Защита опыта Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ПОСЕЛКА ТЕРСКОГО БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Обобщение опыта по теме:
«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения»
Учитель физической культуры
Абраменко Анатолий Васильевич
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА………………3
История темы педагогического опыта в педагогике………………..………..3
История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении………………………………………………………….………….6
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта ……........7
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА…………………………………………….9
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ………………………………………...11
Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте………………………………………………………...11
Актуальность педагогического опыта………………………………….........12
Научность в представленном педагогическом опыте………………………15
Результативность педагогического опыта…………………………………..18
Новизна (инновационность) представляемого педагогического
опыта …………………………………………………………………………..20
Технологичность представляемого педагогического опыта …………........23
Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта …………………………………………………………………………..26
ВЫВОДЫ…………………………………………………………...…40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….41
Литературный обзор состояния вопроса
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике
Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашей стране является базовая физическая культура, а важнейшей ее формой - школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий.
Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной учебной программой. Однако существующая ныне программа строго регламентирует все виды, средства и методы физического воспитания и, к сожалению, создает слишком «заорганизованный» процесс проведения занятий, что противоречит естественным потребностям исследуемого контингента, не учитывает состояние здоровья учащихся и приходящую в негодность материально-техническую базу большинства школ.
Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности изложено в работах А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева (2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др. Однако, несмотря на то, что игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность подростков, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Портных Ю.И., 1994; Шмаков С.А., 1994), она не находит должного применения на уроках физической культуры в младших классах.
Следовательно, проблемой исследований является несоответствие между потенциальными возможностями игровой деятельности на личность и общество в целом и существующей практикой ее изучения и использования в целях физического воспитания школьников.
В этой связи становится очевидным, что цель предпринятого исследования направлено на определение путей более эффективного использования игры как наиболее действенного метода физического воспитания, которое в единстве с другими (организационными, экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физической культуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо и своевременно.
В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли крупный вклад такие выдающиеся деятели, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности." Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.
Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих осознанных действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности.
Давний и глубоко осознанный интерес к играм передовой части русских ученых, получивший дальнейшее развитие в трудах советских ученых, послужил основой для формирования прогрессивной, научно обоснованной системы использования игр как средства коммунистического воспитания. Тщательный отбор игр, систематическое их использование и проведение под руководством квалифицированных преподавателей позволяют добиваться больших результатов в воспитании. В то же время широкое применение игрового метода повышает общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учет возрастных особенностей и проведение игр в сочетании с другими видами физических упражнений оказывают благотворное влияние на развитие организма и физическую подготовку детей и подростков.
История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но основная из них — ухудшение здоровья детей. Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых по медицинским показаниямк подготовительной или специальной группе по физической культуре. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
В нашей школе мною эта проблема изучается очень давно. Для улучшения физического развития детей и поддержания их здоровья, используются игровые и соревновательные технологии. Игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Поэтому, чтобы создать систему игровых технологий пришлось описать, отследить и смоделировать методику комплексной программы по игровым и соревновательным технологиям.
Вспомните, как играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Игра — это многогранное и во многом еще до конца не познанное явление, относящееся к сфере интеллектуальной, духовной жизни человека. Своим становлением современный человек в огромной мере обязан игре.
Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели.
Спортивные игры — это протекающее в рамках правил единоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.
В сравнении с бесчисленным множеством других игр спортивные игры составляют довольно ограниченную группу игр, требующих от участников соревнований обязательной предварительной подготовки. Гораздо более доступны в этом отношении подвижные игры.
Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.
Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения.
Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движений. Это так называемая техническая сторона игрового действия.
Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения. Они образуют скрытую от глаз тактическую сторону игрового действия.
Обе эти стороны принято называть техникой и тактикой игровых действий.
Техника игры — это совокупность обусловленных правилами специальных движений, позволяющих решать двигательные задачи в конкретных игровых ситуациях.
Тактика игры — это совокупность специальных средств и методов ведения спортивной борьбы, выбор которых осуществляется с учетом конкретных условий и обеспечивает достижение игрового превосходства над соперником.
Цель игры определяет мотивы деятельности участников и стимулирует ее достижение. Планирование достижения цели может быть относительно кратковременным или, наоборот, долговременным. Способы достижения общих целей на протяжении длительного периода времени составляют стратегию спортивной борьбы.
Составной частью стратегии является тактика, которая определяет пути достижения целей непосредственно в игре. В ходе этой борьбы достижение целей в отдельном небольшом интервале времени, в свою очередь, обеспечивается выбором рациональной техники.
Таким образом, игровое действие представляет собой сложный технико-тактический комплекс, с помощью которого решают стратегические задачи игры.
В игре происходит физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития на ряду с такими характеристиками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способности к овладению двигательными навыками.
