Статья на тему: ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.


ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
Слотова Ю. М.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) № 127 г. Челябинска».
Город Челябинск
В подростковый период у детей происходит активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17.
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
Необходимо отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение.
Вопрос о роли возрастных особенностей детей в подростковый период в этиологии психических расстройств рассматривался еще в старой психиатрии.
Издавна в классификации психических заболеваний выделялись пубертатные, инволюционные и старческие психозы.
Большинство исследователей считает, что, в возникновении инволюционных психозов, наряду с инволюционными изменениями в организме, большую роль играет ряд других сомато- и психогенных факторов. Особенно это касается психозов подросткового возраста. Все те физиологические сдвиги, которые происходят в организме при переходе ребенка из одного возрастного периода в другой, не могут рассматриваться как болезнь, они являются лишь этапом его физиологического развития.
Для того чтобы лучше понять сущность этих возрастных психических изменений, необходимо учесть, что каждый новый возрастной этап знаменуется не только своими физиологическими особенностями, но и новыми потребностями, новыми взаимоотношениями с окружающей средой (общественной средой). Если ребенок не подготовлен к ним всей предыдущей своей деятельностью и условиями воспитания, если окружающая ребенка среда не создает гармонического соотношения между потребностями и возможностями, то могут возникнуть патологические реакции и патологические черты в развитии его личности.
Другими словами, возрастное развитие личности ребенка, рост его сознания и самосознания, его деятельности, усложнение его познавательных функций, качественные изменения его эмоций – все это не может быть выведено непосредственно из анатомо-физиологических особенностей его нервной системы, личность формируется окружающей общественной средой и воспитанием, т. е. является продуктом общественного развития.
Следовательно, возрастные особенности ребенка и подростка, взятые в отрыве от окружающей среды (главным образом общественной среды и условий воспитания), ни в коей мере не могут быть рассматриваемы как причина психических заболеваний.
Таким образом, можно сказать, что повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний. Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами: 1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. 2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности. 3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки. 4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности. 5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.
Следовательно мы можем отметить, что повышенная тревожность является предпосылками к развитию психических расстройств.
Из исследований, проведенных в ноябре 2015 года на учениках 5-х классов (учащиеся обучаются по общеобразовательной программе: III вида – 2 чел. (по системе Брайля); IV вида – 9 чел. и 11 чел. – по программе VIII вида) на база МБОУ «СКОШ № 127 г. Челябинска». Была проведена методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса, направленная на изучение уровня тревожности как ведущий фактор процесса адаптации.
В результате мы получили следующие результаты: повышен уровень тревожности в параллели 5-х классов у 32% (7чел.) учащихся, из них у 23% (5чел.) – высокий уровень тревожности. Средний уровень тревожности, что является нормой, имеют 54% (12 чел.) учащихся. Ниже среднего – у 14% (3чел.) учащихся.
Повышенная тревожность у учащихся 5-х классов по одному фактору у 14% (3чел.) учащихся, по двум факторам – 23% (5чел.) учащихся, по трём факторам – у 14% (3 чел.) учащихся, по четырём факторам – у 14% (3чел.) учащихся, по шести факторам – у 18% (4 чел) учащихся и по семи факторам – у 9% (2чел.) пятиклассников.
Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, но может отрицательно сказаться на продуктивности деятельности.
Отдельно по каждому фактору наблюдаются следующие результаты:
– высокая общая тревожность в школе у 18% (4 чел.) учащихся, повышена – у 18% (4чел.) учащихся: общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения в жизнь школы.
страх проверки знаний испытывают 64% (14чел.) учащихся переживают тревогу в ситуации проверки знаний;
страх несоответствия ожиданиям окружающих – тревогу по поводу оценок испытывают 45% (10чел.) учащихся;
- существуют проблемы в отношениях с учителями у 9% (2чел.) учащихся, что выражается в общем негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе, снижающем успешность обучения ребенка;
- фрустрацию потребности в достижении успеха – переживание непреодолимых трудностей, состояние подавленности – испытывает 18% (4чел.) пятиклассников: неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе;
- переживают социальный стресс – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками) 36% (8чел.) учащихся;
- страх самовыражения испытывают 54% (12чел.) учащихся: испытывают негативные эмоции в ситуациях необходимости предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – повышена вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды у 18% (4чел.) учащихся.
Среди подвидов общей тревожности более «спокойной» оказалась область межличностных отношений, а самой волнующей и тревожной оказалась область самооценки и школьных проблем.
Таким образом, необходимо отметить, что по результатам исследований подростков 12 человек подвержено психическим расстройствам. Исходя из этого, были разработаны рекомендации по работе с данной категорией детей.
Рекомендации:
Администрации:
- использовать результаты диагностики при анализе образовательного процесса на основной ступени образования;
- создать условия психологического комфорта на уроках в 5-х классах.
2. Педагогам:
- оказывать индивидуальную и групповую помощь учащимся с повышенной тревожностью через выражение эмоциональной поддержки, создание ситуации успеха.
- формировать адекватную самооценку, создавая на уроках ситуации успеха для учащихся с заниженной самооценкой.
3. Педагогу-психологу:
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся в период обучения в среднем звене;
- способствовать повышению психологической компетентности педагогов в осуществлении образовательного процесса;
- дать рекомендации родителям учащихся 5-х классов по созданию благоприятных условий и психологической поддержки в трудный для детей возрастной период.
Литература:
Сухарева Г. Е. Т. 1: Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. / Г. Е. Сухарева. – Москва: Медгиз, 1955. – 457с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с. - ISBN 5-204-00205-7
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса.
Сорокоумова Е.А.  Возрастная психология, Изд-во Питер., 2007 – 208с.