Методическая разработка урока обществознания «Использование материалов СМИ в подготовке уроков обществознания и права в школе»
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 137 г.Челябинска Корлыханова Ирина Александровна
«Использование материалов СМИ в подготовке уроков обществознания и права в школе»
1.Актуальность
В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Нетрадиционные методы преподавания обществознания привлекают учителей возможностью форсировано (ускоренно) изучить большой объём обществоведческого материала, подготовить учащихся к ЕГЭ. Цели урока обществознания: учащийся в постоянно меняющемся мире должен уметь ориентироваться в мощном потоке информации, обрушивающемся на него, в том числе со стороны СМИ; учитель в свою очередь должен подготовить учащихся к необходимости владеть этим большим объёмом информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать документы, выстроить обществоведческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших событиях, явлениях и фактах.
Не всегда на уроках помогают школьные учебники (по большей части в них можно заметить огромные объемы материала по теме, что не говорит о его качестве и качестве усваивомости школьниками; также проблемой учебника является процесс его подготовки, который занимает 2-3 года, а рекомендация по его использованию дается на 5 лет. Таким образом, если даже авторы учебника, завершая работу над рукописью, включили в него самые «свежие» данные, пользователь учебника получает сведения о своей стране и мире трех-семи летней давности. Таким образом, перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни).
Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание.
СМИ в наше время играют большую роль в формировании общественного мнения. Конечно, необходимо делать скидку на субъективность освещения событий. В этом есть и свои положительные стороны: ученик, работая с такими источниками, учится критически мыслить, формирует свою точку зрения.
2.Обоснование использования материалов СМИ
Исследования современного социума в общем виде можно разделить на теоретическое и эмпирическое. Эмпирические исследования суммируются, описывают, упорядочивают значимые цифры и факты, фиксируют видимые связи между ними, характеризуя те или иные состояния общества. В теоретических исследованиях выявляются на основе анализа глубинных связей и отношений тенденции развития, характерные для определенного этапа. В учебнике обществознания преимущественно отражены результаты, главным образом теоретических исследований современного общества. А учитель на уроке может использовать материалы эмпирических исследований (например, данные социологических опросов), экспертные оценки тех или иных явлений в соответствии с изучаемой темой. Подобные материалы представлены и в учебниках по обществознанию, однако динамика изменений в различных сферах жизни общества бывает очень высокой. Так, например, раздел курса «Современная российская экономика», в учебнике (последнее издание 2008 года) «Обществознание» 10 класс базовый уровень, автор Л.Н. Боголюбов издательство «Просвещение» бал написан до начала мирового экономического кризиса, который внес существенные коррективы во все сферы общественной жизни, в первую очередь экономическую. При этом основные теоретические положения курса остаются актуальны: рыночная экономика по-прежнему считается наиболее эффективной и отказываться от ее принципов никто не собирается, но в экономические программы вносятся существенные коррективы.
Итак, необходимость включения учителем материалов СМИ при преподавании курса обществознания вызвана следующими факторами:
А) Бесспорным преимуществом СМИ является их доступность (в плане предоставления материалов);
Б) Материалы СМИ дополняют теоретические положения курса;
В) Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства;
Г) Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса;
Д) Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания (С6, С8, С3-4) требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.
Е) Кроме всего вышесказанного отмечаю то, что данная работа позволяет более дифференцированно подходить к преподаванию курса, работа со СМИ может быть использовано и в качестве заданий более высокого уровня сложности или менее сложного.
3.Пути ознакомления с материалами СМИ
Ознакомление с ними может происходить разными путями и применяться разносторонне. Например, с помощью информационных технологий. Их можно применять для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, других СМИ, они умеют отделять правду от вымысла.
4. Возрастные особенности школьников 10-11 классов
Период 10-11 классов является в психологии ранним юношеским возрастом (в среднем 16-18 лет).
Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле «третий мир», существующий между миром взрослых и детей.
Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.
Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
5.Примеры форм работы с материалами средств массовой информации на уроках и во внеурочной деятельности
Использование учителем материалов СМИ для иллюстрации теоретического материала курса. В качестве примера приводится фрагмент урока по теме «Способности человека как проявление индивидуальности» (Приложение А)
Применение данных, опубликованных в официальных СМИ по проблемам социально-экономического развития страны для формирования умений анализировать статистические данные, формирования собственного мнения, собственной позиции по тем или иным вопросам современной политики, экономике, социальным вопросам
В качестве примера приводится несколько заданий к уроку в 11 классе по теме «Занятость и безработица», в содержание которых включены современные данные России и Китая об основных предпочтительных условиях при трудоустройстве; и приводится таблица рейтингов самых популярных профессий в различных странах мира (Приложение Б) и данные импорта в потреблении и основные импортеры за последние несколько лет при изучении темы «Рыночные отношения в экономике» (Приложение В).