Быстрота - это способность человека выполнять движения в максимально короткий отрезок времени.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредствам мышечных усилий.
Выносливость – это способность к длительному выполнению какой - либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют общую выносливость в деятельности силового и скоростного характера.
Скоростно – силовые качества – способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Принято выделять две основные формы такой подвижности: при пассивных движениях и при активных. Пассивные движения осуществляются в результате воздействия извне. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через суставы.
Координация – это умение точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями даже условиях дефицита времени.
Физическая нагрузка – это степень воздействия физических упражнений на организм человека.
Физическая культура – это часть общей культуры общества. Она определяет собой сферу социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья и развитие физических способностей у человека.
Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Психолого-педагогическая характеристика 7 класса
Общие сведения о классе
В классе 25 учащихся, из них 14 девочек и 11 мальчиков. Классный коллектив существует с 1 класса, с 2005 г. Большинство учащихся класса посещали один детский сад и воспитывались в одной группе.
Большинство учащихся класса успешно усваивают программный материал. В классе 2 отличник, 8 хорошистов. Учебная дисциплина в классе удовлетворительная, имеют место отдельные случаи её нарушения у учащихся с проявлениями гиперактивности.
Взаимоотношения с классным руководителем бесконфликтные, классный руководитель обладает авторитетом в глазах учащихся.
2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы
Согласно исследованию статусного положения учащихся в группе в классе 2 лидера (Лазарев К. и Перкун А.); 16 учащихся относятся к группе предпочитаемых (Гулян Д., Налбандов В., Лобова И., Голикова А., Кортунова А., Лунько О., Кузьмичёва А., Давледьянов А., Седых В., Сугак С., Мадатов В., Ткаличева Е. Старцева А., Ефремова Е., Енгоян А., Белянская Ю.), 6 учащихся относятся к группе принимаемых (Бугаёв А., Каргалёва Д., Мануков А., Куцевол А., Давледьянова А, Шапаева М.), 1 учащийся к непринимаемым (Мурашов А). Класс организован, учащиеся активно принимают участие в массовых общешкольных и других мероприятиях.
3. Характер общения учащихся в группе
Сплоченность классного коллектива выше среднего уровня. В группе имеют место традиции взаимопомощи, эмоциональной поддержки друг друга. Общение в группе имеет характер взаимодействия малых групп, состоящих из 3-4 учащихся, преимущественно однополых, однако взаимоотношения мальчиков и девочек можно характеризовать как оптимальные, неконфликтные. 4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся
Работоспособность коллектива можно охарактеризовать как высокую, у учащихся сформированы навыки самостоятельного труда. На уроках в группе имеет место рабочая вовлеченность в учебный процесс, неустойчивое, неустойчивое рассеянное внимание, а также низкий уровень развития памяти и мышления отмечается только у нескольких учащихся (Гулян Д., Давледьянов А., Каргалёва Д.) У данных учащихся отмечается нерегулярное выполнение домашнего задания. У отдельных учащихся можно отметить высокий уровень мнемической деятельности, достаточно развитую способность к анализу и обобщению: Седых В., Белянская Ю., Лазарев К., Перкун А.
5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся
В классе имеются учащиеся с высоким уровнем общих способностей, склонных к проявлению фантазии, артистических способностей, а также организаторских способностей (Енгоян А., Ефремова Е., Лобова И., Старцева А.). Учащиеся класса активно проявляют себя в школьных мероприятиях, требующих творческого подхода.
6. Уровень воспитанности коллектива, усвоение им социального опыта
Общая дисциплина в классе удовлетворительная. Среди недисциплинированных учащихся можно выделить Мурашова А. Однако, общий уровень воспитанности в классе выше среднего и имеются положительные тенденции.
3.Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.
Используя свой многолетний опыт, я применяю разнообразные педагогические технологии с широким диапазоном целевых установок — от создания у занимающихся физической культурой потребностно-мотивационной сферы до ориентации их на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие.Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы.
Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.
Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.
3.2. Актуальность педагогического опыта
Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр.
Игра наряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.
Исходя из вышеназванных особенностей игрового метода, мной была разработана и апробирована в начальной школе и 5-8 классах МОУ СОШ №4 г. Буденновска технология игровой деятельности, сущность которой заключается в том, что на каждом занятии используются игры и игровые задания различной направленности. Подбор игр осуществлялся в зависимости от изучаемого раздела школьной учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уроке.
При организации и проведении игр и игровых заданий я руководствовалась следующими принципами:
соответствие применяемых игровых форм и средств психофизическим особенностям занимающихся;
всеобщая доступность, в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
зрелищность, эмоциональность игр и заданий;
целостность и логическая последовательность игровых средств;
комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр;
ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;
гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований;
высокая культура организации и проведения игр и заданий;
сочетание традиционных и новых ритуалов воспитательной направленности, соответствующих духу времени;
взаимное уважение, доброжелательность занимающихся, оздоровительная направленность, элементы познавательное и развлекательности.
