Программа кружка Мастерская чудес 5 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 5, 6 класс«Мастерская чудес»Срок реализации программы: 2 годаПояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес» разработана для занятий с учащимися 5-6х классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы курса «Мастерская чудес» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5-6х классов технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Мастерская чудес» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.Организация деятельностиПрограмма внеурочной деятельности рассчитана на 2 года обучения для учащихся 5-х и 6-х классов. Наполненность группы — 5-6 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). Занятия проводятся в кабинете домоводства.Актуальность программы и ее новизнаСодержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.Данный курс дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Мастерская чудес» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Мастерская чудес»
Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;Обучающийся получит возможность для формирования:- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;- выраженной познавательной мотивации;- устойчивого интереса к новым способам познания;- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;- планировать свои действия;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;- адекватно воспринимать оценку учителя;- различать способ и результат действия;- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.Обучающийся получит возможность научиться:- проявлять познавательную инициативу;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;- преобразовывать практическую задачу в познавательную;- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.Коммуникативные универсальные учебные действияУчащиеся смогут:- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;- формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться, приходить к общему решению;- соблюдать корректность в высказываниях;- задавать вопросы по существу;- использовать речь для регуляции своего действия;- контролировать действия партнера;Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- владеть монологической и диалогической формой речи.- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;- высказываться в устной и письменной форме;- анализировать объекты, выделять главное;- осуществлять синтез (целое из частей);- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения об объекте;- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);- подводить под понятие;- устанавливать аналогии;- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.Обучающийся получит возможность научиться:- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;- достичь оптимального для каждого уровня развития;- сформировать систему универсальных учебных действий;- сформировать навыки работы с информацией.Содержание программы курса «Мастерская чудес»1. Вводное занятие. (1 час)История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.2. Бумажная страна. (6 часов)Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги. Головоломки из бумаги. Построение чертежа, выбор цвета.Знакомство с техникой оригами, модульное оригами. Цветок из модулей. Изготовление животных в технике модульного оригами. Чудеса из гофрированной бумаги. Техника торцевания. Использование картона, пластилина для основы. Коллективная работа.Практические работыИзготовление закладки для книг. Построение чертежа, оформление, сборка головоломки из бумаги. Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных. Создание цветов из гофрированной бумаги. Проектирование коллективной работы в технике торцевания.3. Пластилиновые фантазии (2 часа)Основные приёмы работы с пластилином. Рисуем пластилином. «Пластилиновая живопись». Поиск, разработка композиции для будущей работы. Витраж из пластилина. Работа с пером и тушью, заполнение витража пластилином. Подбор основы, композиции.Практические работы«Рисование» пластилином. Пластилиновый витраж.4. Волшебная иголочка (3 часа)Закрепление навыков работы иглой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце работы. Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить».Практические работыЗаполнение круга, угла. Заполнение треугольника, многоуровневой фигуры. Открытки в технике «изонить».5. Чудесная ниточка (2 часа)Текстильные материалы. Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие мандал. Знакомство с техникой выполнения. Виды фенечек, история их появления. Основные способы плетения.Практические работыПлетение мандал. Плетение фенечек.6. Предновогодние хлопоты (2 часа)Символ года – обезьянка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.Практические работыИзготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.7. Лоскутное царство (3 часа)Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Игольница. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.Практические работыИзготовление игольницы, прихватки, пупсов, зверюшек.8. Дворец бисера (2 часа)Историческая справка «Экскурс в мир бисера» Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.Практические работыВыполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Поделки из бисера «Дерево счастья». Изготовление сувениров в технике параллельного низания «Мышка», «Бабочка»9. Квиллинг (3часа)Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга.Практические работыАппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для мамы10. Рисуем на ткани(3 часа)Знакомство с техникой батик. Материалы, инструменты. Свойства акриловых красок. Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками. "Разрисуй футболку к лету"Практические работыИзготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь. Украшение рисунком своей одежды.11. Обереговая кукла (2 часа)Народная кукла. Русские обряды и традиции. Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приёмы изготовления. Кукла "Кубышка-травница", «Хозяйка-рукодельница»,Практические работыИзготовление бесшовной куклы, куклы"Кубышка-травница"12. Не спешите выбрасывать! (3 часа)Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Панно из компакт – дисков. Коллективная работа. Лепка на диске. Технологические отходы – компьютерные диски. Идеи для поделок. Технология изготовления подарочной коробки.Практическая работа Выполнение панно из компакт – дисков. Лепка на диске. Изготовление коллекции украшений «Пластик-фантастик».13. Экскурсии в музеи и на выставки(1 час)Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.14. Итоговое занятие (1 час)Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Магия творчества в моем понимании».Мониторинг качества знаний воспитанников.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Вид контроля Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий)
1 Вводное занятие 1 Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия;
2 Бумажная страна 6 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;адекватно воспринимать оценку учителя;различать способ и результат действия;
3 Пластилиновые фантазии 2 Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи
4 Волшебная иголочка 3 Использовать учебную и дополнительную литературу в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
5 Чудесная ниточка 2 Осуществлять синтез (целое из частей);проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
6 Предновогодние хлопоты 2 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
7 Лоскутное царство 3 Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
8 Дворец бисера 2 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
9 Квиллинг3 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
10 Рисуем на ткани 3 Использовать изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
11 Обереговая кукла 2 Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе
12 Не спешите выбрасывать! 3 Создавать полезные и практичные изделия
13 Экскурсии в музеи и на выставки1 Проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
14 Итоговое занятие1 Устанавливать причинно-следственные связи;
ИТОГО 34 Материально-техническое обеспечение- мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов;- телевизор, компьютер, принтер;- дидактические материалы, наглядные пособия;- репродукции произведений художников – анималистов; иллюстрации к сказкам;- аудио-сборники спокойной музыки.Материалы:- бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа;- нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа.- проволока, фольга;- пластилин;- лак акриловый;- лоскуты, мех, синтепон, пенопласт;- природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . )- клей ПВА, клей-карандаш, «момент»;- бисер, шнур, цветные ленты и пр.Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг, салфетки для бисераМетодическое обеспечение программыТеоретический курс дается в виде переработанной информации по учебникам:1. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 1990 год.2. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 1978 год.3. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.5. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.6. Кузьмина М. «Азбука плетения», 1993 год.8. Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.9. Кононова «Мягкая игрушка», 2000г.10. Петухова В.И., Ширишова Е.Н. «Мягкая игрушка», 2001г.11. Митителло К. «Аппликация», 2004г.12. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.13. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.14. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.15. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. «100 поделок из яиц», 1999г.16. Утенко И.С. «Зимний букет», 1970г.17. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 1983г.18. Гусакова М.А. «Аппликация». 1982г.19. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.Список рекомендуемой литературы для детей1. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 1978 год.2. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.3. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.4. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.5. Белова Н.Р. « Мягкая игрушка», 2001г.6. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.7. Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2005г.
8. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.