В средствах массовой информации представлены разные точки зрения и аргументы на те, или иные события, происходящие в России и мире. Привлечение данных материалов позволяет организовать в классе дискуссию
Пример – вопросы изучения Государственных символов Российской федерации, в частности Государственного гимна РФ или при изучении темы «Формы культуры» переходя к вопросу субкультур предоставить ребятам материал из газетной статьи на определение такой проблемы как, являются ли гопники субкультурой? (Приложение Г).
На уроках права материалы СМИ могут быть использованы для поиска и анализ аналогичных правовых ситуаций. Примером является работа на уроке «Право и справедливость: необходимая оборона». После того как ученики на уроке познакомятся с понятием «необходимая оборона» и проанализируют ситуацию, предложенную учителем, им предлагается найти примеры подобных ситуаций в газетах, журналах, интернет-ресурсах и высказать свое экспертное мнение.
Организация исследовательской и проектной деятельности по обществоведческим вопросам невозможно без использования материалов СМИ, особенно если речь идет об актуальных проблемах современности.
Примеры исследовательских работ, выполненных и планируемых моим учащимся с опорой на материалы СМИ как основной источник:
«Безопасность ребенка в семье: миф или реальность»
«События в Грузии: правовой аспект»
«Современная школа: почему мы часто обращаемся к образованию и проблемам в области образования?»
«Военные конфликты в арабских странах»
«Продовольственная безопасность»
«Рост числа онкологических заболеваний»
«Нехватка питьевой воды»
«Появление новых вирусных заболеваний»
«Рост преступления»
6.Приложения
Приложение А
Фрагмент урока по обществознанию в 10 классе
«Способности человека как проявление индивидуальности»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о способностях как «динамическом явлении»
Задачи:
Усвоение понятий: способности человека, факторы и стадии развития способностей
Развитие умений (компетенций): анализ авторского текста, иллюстрация примерами теоретических положений курса, формулирование выводов по теме
Создание условий для формирование адекватной самооценки уровня своих способностей, понимания того, что способности необходимо развивать
Способы организации учебной деятельности учащихся: работа с неадаптированным авторским текстом, работа по алгоритму, эвристическая беседа, работа с материалами СМИ, опора на свой личный социальный опыт
Материалы СМИ: статья из газеты «Хронометр»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Введение в тему урока.
Учитель предлагает познакомиться с высказыванием Б.М. Теплова «Способности по самому своему существу есть понятие динамическое» и ответить на вопрос, какой смысл высказывания
Постановка целей урока, задач
Предлагают варианты ответа
Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с понятием «стадии развития способностей», предлагает учащимся привести примеры
Работа с текстом автора Б.И. Додонова «Стадии развития способностей», выявление ответа на вопрос «что же такое способности, какие факторы определяют уровень развития способностей» (текст в рабочем листе)
Приводят примеры задатков (абсолютный слух, гибкость и т.д.), примеры талантливых людей, примеры гениальности
Учащиеся определяют факторы: природных задатков человека, «тренированности» самих мозговых клеток Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
Работа с материалом из газеты (в рабочем листе). Вопрос: какие факторы являются определяющими в формировании музыкальных способностей мальчика - героя статьи
Знакомятся со статьей, определяют, что главные факторы: социальная среда (влияние родителей), деятельность (занятие музыкой) и задатки (абсолютный слух)
Опора на личный опыт
Учитель просит учащихся продумать ответ на вопрос, какие у ребят есть способности и под влиянием каких факторов они формируются
С опорой на личный опыт отвечают на вопрос
Решение задач на закрепление изученного материала (в рабочем листе)
Решение задач, взаимопроверка (работа в парах)
Подведение итогов работы на уроке, беседа:
Какие факторы являются определяющими в развитии способностей
Возвращение к высказыванию Теплова, какой смысл вложен в высказывание автора
Отвечают на вопросы,
Рабочий лист к уроку: «Способности человека как проявление индивидуальности»
Стадии развития способностей
Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассматриваемые не как их простая сумма, а как их определенная система, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усвоению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Не случайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из интеллекта прошлого опыта, т.е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид». Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от качества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно говоря, в одном случае оно может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом - склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, вероятно, от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.
(Б.И. Додонов)
Вопросы к тексту:
Укажите три фактора, определяющих, по словам автора, уровень способностей, и проиллюстрируйте действие одного из факторов с помощью примера.
Что является определяющим в развитии способностей человека - биологическое или социальное? Как на этот вопрос ответил бы автор? Подтвердите ответ словами текста. Каково ваше собственное мнение? Приведите аргумент в его обоснование
Задача № 1 Известно, что возможность проявления способностей человека зависит от общественных условий. Но, реализуясь в соответствующей деятельности, способности не только выявляются, но и формируются, развиваются. Приведите три примера, иллюстрирующих зависимость развития способностей от общественных условий
Задача № 2 Психологи считают, что абсолютный слух как способность не существует у ребенка, пока перед ним не встала задача узнавать частоту звука. Опираясь на знания курса, приведите три объяснения данного утверждения.