Как известно, в основной части урока решают одну из основных задач, реализуя развитие физических качеств и способностей. Поэтому я подбирала игры и игровые задания в зависимости от поставленной на уроке задачи по развитию того или иного физического качества.
Если на уроке решалась задача развития силы, то в него включала игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.); с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, поднимание спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнёрам по команде).
Для развития быстроты подбирала игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками с бегом на короткие дистанции в кротчайший промежуток времени и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития координационных способностей использовала игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.Для развития выносливости применяла игры и игровые задания, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами.
Кроме того, игры и задания игрового типа использовались в качестве обучающего средства тому или иному двигательному действию.
Любая педагогическая технология, по моему мнению, должна включать в себя технологическую схему, обусловливающую определённую последовательность действий учителя. Проанализировав доступную литературу по современным педагогическим технологиям, я предложил следующую технологическую схему игровой деятельности на занятиях физической культурой, включающую в себя этап подготовки, этап проведения и этап анализа и коррекции.
Этап подготовки
До учебных занятий Анализ учебных материалов и требований физической подготовленности учащихся; выбор игр, эстафет, игровых занятий в соответствии с задачами учебных занятий; целеполагание и мотивирование игровых действий; выбор вида и организации игровой деятельности; разработка сюжета и правил игры; построение системы контроля и продумывание наиболее вероятных ошибок учащихся
Этап проведения
Во время учебных занятий Формирование команд;
постановка целей и задач;
краткий инструктаж по технике безопасности;
грамотное и справедливое судейство;
индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры;
вывод по результатам игры и подведение итогов;
дальнейшее использование полученного опыта
Этап анализа и коррекции
После
учебных занятий Общий анализ игровой деятельности; самооценка по проведению игр; разработка рекомендаций по использованию игр; корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки
Технологическая схема игровой деятельности наглядно показывает системность работы учителя, алгоритм его действий — от анализа учебных материалов до корректировки правил игры и параметров нагрузки.
Другой важной составляющей педагогической технологии являются диагностика или педагогический контроль, служащий необходимым компонентом деятельности учителя и предназначенный для анализа результативности и эффективности работы, ее дальнейшей коррекции. Поэтому в целях объективной информации о динамике физической подготовленности учеников и оперативного определения функциональной значимости физических нагрузок по показателям ЧСС мной использовались исходный, срочный, текущий и итоговый виды контроля.
3.3. Научность в представленном педагогическом опыте
Объём двигательной деятельности в данных формах упражнений может регулироваться количественными показателями. В зависимости от количества команд, на которые разделён класс, изменяется количество игроков в каждой команде. В соответствии с этим будут меняться и количество выполненных приёмов в учебных упражнениях, дистанция пробегания в эстафетах за время, отведённое для этих упражнений на уроке. Учитель может изменять их объём в зависимости от степени освоения изучаемых приёмов игры и уровня физического развития учащихся, за счёт изменения времени отдыха между упражнениями.
Интенсивность учебных упражнений и эстафет может изменяться в зависимости от быстроты выполнения приёмов игры и скорости пробегания отрезков в эстафетах. Учебные упражнения могут выполняться «на быстроту» за счёт сокращения расстояния между игроками, если упражнения осуществляются без последующих перемещений. Сократив длину отрезков в эстафетах, можно достичь максимальной быстроты перемещений. Пробегая дистанцию эстафеты с максимальной скоростью, интенсивность эстафет можно максимально увеличить.
Реализация физической нагрузки и её регулирование являются частью комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые решаются на уроке. При этом регулирование нагрузки должно сочетаться с другими задачами урока и способствовать их качественному решению.
В игровых упражнениях, подвижных и учебных играх содержание образовательных задач изменяется. Совершенствуются вариативность выполнения приёмов, умение применять их в игре. Все действия направлены на достижение определённой (локальной) цели, например, обыграть соперника за счёт различных способов передач, подач, ведения мяча и обводки в волейболе, футболе, баскетболе, гандболе. Для этого приёмы игры выполняют в различных сочетаниях, разнообразных условиях, в том числе с сопротивлением соперников. В итоге действия игроков получают своё завершение в достижении конечной цели: забить мяч в футбольные или гандбольные ворота, попасть в баскетбольную корзину, направить волейбольный мяч на площадку соперника.
Объём двигательной деятельности можно изменять различными способами. Если увеличить количество мячей на группу занимающихся, то паузы между выполнением приёмов игры в подвижной или в учебной игре уменьшаются. Увеличивать количество мячей на группу учеников можно и в упражнениях с попаданием в цель. Тогда эти упражнения будут выполняться поточно, позволяя многократно решать основную задачу — совершенствовать приёмы забивания и забрасывания мяча.
