точку зрения
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (30 мин.)
-Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, узнаем много интересного и полезного.
Групповая работа
1.группа подготовьте сообщение «О первых школах и книгах»
Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке и связано это с указом князя Владимира. В летописи «Повести временных лет» сказано: «Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Это произошло в 988 году.
Вместо бумаги в те далекие времена использовали берестяные грамоты.
Берёста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы. Конечно, её особым способом подготавливали, прежде чем на ней писать.
2 группа. Откройте рабочие тетради на печатной основе на странице 26-ой, выполните задание 37-е.
Все прочитайте текст «О первых школах и книгах», каждый из вас должен будет четко подготовить рассказ по каждому абзацу.
-Как вы озаглавили абзацы? Прочитайте свои пункты плана.
-Рассмотрите иллюстрацию на странице 79. Б.М.Кустодиев. Школа в Московской Руси.
-Что можете сказать по данной иллюстрации?
-Откройте все тетради на печатной основе на стр.26-ой задание 38-е.
-Выберите героя на иллюстрации и опишите его по плану.
-Как они пишут?
-А как вы думаете, почему двое из учеников стоят на коленях? (Они наказаны)
История картины
(«Земская школа в Московской Руси» (1907))
Известный русский художник Борис Кустодиев всегда проявлял интерес к историческим аспектам своей родины. Он воссоздавал в своих полотнах нравы и быт русичей. Художник изобразил обычную земскую школу. Устройство школ на Руси было таково, что на одного учителя приходилось 6-12 учеников.
Картина находится в Государственном Русском музеи, города Санкт-Петербурга
3.группа. Первая печатная «Азбука»
-Как выглядела?
-Как складывались буквы?
-Кто первый напечатал «Азбуку»?
-Выполним задание 39-е. Напишите рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.
-Можете ли вы сказать, каким русским буквам соответствовали буквы старославянской азбуки?
Первым печатным школьным учебником стала «Азбука». Слово произошло от названий первых букв старинного алфавита –«аз» (А) и «буки» (Б).
В первой государственной русской типографии (на Печатном дворе) печатник Иван Фёдоров со своим помощником напечатал первую на Руси «Апостол», среди книг, которые создал и напечатал Иван Фёдоров, была уже «Азбука»
Па́мятник первопеча́тнику Ива́ну Фёдорову —Установлен в 1909 году перед Китайгородской стеной, рядом с Третьяковским проездом; расположен возле дома № 2 по Театральному проезду.
Задание 39. Ижица- Собственно ижица в древнейшей письменности использовалась крайне редко, обычно в значении буквы ю.
Физкультминутка
4. группа. Инсценировка задания 40.Найдите на карте те места, которые изображал царский сын.
-Выразительно подготовьте чтение этого отрывка.
5 группа. Пётр I.
-Кто такой Петр I Великий?
-Какой вклад внёс Петр I в развитие образования?
В 1708 году Пётр I ввёл для русского языка упрощённую письменность (гражданский шрифт) — без надстрочных знаков и с меньшим числом букв. Среди прочих «лишних» букв он отменил и ижицу.
-Рассмотрите иллюстрацию картины Е.Е. Лансере. Корабли времён Петра I. 1911г.
-Скажите, как вы думаете, могли ли необразованные люди построить такие корабли?
-Почему Петр I уделял особое внимание подготовке моряков?
-Что изучалось?
-Какие трудности при образовании были?
-Сравните предметы, которые изучает современный школьник, с предметами начальной школы, которые существовали почти 300 лет назад.
История картины
В 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот считал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее г.Москва.
6.группа. Подготовьте рассказ о Михаиле Васильевич Ломоносов по плану в задание 41-ом на стр.27-ой.
-Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?
-Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать велики человеком?
-Как вы считаете, почему Пушкин называл Ломоносова «первым университетом»?
Подготавливают, выбирают необходимую информацию
Пересказывают
Рассматривают иллюстрацию
Составляют характеристику героя по плану
Воспринимают
Подготавливают сообщение
Воспринимают
Выполняют физкультминутку
Инсценируют разговор Бориса Годунова со своим сыном Фёдором
В начальных школах (училищах) XVIII(18) века изучались такие предметы: чтение, письмо, физика, история, география, архитектура, математика, Закон Божий, рисование.
Знакомятся с художником произведения и историей картины
Воспринимают
Рассказывают о М.В Ломоносове по плану
-в 18 веке, был талантливым учёным во многих областях науки, в честь него назвали первый в Москве университет.
-трудолюбие, любознательность, ум, прилежность.
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение(5 мин.)
-Почему учение – обязанность гражданина России?
-Какие права есть у каждого гражданина нашей страны?
-Как организовано образование детей в нашей стране?
-Знакомы ли вы с документами, где об этом говорится
Закон «Об образовании»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Конвенция ООН о правах ребёнка
Каждый ребенок имеет право на образование.
Конституция РФ
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
-Ребята, какие учебные заведения есть в нашем крае?
Вот некоторые из них:
Курский государственный медицинский университет305041, Курская область, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 3
Курский государственный университет305000, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, д. 33
Юго-Западный государственный университет305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
-А вы знаете, в каком учебном заведении я получаю образование?
-В каком учебном заведении учились ваши родители?
-Кем вы хотите стать в будущем и где мечтаете учиться? Высказывают своё мнение
Воспринимают
Обсуждают
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 2 мин.)
-Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Организует рефлексию учебной деятельности
-Назовите тему сегодняшнего урока?
- Какие задачи урока достигнуты?
-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? (хорошо, достаточно, не достаточно, помогал, участвовал)
Урок окончен. Встали все. Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
Выполняют рефлексию учебной деятельности.
Подпись руководителя практики________________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________