Задача № 3 Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психологам. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные условия решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?
Задача № 4
Приложение Б.
Россия:
Если бы Вы сейчас устраивались на работу, что для Вас было бы самым важным?
Условия
2000
ноябрь
2010
февраль
2011
Февраль
Хорошая зарплата
85
81
82
Возможность работать по специальности
25
22
23
Возможность профессионального роста
13
17
20
Хорошие условия труда
34
38
41
Регулярная выплата заработной платы
41
26
29
Удобный режим и график работы
16
20
22
Близкое расстояние работы от дома
10
13
14
Самостоятельность в работе, возможность для инициативы, творчества
7
9
6
Возможность получить жилье, наличие поликлиники, детсада и т.д.
8
9
8
Возможность работать в хорошем коллективе
11
9
11
Затруднились ответить
3
6
4
Китай:
Рейтинг самых популярных профессий
Страны
Профессии
Россия
Менеджеры по продажам и закупкам.
Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям.
Банковские служащие, бухгалтеры.
Руководители отделов, управляющие.
Рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры.
Германия
Врачи.
Священники.
Преподаватели университетов.
Адвокаты.
Предприниматели.
США
Менеджеры интернет-сайтов.
Статистики.
Компьютерные аналитики, инженеры в области программного обеспечения, программисты.
Математики.
Бухгалтеры.
Новая Зеландия
Механики холодильного оборудования, автомеханики.
Сиделки для престарелых.
Компьютерные техники.
Программисты.
Задание: Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?
Предположительные ответы учащихся (на примере компьютерных специальностей):
Востребованность профессии определяется запросами рынка труда и запросами граждан;
Новые специальности - программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям и т.д. (область IT-технологий). С чем связано? - организации нуждаются в грамотных системных администраторах, но, к сожалению, в институтах, обучающих современных программистов, получить достойные знания практически невозможно в силу того, что рынок IT-технологий развивается, буквально, с каждой секундой.
Уже сейчас многие предприятия озабочены разработкой нового программного обеспечения для собственных нужд с узкой специализацией, новых программ по защите информации, хранящейся в рабочих компьютерных базах.
Приложение В
Кто нас кормит (справка РР)
Доля импорта в потреблении (в %) и основные импортеры
Значительная часть продуктов, которые едят россияне, - импортные. Это тоже влияет на криминализацию отрасли, потому что добавляет к прочим бедам использование контрабандных схем, коррупцию в силовых структурах, контролирующих импорт, интересы этнических группировок из некоторых стран-экспортеров.
*Доля импорта овощей сильно колеблется год от года в зависимости от урожая в России. Указаны средние значения за последние несколько лет.
Вопросы к документу СМИ:
Какие проблемы могут приносить импортные поставки?
Какие товары являются наиболее предпочтительными для жителей Российской Федерации?
От каких факторов зависит количество импортируемого товара?
Приложение Г
Документ № 1
Материал из СМИ для организации обсуждения вопросов, связанных с изучением государственного символа Государственный гимн РФ
17 ноября 2009 года в Государственную Думу РФ внесен законопроект, предлагающий исключить из текста Государственного гимна России слова «хранимая Богом родная земля», поскольку они противоречат атеистическому мировоззрению. Как передает корреспондент «Аргументов и фактов», автор проекта, депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин предлагает заменить в гимне слова «хранимая Богом родная земля» на «хранимая нами родная земля». «Россия - светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», - считает депутат. Он также заявил, что значительная часть граждан «не исповедует никакой религии и относит себя к атеистам и с этой точки зрения, слова действующей редакции гимна не соответствуют основам их мировоззрения», - подчеркнул Кашин Он так же заявил, что в случае принятия проекта «ущерб исторической памяти народа нанесен не будет», поскольку редакция текста гимна «была предложена сравнительно недавно» .
Согласитесь ли вы с такой аргументацией вопроса Бориса Кашина?
- Хронометр // Трехлетний пианист. №44 от 3.11.2009 г.
- www.koipkro.kostroma.ru
- www.koipkro.kostroma.ru
- www.koipkro.kostroma.ru
- там же
- http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=79d66b27e1b64968
- Общественное мнение-2011. М., Левада_Центр, 2012. С.71.
- Ежемесячный журнал Китай // Рубрика: общество («На сцену выходит «поколение пост-девяностого»»). № 7(81)июль 2012г.,С.48.
- Ежедневная электронная газета «Утро» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г.
- Русский репортер № 46 от 21-28.11.2013 г. (http://rusrep.ru/article/2013/11/19/birulevo/)
- Аргументы и факты от 21.11.2009 г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
·