Интенсивность игровых упражнений, подвижных и учебных игр значительно увеличивается, если они проводятся с сопротивлением защитников. Многообразие упражнений позволяет изменять их интенсивность, увеличивая или уменьшая количество защитников. Максимальной интенсивности можно достичь, когда игроку нападения противодействует игрок защиты. В данном случае следует подбирать учеников-соперников, подготовленность и физические возможности которых примерно равны.
Определяя дополнительные задания, учитель имеет возможность индивидуально дозировать их в соответствии с физическими возможностями того или иного ученика. Основными методами выполнения дополнительных заданий могут быть «до отказа» и «повторный».
Увеличение физической нагрузки на уроках спортивных игр, степень воздействия её на занимающихся должны постоянно контролироваться учителем. Наиболее доступный способ контроля за состоянием организма учащихся — наблюдение. Признаками утомления являются: учащение дыхания, изменение окраски кожных покровов, повышенное потоотделение, снижение двигательной активности.
Нарушение координации движений говорит о значительной степени утомления, а появление побледневшего носогубного треугольника — о превышении физической нагрузки.
Наиболее объективный показатель реакции организма учеников на физическую нагрузку — частота сердечных сокращений (ЧСС). Этот показатель можно регистрировать после окончания упражнений и игр за определённые отрезки времени, а также следить за исходным и конечным показателями ЧСС. Составив соответствующую таблицу «стоимости» упражнений и игр, можно планировать физическую нагрузку на уроке на основе таких показателей. Надо иметь в виду, что показатели ЧСС учащихся будут характерны для тех условий, в которых они регистрировались (дистанции эстафет, продолжительность игр и упражнений, количество учащихся в команде и прочие условия).
В настоящее время существует методика определения нагрузки по степени интенсивности отдельного упражнения, вычисляемой на основе средней величины ЧСС в ходе упражнения и сравнения полученных значений с данными таблицы индексов интенсивности, разработанной И.Б.Викторовым с соавторами (СПб.,1976). Индекс интенсивности, повышающий физиологические возможности организма ребёнка, должен быть не менее 4 баллов.
Таблица индексов интенсивности
Баллы ЧСС,уд./мин. Зона интенсивности
1 120-129 Низкая
2 130-139 Средняя
3 140-149 4 150-159 5 160-169 Большая
6 170-179 7 180-189 Высокая
8 190-199 9 200-209 Максимальная
10 210-219 3.4. Результативность педагогического опыта
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Учебная деятельность отличается высоким уровнем моей профессиональной компетенции и ответственным отношением к работе с детьми, что позволяет мне добиваться стабильно устойчивых только положительных результатов обученности школьников. Это находит свое отражение в таблице позитивной динамики их учебных достижений на примере конечного результата: итоговой аттестации выпускных классов за последние три года, что свидетельствует о том, что обучающиеся успешно усваивают государственные образовательные стандарты.
Учебный
год Кол-во
обучающихся Кол-во выпускников, окончивших с золотой и серебряной медалью Успеваемость по предмету
2013-2014 211 2 100%
2014-2015 208 1 100%
2015-2016 209 5 100%
«Качество знаний» (успеваемость на «4» и «5») выпускников классов, где я работаю на протяжении уже многих лет остается стабильно высоким
(от 80,0 %).
Высоких результатов я добиваюсь, благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Исходными теоретическими позициями, обеспечивающими динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников, является перевод учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. Осуществляю развитие субъективности школьников, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятельности.
Перед собой я поставил следующие цели:
•анализ, обобщение и распространение опыта использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
•создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
•создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
задачи:
•Педагогическая и психологическая поддержка процесса
социализации учащихся.
•Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры
учащихся.
Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Моя личная концепция, как учителя, заключается в следующем:
поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;
-формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
-расширение границ двигательной активности школьников за счет использования подвижных игр;
- активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности учащихся.
Главная задача моей профессиональной деятельности это - включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. И поэтому для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, с использованием игровых и соревновательных технологий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
Я, как учитель физической культуры активно внедряю на своих уроках игровые соревновательные технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку, во время уроков физической культуры школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оказывать помощь учителю в проведении игр и эстафет, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
Использование подвижных игр на уроках.
Игровой метод на уроках физической культуры, как правило, применяется при комплексном совершенствовании движений, при их разучивании и для развития физических качеств. В связи с этим мной были разработаны комплексы подвижных игр и игровых заданий с учётом тематики уроков. Комплексы игр составлены в зависимости от решаемых на занятии задач.
