Статья: Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения.
Уразова Людмила Николаевна
учитель физической культуры школы-лицея «Туран», г. Алматы, Казахстан
Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения.
Современный этап развития физической культуры характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления и сохранения здоровья учащихся. В жизни детей двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции и совершенствования механизмов адаптации гармоничного физического развития и состояния здоровья. Растущий организм испытывает потребность в движениях. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности. Низкая плотность занятий, отсутствие индивидуального подхода и средств стимуляции интереса к занятиям, приводит к низким темпам обучения и малой прочности усвоения технических приемов. Отсюда повышенный интерес учителей физической культуры к нетрадиционным педагогическим подходам, которые способствуют повышению эффективности школьных уроков. Помочь осуществить эту задачу может реализация игрового и соревновательного методов обучения.
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании понимается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических методов и позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Он характеризуется присутствием соперничества и эмоциональностью в двигательных действиях; непредсказуемой изменчивостью, как условий, так и действий самих участников; проявлением максимальных физических усилий. Комплексное использование игрового и соревновательного методов обучения позволяет повысить интерес к занятиям и эффективность процесса физического воспитания учащихся, что является актуальным и своевременным как для теории, так и для практики физического воспитания подрастающего поколения. Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно - игрового.
Гибкий, вариативный характер соревновательно - игрового метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Появляется возможность значительно повысить заинтересованность учащихся, увеличить моторную плотность уроков, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств. Наряду со способностью заинтересовать учащихся в выполнении трудных и порой монотонных физических упражнений соревновательно - игровой метод оказывает существенное влияние на психологическую подготовку. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде и сопернику.
Игра наряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Но за последние десятилетия урок претерпел значительные изменения. Они связаны с целым рядом причин, но основная из них — ухудшение здоровья детей. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию. Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, учителю физической культуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Поэтому, чтобы создать систему игровых технологий пришлось, отследить и смоделировать методику комплексной программы по игровым и соревновательным технологиям. Вспомните, как играющие дети бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала.
Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.
Подбор игр осуществляется в зависимости от изучаемого раздела школьной учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уроке. При организации и проведении игр и игровых заданий я руководствуюсь следующими принципами:
всеобщая доступность, в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
зрелищность, эмоциональность игр и заданий;
целостность и логическая последовательность игровых средств;
комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр;
ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;
гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований;
высокая культура организации и проведения игр и заданий;
сочетание традиционных и новых технологий воспитательной направленности, соответствующих духу времени;
взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность.
Как известно, в основной части урока решают одну из основных задач, реализуя развитие физических качеств и способностей. Поэтому я подбираю игры и игровые задания в зависимости от поставленной на уроке задачи по развитию того или иного физического качества. Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаются игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания). И игровые задания с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, поднимание спортивных снарядов нужного веса, передачи набивных мячей партнёрам по команде). Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками с бегом на короткие дистанции в кротчайший промежуток времени и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития координационных способностей использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров. А также, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. Для развития выносливости применяю игры и игровые задания, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами. Используя свой многолетний опыт, я применяю разнообразные педагогические технологии с широким диапазоном целевых установок. От создания у учащихся физической культурой потребностно - мотивационной сферы, до ориентации их на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие. Применяемые мной на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы и формированию правильной осанки. Играя в планомерно подобранные подвижные игры, учащиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.
В игровых упражнениях, подвижных и учебных играх содержание образовательных задач изменяется. Совершенствуются вариативность выполнения приёмов, умение применять их в игре. Все действия направлены на достижение определённой (локальной) цели, например, обыграть соперника за счёт различных способов передач, подач в волейболе, ведения мяча и обводки в баскетболе, футболе, гандболе. Для этого приёмы игры выполняют в различных сочетаниях, разнообразных условиях, в том числе с сопротивлением соперников. В итоге действия игроков получают своё завершение в достижении конечной цели: забить мяч в футбольные или гандбольные ворота, попасть в баскетбольную корзину, направить волейбольный мяч на площадку соперника.
Объём двигательной деятельности можно изменять различными способами. Если увеличить количество мячей на группу занимающихся, то паузы между выполнением приёмов игры в подвижной или в учебной игре уменьшаются. Увеличивать количество мячей на группу учеников можно и в упражнениях с попаданием в цель. Тогда эти упражнения будут выполняться поточно, позволяя многократно решать основную задачу — совершенствовать приёмы забивания, забрасывания мяча и метания. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязательны (особенно если урок ведется в начальном и среднем звене).
На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты: «Перестрелка», «Охотники и утки», «Пятнашки мячом», «10 передач», броски мяча на технику, попадание в цель, переноска мячей. С возрастом учащихся задания усложняю и меняю игры: «Мяч ловцу», «Наседка и цыплята»», «Борьба за мяч», «Ручной мяч по упрощенным правилам». Также, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательно - игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков. Что помогает мне оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола, а в конце игры обсудить ошибки, которые помешали добиться победы. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших улучшить свои личные и командные результаты.
Ценность соревновательно – игровых технологий в моем опыте заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к учащимся другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в соревновательно - игровых условиях при последующем, более углубленном изучении техники движений, облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. На этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. В соответствии с дидактическими принципами, такими, как последовательность, систематичность и индивидуализация, я приучаю учащихся к тому, чтобы они правильно выполняли упражнения на технику движения, постепенно увеличивая требования.
Правильный подбор упражнений, изучение новизны, способствуют интересу к занятиям. Всегда обращаю внимание на то, чтобы у учащихся постепенно складывались достаточно устойчивые и объективные критерии оценки своих знаний, умений. От этого зависит будущее отношение ученика к физической культуре, к его содержанию. Особенностью учащихся является их познавательная активность и высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому, на уроках и спортивных мероприятиях я умело сочетаю четкую организацию, разумную дисциплину с предоставлением учащимся определенной свободы и самостоятельности действий, стимулирующую творчество и инициативность.
Литература:1. Мустаев В.Л. Технология соревновательного метода на уроках физической культуры в начальной школе. Омск: издательство ТГПУ, 2004 г. – 70с.
2. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный метод физического воспитания. Спорт в школе: еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007 № 9 (412) – 115с.
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М: Советский спорт, 2010.- 464с.