ВЫГОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НЕДОСТАТКИ РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ КОМЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ.
ВЫГОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НЕДОСТАТКИ РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ КОМЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ.
Педагогика.
Дубаева Татьяна Викторовна
В этой статье выделены достоинства и недостатки работы с учебной программой в школе, и в частности на уроке геометрии. Представлен взгляд учителя на проблему выбора компьютерной среды, высказаны предложения разработчикам по усовершенствованию программ.
Ключевые слова: среда, компьютерная, достоинства, недостатки, учебная.
Графический редактор – это программа, предназначенная для автоматизации процессов построения на экране дисплея графических изображений. Кроме этого она предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т. д. Большинство редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров, а также выводить картинки в таком виде, чтобы они могли быть включены в документ, подготовленный с помощью текстового редактора, например редактор Fine Reader. Некоторые редакторы позволяют получать изображения трехмерных объектов, их сечений, разворотов, каркасных моделей и т. п. Так, например, в программе Inkscape можно разделить земной шар на полушария [3].
Для использования на уроках геометрии существуют программы, предоставляющие ученику среду, в которой можно быстро, точно и красиво выполнять любые аналогии построений с помощью циркуля и линейки, а также вводить привычные обозначения, автоматически измерять длины отрезков. Это, например, компьютерные среды «Живая геометрия» (русская версия американской программы The Geometer's Sketchpad), «Открытая математика 2.6.Планиметрия» , Korpergeometrie-Hilfe , Кумир. Это прекрасные технические инструменты, приходящие на смену карандашу, линейке, циркулю и ластику. В таких программах можно не только строить аккуратные чертежи, но и видоизменять уже готовые, а также использовать анимацию. Заметим, что возможность трансформации чертежа интересна тем, что, во-первых, не надо задумываться о положении базовых точек (например, при построении на бумаге может оказаться, что в одном месте чертежа точек много, а в другом мало, поэтому приходится перерисовывать), а во-вторых, легко проверить построение.
Отметим выгодные особенности работы с учебной программой.
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
легко достигается уровневая дифференциация обучения;
учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Следует учесть и недостатки:
диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;
не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;
материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;
контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;
от учителя целевого предмета требуются специальные знания;
многие программы платные, и школа не имеет возможности их приобрести [4].
Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Отказываться от компьютера на уроке геометрии нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, в нашем случае – геометрии, критерии оценки применяемых учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии на уроке геометрии, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии [1].
Например, если программа позволяет на уроке геометрии быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости - такая программа нужна. Потому что без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных рутинных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются.
Если программа позволяет показать учащемуся наглядно схему построения серединного перпендикуляра или биссектрисы угла - такая программа нужна. Иначе на выработку такого уровня знаний уходит много времени.
Примером ненужных учебных программ может служить множество тестов типа “выбери правильный ответ” или длинных лекций, которые нужно проматывать на экране.
Учебная программа не должна быть “книжкой на экране”. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа должна представлять материал в естественном виде (для геометрии). Не должно вводиться обозначений, не общепринятых форм записи, предназначенных только для облегчения программирования. Иными словами, работа с программой должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями. Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения геометрии.
Программа не должна категорически оценивать работу учащегося. Оценка человека - прерогатива человека. Во всяком случае, учитель должен иметь возможность изменения уровня требований, предъявляемых учащемуся программой.
И, наконец, программист, создающий учебное программное средство должен учитывать традиции школьного образования. Методические приемы обучения разрабатывались на протяжении тысячелетий. В них нашла отражение психология ученика. Попытки сделать “сразу хорошо” чаще всего не удаются. Чем больше возможностей настройки программы, тем лучше [2].
Итак, учитывая достоинства и недостатки учебных программ, применяемых на уроке геометрии, можно сделать вывод, что идеальная программа - та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика. Учителя строят уроки, пользуясь различной литературой и собственными знаниями. Из множества источников берется то, что нужно данному учителю. Кроме того, учитель пользуется присущим ему набором педагогических и методических приемов. Скомпилировать ограниченный во времени урок геометрии из множества учебных программ практически невозможно. Поэтому программисты должны идти навстречу учителю, создавая тщательно продуманные программы с возможностью гибкой настройки. А задача учителей и методистов - стремиться к взаимодействию с разработчиками учебного программного обеспечения, обогащая себя новыми учебными технологиями и способствуя появлению на нашем рынке качественных российских учебных программ.
Список литературы.
1. Грайс Д. Графические средства персонального компьютера. М.: Мир, 1989.
2. Дубровский В. Н. Стереометрия с компьютером//Компьютерные инструменты в образовании.- 2003- № 6.-с.34-38.
3. Зубрилин А. А., Пауткина О. И. Некоторые пути формирования пространственных представлений и пространственного воображения на уроках математики и информатики в средней школе//Педагогическая информатика.- 2002- № 3.-с.84-87.
4. Применение информационных (компьютерных) технологий на уроках математики.URL:http://education. kudits.ru/homeandschool/