Урок физической культуры строится в соревновательной форме на основе программы «Весёлых стартов», реализуемой в III четверти (каждый урок — этап). Всего в данной учебной четверти 10 таких этапов. Каждый этап имеет свои направленность и программу заданий. Оценка прохождения каждого из этапов осуществляется таким образом: каждый класс по результатам выполнения заданий получает баллы, которые заносятся в таблицу, и подводятся итоги (суммируются набранные баллы и определяется место).
Инновационность уроков игровой направленности позволяет поэтапно повышать физическую активность, развивать двигательные навыки учащихся и их физические качества.
Цель данной программы — повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой, развивать двигательные навыки учащихся и их физические качества.
Задача этапов — развитие двигательных качеств с акцентом на одном-двум из них.
На уроке задействованы все учащиеся, допущенные к занятию. Классы делятся на команды, равные по численному составу.
Оценивание осуществляют на каждом уроке. Система подведения итогов реализуется по правилам проведения эстафет путём суммирования набранных баллов, количество которых соответствует занятому месту. Победитель определяется по наименьшему количеству полученных баллов.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта
При использовании игр, (подвижные игры и сюжетно-ролевые) на уроках физической культуры реализуются функции игр:
Социокультурное назначение игры, как сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Функция самореализации человека в игре: для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а процесс игры – пространство самореализации.
Коммуникативная игра: вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры не может быть не может.
На графике представлены результаты диагностики мотивации учебной деятельности на обычных уроках физической культуры и с применением игровых технологий. Как видно из графиков на уроках с использованием игр возрастает ситуативный интерес, интерес к предмету и повышенный познавательный интерес. Диагностика проведена в начале 2014-2015 учебного года и в конце 2008-2009 учебного года в 7 классе. (Приложение1)
При использовании игр на уроках физической культуры придерживаюсь следующего алгоритма деятельности.
Выбор игры. Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю в соответствии с содержанием место для игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеничным нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ и её содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведение игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны, водящие, учитываю какая роль особенно полезна ученику, так, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным- проявить активность, недисциплинированным- стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.
Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаюсь следующих принципов:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечение детей в игру
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися подводим итоги игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.
При проведение игр обязательно ставлю перед собой следующие задачи:
Опираться на достижения предыдущего возраста;
Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;
Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
Главное уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.
Диагностика мотивации учебной деятельности на обычных уроках физической культуры
Диагностика мотивации учебной деятельности на уроках физической культуры с применением игровых технологий
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта
Игры-эстафеты с элементами гимнастики.
«Пролезь под мостом». Участвуют две команды. Первые участники по сигналу учителя бегут к гимнастической стенке, забираются вверх, касаются рукой верхней рейки, спускаются вниз, добегают до гимнастического мата, выполняют «мост». В это время второй участник команды бежит к первому, пролезает под «мостом» и выполняет дальше то же задание, а первый участник возвращается быстро к своей команде и становится в конце колонны. Следующие участники выполняют то же задание, только последний не выполняет «мост».
«Повтори за мной». Для выполнения прыжковых упражнений можно использовать гимнастический мостик, трамплин, батут, автомобильную камеру. Участники могут соревноваться как индивидуально, так и по командам учителя. Дети показывают те прыжки в сочетании с гимнастическими элементами, которые они изучали, но могут также придумывать свои. Один придумывает и выполняет, другой должен повторить. Выигрывает тот, кто больше придумает и больше повторит различных элементов. Чтобы быстрее закончилась игра, можно установить предел, например, до 10 «новинок».
«Придумай упражнение». При составлении упражнения надо использовать заданное количество гимнастических элементов (например, 4, 6, 8). В эстафете могут участвовать несколько команд. Выполнять задание может капитан команды или тот, кого выберет команда. Например, даны такие элементы акробатики: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, «мост», сед углом, полушпагат, равновесие на одной ноге, прыжок с поворотом на 180°. Участнику нужно придумать упражнение из этих элементов, добавляя соответствующие переходы.
«Кувырок через обруч». На расстоянии 10 м от команд стоят два ученика и держат поставленные на пол гимнастические обручи в вертикальном положении. За обручами лежат гимнастические маты, далее стоят стойки. По сигналу учителя первые игроки в командах бегут, прыгают в обруч с кувырком вперёд, обегают стойки, обратно в обруч пролезают (пробегают) и передают эстафету следующему.
«Силачи». В 2 м от команд стоят две гимнастические скамейки. Первые участники лежат на животе на скамейках так, чтобы ноги находились не на скамейке. По сигналу участники, сгибая и выпрямляя руки в хвате за скамейку, быстро проталкивают себя головой вперёд. В 3—4 м от скамейки на гимнастическом мате лежат гантели. После прохождения скамеек участники подбегают к гантелям, 5 раз их выжимают вверх от плеч, кладут на мат, обратно пробегают по скамейкам и передают эстафету. Вес гантелей подбирают с учётом физической подготовленности занимающихся.
«Переправа». На расстоянии 10 м от команд стоят два гимнастических козла или коня, за ними лежат гимнастические маты, в 2 м от матов стоят две гимнастические скамейки. По сигналу первые участники подбегают к козлам, перелезают через них, спрыгивают на маты, по скамейкам передвигаются в упоре на руках (ноги на полу сзади, разведены), обегают стойки и, подбежав спиной к скамейке, пробегают её спиной вперед ноги врозь, поворачиваются и пролезают под козлом, подбегают к команде, берут за руку второго игрока и вместе с ним повторяют то же упражнение. Добежав до стойки, первый остаётся за стойкой, а второй бежит за третьим участником. Перелезают через козла второй и третий участники, с использованием скамейки выполняют задание оба, а за стойкой остается второй. Эстафету продолжают до тех пор, пока все не переправятся за стойку.
«Эстафета с гимнастическими скамейками». В 10 м от команд стоят две гимнастические скамейки. По сигналу игроки обеих команд подбегают к ним сбоку, кладут ноги на скамейки, руки на полу и выполняют передвижение вдоль скамейки
«Кувырки с мячом в руках». По сигналу учителя первые игроки бегут к гимнастическим матам с мячом в руках, выполняют кувырок, затем обегают стойку. На обратном пути игроки тоже делают кувырок и передают мяч следующим участникам. Команде начисляют штрафные очки, если её игрок уронит мяч при кувырке или во время бега.
«Упражнение в равновесии на гимнастическом бревне». Участие принимает один игрок (капитан). Необходимо придумать комбинацию из заданного количества элементов (6—8). Можно выполнять шаги, прыжки, повороты, танцевальные движения, равновесие на одной ноге, наскок на бревно, сед углом, соскок. Выигрывает игрок, который покажет более интересную комбинацию и допустит меньше ошибок.
«Кувырки в парах». Задание то же, что и в эстафете «Кувырки с мячом в руках», только двое игроков в команде без мячей выполняют кувырки вдвоём, взявшись за руки.
«Переправа над пропастью». Устанавливают двое брусьев (параллельных), под ними кладут гимнастические маты. Задача каждого участника — как можно быстрее пройти брусья в висе на руках или по одной жерди на руках, а по другой на подколенках.
Комбинированная эстафета (каждый участник выполняет своё задание):
первые участники бегут и гонят перед собой гимнастический обруч. Они передают эстафету партнеру, стоящему возле брусьев;
второй участник хватается за жердь брусьев руками и ногами и, проталкивая себя руками, скользит по жерди до конца (рис. 8);
третий участник на гимнастической скамейке выполняет одно отжимание с последующим хлопком руками, а затем — продвижение вдоль скамейки (ноги на полу);
четвёртый участник, получив эстафету, в висе на гимнастической стенке 10 раз поднимает прямые ноги (можно упростить упражнение и поднимать ноги, согнутые в коленях);
пятый участник (мальчик) на перекладине выполняет 5 подтягиваний в висе;
шестой участник на гимнастической дорожке выполняет перекаты боком (или кувырки вперёд);
седьмой участник осуществляет передвижение положении «мост»;
восьмой участник выполняет перевороты боком.
Игровые эстафеты на уроках кроссовой подготовки
На уроках кроссовой подготовке я нередко применяю игровую эстафету «Телеграмма» и своеобразную гонку патрулей «Выполни задание».
В эстафете «Телеграмма» класс распределяем на 5—6 команд по 5 человек в каждой. Кроссовую дистанцию делим на равные отрезки. Каждый участник команды занимает место на своем этапе. Капитан команды, стартуя на первом этапе, самостоятельно придумывает телеграмму-поздравление, состоящее из 5 слов, например: «Поздравляем с Днем 8 Марта!». Завершая свой этап и подбегая ко второму участнику команды, он, как эстафету, передает ему слова текста телеграммы. Таким же образом телеграмма поздравление передается по всем остальным этапам эстафеты. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой и правильно, без ошибок, донесшая слова телеграммы.
Капитанами команд обычно выбирают наиболее подготовленных учащихся. В этом случае мы применяем несколько иной вариант игровой эстафеты. Капитан преодолевает все этапы эстафеты, кроме последнего, и на каждом этапе он сообщает своим товарищам только по одному слову из задуманного текста телеграммы (на втором этапе — первое, на третьем — второе и т. д.). Закончив свой этап, все остальные участники команды не прекращают бег, а вместе с товарищами по следующим этапам бегут к финишу. На финише (без капитана команды) они из сообщенных им капитаном слов должны правильно составить текст телеграммы.
Результат команды фиксируется, когда линию финиша пересекут все ее участники. Капитан заканчивает бег, передав слово-эстафету последнему участнику команды.
Данный вариант эстафеты позволяет применять бег с гандикапом в зависимости от подготовленности учащихся.
Гонку патрулей «Выполни задание» проводим чаще всего на заключительных уроках кроссовой подготовки. Класс делим на 4 команды. Дистанцию размечаем по кругу (500 м — круг). Первый круг все команды пробегают вместе, причем ни одна из них не получает никаких заданий. На финише круга учитель вручает капитанам команд записки с заданиями (пробежать определенное число кругов, сделать несколько ускорений, преодолеть ряд препятствий и др.). По мере выполнения заданий оценка выставляется всем участникам команд.
В старших классах для выработки у учащихся умения равномерно пробегать кроссовую дистанцию, а также чтобы увеличивать темп бега в зависимости от промежуточных результатов, мы на определенных отрезках дистанции сообщаем учащимся показанные на них результаты. Ориентируясь на эти результаты и зная конечные нормативные требования (на оценки «5», «4» и «3»), школьники стремятся правильно распределять свои силы на последующих частях дистанции.
Вспомогательные и подводящие игры на уроках легкой атлетики
«Поймай мустанга на разгоне». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по стартовому разгону.
Класс делится на ловчего, охранника и свободных мустангов, непринужденно резвящихся на площадке. В центре предназначенной для игры площадки чертят
круг диаметром 3 м (загон для пойманных мустангов), оберегаемый снаружи охранником. По сигналу педагога ловчий стремительным рывком начинает охоту на свободных мустангов, стараясь запятнать кого-нибудь из них рукой. По правилам игры преследование убегающего может продолжаться не более 20 м, после чего ловчий должен переключиться на другого мустанга. Пойманный отводится в загон под надзор охранника, и импровизированная охота продолжается. Однако каждого пленника можно освободить, если свободный игрок, ловко подкравшись к кругу, переходить который нельзя, коснется вытянутой навстречу руки «заключенного». При этом, если охранник или ловчий запятнают освободителя, то он сам становится пленником. Игра продолжается 4—5 мин. Ни разу не пойманные игроки объявляются самыми резвыми и хитроумными.
«Бег с обручем». Цель — развитие быстроты, ловкости, внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий со стартовым разгоном.
Класс делится на пять равных команд, которые строятся в колонны по одному за общей линией старта. Через 10 и 25 м на беговых дорожках проводят белые поперечные линии, последняя из которых финишная. Двум первым участникам каждой команды выдается по гимнастическому обручу. По сигналу педагога направляющий каждой колонны бросает обруч таким образом, чтобы он устойчиво покатился по дорожке. Когда обруч достигает 10-метровой отметки, бросивший игрок стартует за ним, чтобы, не мешкая, схватить его и как можно быстрее финишировать. Участник забега, финишировавший первым, приносит своей команде 3 очка, вторым — 2, третьим — 1. Остальным очки не присуждают. Затем за метаемыми обручами стартует следующая пятерка, а финишировавшие игроки в это время сбоку возвращаются обратно и передают обручи очередным участникам своих колонн. Игра продолжается до финиша замыкающего забега. Выигрывает команда, набравшая большую сумму очков.
«Догнать переднего». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с низким или высоким стартом.
На легкоатлетической площадке класс делится на две команды, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами выстраиваются одна позади другой. Расстояние между шеренгами 2—3 м. В 30—40 м перед первой шеренгой проводят контрольную линию. По сигналу педагога обе команды с низкого (или высокого) старта бегут к контрольной линии. При этом игроки задней шеренги стремятся догнать и касанием руки запятнать бегущего перед собой игрока передней шеренги, а тот старается не допустить этого. Игроки, которых запятнали до контрольной линии, должны остановиться и поднять вверх правую руку. Подсчитывается их количество. Возвратившись обратно пешим шагом, команды меняются местами и ролями, и игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, запятнавшая большее число соперников.
«Кто не успел —тот проиграл». Цель — развитие быстроты, ловкости и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бегом.
Класс становится по кругу, разомкнувшись на 2—3 м. Внутри по несколько меньшему кругу равномерно расставляют игровые предметы (кубики, городки, булавы, кегли и т.п.), число которых на 2 меньше количества играющих. По словесной команде педагога все игроки начинают бег по кругу против часовой стрелки, а по свистку каждый из них старается как можно быстрее схватить ближайший к нему игровой предмет. Двое нерасторопных, оставшиеся без предметов, выбывают из игры. Два игровых предмета изымают из круга, а остальные вновь расставляют на прежние места, после чего игровое задание повторяют с бегом в противоположную сторону. В результате второго цикла еще два участника, не успевшие овладеть предметом, оказываются вне игры и т.д. В конце концов в игре остаются один или два участника, которые и признаются победителями.
«Убежать от медведей». Цель —развитие быстроты, ловкости и воображения, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по бегу с максимальной скоростью.
Класс делится на 3—5 медведей и свободных сборщиков грибов. Медведи располагаются в конце игровой площадки, за линией, очерчивающей их берлогу. На другой стороне площадки (условного соснового бора) располагается группа свободных грибников. По сигналу педагога грибники, изображая сбор грибов и ягод в дремучем лесу, цепью подходят к медвежьей берлоге, хором выразительно напевая: «У медведей во бору грибы, ягоды беру, а медведи сидят и на нас рычат». Как только поющие произнесут последнее слово, медведи с рычанием выскакивают из берлоги и стремительно бросаются в погоню за грибниками, стараясь кого-нибудь схватить. Схваченных отводят в берлогу, а разбежавшиеся грибники снова собираются вместе и опять идут дразнить медведей. Игра повторяется три раза. Непойманные грибники объявляются самыми быстрыми и сметливыми.
«Кто быстрее». Цель — развитие быстроты и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по стартовому разгону и бегу с максимальной скоростью.
Класс делится на две команды. На площадке с интервалом 30 м проводят две параллельные линии, с наружной стороны которых в одну шеренгу выстраивается по одной команде с последующим расчетом по порядку. Посередине между шеренгами ставят гимнастическую булаву. Педагог произвольно называет какой-нибудь порядковый номер. Участники противостоящих шеренг, имеющие этот номер, бегут изо всех сил к булаве, стараясь схватить ее быстрее соперника. Тот, кому это удается, тут же убегает в свою шеренгу, а соперник пытается его догнать и запятнать рукой. Если игрок с булавой возвращается в свою шеренгу незапятнанным, он приносит своей команде 2 выигрышных очка, а если его запятнают — 1. После этого педагог называет другой номер, и игра продолжается еще несколько минут. Выигрывает команда, игроки которой наберут большую сумму очков.
«Выдерни ленту соперника». Цель — развитие быстроты, ловкости и оперативного мышления, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с бегом на короткие дистанции.
Класс располагается на игровом поле 50 х 50 м, которое ограничено по углам четырьмя флажками. Все участники игры получают по цветной ленте длиной 40 см, половину которой надо вложить в тапочек сзади, и свободно разбегаются по игровому полю. По сигналу педагога игроки стремятся догнать друг друга и выдернуть ленту у соперника, сохранив при этом свою. Игрок, у которого выдернули ленту, выбывает из игры. То же самое ожидает игрока, выбежавшего за пределы игрового поля. Игра продолжается несколько минут. Победителями признаются игроки, сумевшие выдернуть у соперников большее количество лент.
«Бег под уклон». Цель — развитие быстроты в облегченных условиях и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий в беге на короткие дистанции.
На полянке с уклоном до 10—12° класс выстраивается в одну шеренгу за общей стартовой линией. Впереди через 20 и 50 м проведены две поперечные контрольные линии. По сигналу педагога все игроки бегут вперед, под уклон, причем первые 20 м они должны бежать равномерно, не обгоняя друг друга, а поровнявшись с первой контрольной линией, начать бег наперегонки. Побеждает участник, который первым пересечет 50-метровую линию, не нарушая правил. Зачет у мальчиков и девочек раздельный.
«Эстафета с препятствием». Цель —развитие быстроты и ловкости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с передачей эстафеты.
Класс делится на 3—4 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. Интервал между колоннами 3 м. Направляющие игроки колонн получают по эстафетной палочке. В 15 м перед каждой командой ставят поворотную стойку, а посередине 15-метрового отрезка кладут гимнастический обруч, в центре которого мелом очерчивают небольшой белый кружок. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своей поворотной стойке, добежав до лежащего на пути обруча, приподнимают его и пролезают сквозь него, затем кладут обруч точно на то же место, с белым кружком в центре, и бегут дальше. Поровнявшись со стойкой, огибают ее слева и возвращаются обратно, пролезая сквозь обруч тем же способом, после чего по правилам передачи легкоатлетической эстафеты передают палочку следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое, передавая палочку очередному участнику. И т.д. до последнего игрока команды. Выигрывает команда, закончившая эстафету быстрее.
Выводы
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.
Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику.На этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Использование учащимися подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М. 1984.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 1990.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. 1977.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1995
5. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М. 1982.
6. Габа Д Т.В. Учебная деятельность и ее ДСХ. М. 1988.
7. Дидактика средней школы. М. 1982. 11 .
8. Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.
9. 3анков Л.В. Избранные труды. М. 1990 И.
10. Кузнецов С.В., Как подготовить эффективный урок. 1989.
11. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М. 1986.
12. Левина М.С. Технологии профессионального педагогического образования, 2002