Урок литературного чтения (2 класс) .Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок литературного чтения
по теме: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
(2 класс)
Учитель: Булычева И. В.
Стаж: 34 года
Категория: высшая
Литературное чтение
Тема: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Цели:
- познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;
- обучить правильному чтению стихов;
- развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование:
- аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
- картины на тему осени;
- карточки (текст для речевой разминки, задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
- Какой раздел учебника мы начали изучать вчера?
Осень вдохновляет художников на написание картин. Фотографы создают целые фотосессии на осеннюю тематику. Дети тоже любят изображать осень. (на доске выставка репродукций картин, фотографий с осенними пейзажами, рисунки детей)
- Перечислите осенние месяцы по-порядку.
П. И. Чайковский – великий русский композитор в «Детском альбоме» каждому месяцу года посвятил музыку. Сейчас вы её прослушаете «Октябрь или «Осенняя песня!»
III. Проверка домашнего задания.
На фоне музыки дети читают свои рассказы «За что Я люблю осень» (3-5 человек).
IV. Речевая разминка.
На карточках для каждого ребёнка текст стихотворения Кедрина.
Скинуло кафтан зелёное лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вязь.
- Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- С интонацией восхищения, восторга.
- А сейчас прочитаем выразительно.
- Для чего проводится речевая разминка.
V. Постановка целей урока.
Поэты тоже восхищались осенью. Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Будем выразительно читать, разгадывать загадки.
VI.Работа по теме урока.
- Сейчас мы должны закрепить знания об признаках осени, в этом нам помогут загадки. Работа в парах (загадки на карточках).
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер.)
Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся.
Что за жёлтый снегопад?
Это просто (Листопад.)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли.
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)
VII. Физкультминутка.
Почему по всюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт!
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1. Знакомство с биографией Ф. И. Тютчева.
2.Первичное чтение стихотворения учителем. (стр. 68)
- Какие картины осени вы представляете?
3. Словарная работа (изображение серпа, борозды, «праздной» борозды на доске.
Борозда – канавка на поверхности почвы
Серп – ручное орудие для срезывания злаков с корня.
- Как вы понимаете выражение «бодрый серп»
Праздная борозда – отдыхающая (с неё все убрали).
4. Работа со средствами выразительности
- Для того, чтобы представить свои чувства авторы используют различные приемы: метафоры, эпитеты.
На доске
Метафора – употребление слов на основе сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение.
- Найдите в тексте метафоры. (день хрустальный)
Работа в группах.
Эпитеты – (дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда).
- Как понимаете выражение «Лучезарные вечера»?
Физкультминутка
5. Выразительное чтение стихотворения.
IX. Д\з Выучить наизусть (стр. 68)
X. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
- На сегодняшнем уроке я узнал.
- На этом уроке я похвалил бы себя за.
- После урока мне захотелось.
- Сегодня я сумел.
XI. Самооценка с помощью сигналов: + , _ , ?
XII. Подведение итогов урока
- Кто автор стихотворения?
- Как бы вы озаглавили его?
- Составим «Сенкан» всем классом «Осень».
15