Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на уроках обществознания и через внеурочную деятельность Обухова Алена Сергеевна, учитель обществознания МБОУ СОШ № 35


Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на уроках обществознания и через внеурочную деятельность
Обухова Алена Сергеевна, учитель обществознания
МБОУ СОШ № 35
В настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.
Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;
- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;
- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.
- формирование системы ценностных ориентаций.
Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.
Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.
Во внеурочной деятельности школьники готовы участвовать как индивидуально, так и коллективно. Особенное удовлетворение они получают от общего успеха своей группы. Как показали результаты анкетирования семиклассников, сделанные после проведения акции «За чистое слово», которая была посвящена борьбе с матом и бранными словами, наибольшее удовлетворение дети получили от совместной работы в группе, где могли советоваться, делать правильные выводы, могли быть полезны коллективу и обществу. После мероприятия одна ученица написала в отзыве: «Мне понравилось выполнять задания, потому что мы все делали вместе. Нас услышали взрослые люди и похвалили за проделанный труд». Ценным результатом деятельности было отсутствие равнодушия у детей. Они ярко выражали эмоциональное переживание. Помимо этого мероприятия, в рамках городского проекта «Путь к истокам», ученики участвовали в Пушкинском бале и других не менее интересных конкурсах. Данный проект смог приблизить детей к истории своей Родины, своего города, духовно и культурно обогатить их.
18685-4445Квест по истории города
18685865Акция «За чистое слово»
Формирование гражданственности, воспитание патриотизма возможно при условии, что дети хорошо знают российскую символику, понимают ее смысл и назначение, испытывают чувство гордости за свой флаг, герб, гимн, Конституцию, народ, их создававший, а значит и за свою отечественную историю.
В своей работе мы активно привлекаем школьников к участию в конкурсах, связанных со знанием символики. Для этого в школе проводятся интересные беседы по данной тематике. Более старшие учащиеся готовят и проводят мероприятия для учащихся начальной школы. Большую роль в этой работе играет музей школы.
Наиболее восприимчивыми к воспитанию гражданских и патриотических чувств на уроках оказались шестиклассники. Их очень увлекает деятельность, связанная с ожиданием результата своего личного или совместного труда. Примером может быть создание на уроке обществознания проекта журнала под названием "Научиться быть гражданином". Главный вопрос, на который надо было ответить - кто такой гражданин? Дети должны были осознать, что вся земля, Родина и родной край - это еще и их родной дом, а они - граждане, значит хозяева своего родного дома. Красной нитью в высказываниях детей звучало понимание ими ценности Родины и понимание того, что гражданин это, в первую очередь, человек, не равнодушный к своей судьбе, судьбе своей страны и малой родине. В результате проект журнала был создан коллективом учеников.
Однажды был создан проект журнала "Причины асоциального поведения". Девятиклассники работали с документами в группах и делали определенные выводы по различным вопросам, проблемам темы, формировали рубрики журнала. Обсуждение, умение выслушивать друг друга, сопоставлять свои мнения с мнениями других, быть полезным в общем деле - это, наверное, те качества и умения, которые очень необходимы современному гражданину.
Такие проекты-журналы можно создавать совместно с учениками по различным темам курсов истории, обществознания и права. Главное определиться с названием журнала, проблемами для рассмотрения, назвать его рубрики, создать рабочие листы для групп. Все проблемы обсуждаются в группах, потом создаются мнения, выводы по разным вопросам одной общей темы, оформляется журнал. Работа учеников оценивается и по степени их участия, и по полезности вклада в общее дело, и по их знаниям.
"Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности педагога. Важно чтобы школьник убедился в своих силах, понял, что его гражданская позиция нужна и полезна ему и обществу. Только включившись в активную деятельность можно понять это и научиться быть нужным, получить удовлетворение этой своей потребности. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма и гражданского мужества. Только настоящий гражданин готов на героический подвиг и самопожертвование, если этого требуют интересы общества". С этими убеждениями педагогов нельзя не согласиться. Ценностно-ориентированная внутренняя позиция подростка возникает в результате организации общественной практики, в которую он включен.
Примером такого включения может являться активное участие учеников в экологических мероприятиях по благоустройству города, организованных местной властью, местными организациями, учреждениями дополнительного образования. Как настоящим гражданам, детям не безразлично, в каком состоянии находятся самые посещаемые каменцами и самые красивые места: скверы и парки, улицы города, стадионы. Надо отметить высокую активность детей в мероприятиях по благоустройству родного города.
Еще одним примером включения детей в активную деятельность по освоению опыта гражданственности может являться работа школьного клуба "Я и другие", который действовал в школе в 2012-2013 году. Ученики изучали на уроках курс обществознания и выполняли программу клуба, построенную на заданиях, которые предлагает учебник автора Л.Н.Боголюбова для практического применения теоретических знаний учеников. Выполняя одно из заданий, учащиеся самостоятельно, опираясь на обществоведческие знания, создали малую группу, распределив роли, и сделали «доброе дело» - инсценировали сказку «Колобок» для детей интерната города Каменска-Уральского. Еще две малые группы организовывали и проводили уроки права для начальной школы, где их с большим нетерпением ждали дети.
Большие возможности для гражданского и патриотического воспитания учащихся создает программа работы школы в этом направлении. Воспитание гражданственности и патриотизма через участие в различных акциях и мероприятиях таких как: "Улыбнись, солдат", "Концерт ко дню пожилого человека", встречи с ветеранами и выпускниками школы, работа музея истории школы. Дети проявляют свою активность, творчество, благодарят ветеранов, общаются с выпускниками школы, приобретают бесценный опыт практической деятельности и общения, формируют гражданские качества: ответственность за порученное дело, чувство долга, уважения к старшему поколению, становятся гражданами своего общества.
Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:
- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;
- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;
- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах.