Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев Есть в осени первоначальной 2 класс Школа России


План – конспект открытого урока по литературному чтению Учитель: Поддубная А.А.
Класс: 2 класс
Темаурока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».Учебник: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий, литературное чтение, 2 класс (1-4).
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева
Задачи:
-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;
-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас
-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль
-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.
Предполагаемые результаты:личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
Оборудование:1. Презентация к уроку 2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.3. Репродукция картин художников: И.Левитан «Золотая осень»,
Василий Поленов «Золотая осень», «Осень», видеоролике «Есть в осени первоначальной…»
4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.
5. Раздаточный материал для учащихся: «Журнал исследований», текст стихотворения, домашнего задания.


Ход урока
Слайд №11) Организационный этап.
-дыхательная гимнастика
- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. Молодцы!
- Из глубокого колодца (руки «О»)- Солнце медленно встает (руки над головой)- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)- Новый день она начнет (руки вниз широко)- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
II. Введение в тему урока .
Учитель:
-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.
- произведение П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень»
- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)
-Какие чувства вызвало у вас произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)
Когда у человека бывает такое настроение?(когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)
-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.
-Что вы представили, когда слушали произведение?
Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства через музыку.
( Слайд № 3)
Композитор выразил своё настроение и чувства через музыку.
фотограф-фотография
художник-картина
писатель- через слово
Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
( Слайд № 4).- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.
А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….
II. Введение в тему урока .
Учитель :- Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?Ученик 1
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва
А.Твардовский «Лес осенью»
Ученик 2
Лес точно терем расписной
лиловый,золотой,багряный.
Весёлой,пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
И.Бунин «Осень»
Ученик 3
Кроет уж лист золотой
влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
А.Майков «Осень»
Учитель:
Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?- Что объединяет эти стихотворения?Ученики:- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.- Стихотворения на одну тему.Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Чему будем учиться?
-будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева
- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать ,изучать биографию- жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Скороходова Соня..
Слайд №6 (Портрет Ф.И. Тютчева).Ученица:(Рассказывает заранее подготовленный ученик).- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Сегодня мы это проверим.Учитель: Слайд №5 (Слова) .Учитель:Слушать и слышать произведение и понимать чувства поэта.Учитель:- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.1) Видеоролик. Слушание. (На фоне музыки «Времена года. Осень». П.И. Чайковского)Учитель:Слайд №
2)Вспомните, какие чувства вы испытали когда ребята читали нам стихи об осени?Сравните их с чувствами которые вызвало произведение Ф.И.Тютчева?
Стадия осмысления.
1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (пометы карандашом)
Учитель:
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
«?»- не понял.
(Учащиеся читают текст).
2) Словарная работа. Слайд № 6. Учитель :- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?(Ученики стараются пояснить их смысл).Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.Лазурь - светло-синий цвет, синева.На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.Учитель:
V. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения
а) Чтение первой строфы ученикамиУчитель :–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.1-й ученик:Слайд №10 (Левитан И. И. «Золотая осень»).-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора. IIВесь день стоит как бы хрустальный, I И лучезарны вечера.....IIУченики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).Учитель:- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?Ученики:(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).Учитель:
- С чем сравнивает поэт день? Прочитайте. «Весь день стоит как бы хрустальный…» ?
-Этот приём называется сравнениеУчитель:- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он ?Ученики: - Прозрачный, чистый, безоблачный.Учитель:- Какой знак стоит в конце строфы?Ученик:- Многоточие.Учитель:- Почему?Ученик:- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».
6. Чтение второй строфы учениками.Учитель:-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.2-й ученик:-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.Слайд №11. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).
Где бодрый серп гулял и падал колос, I Теперь уж пусто все – простор везде, I Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. II(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).Учитель:- В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев.
Прочитайте строчки о серпе-орудии труда.
Учитель:Поэт говорит о серпе как о живом существе.- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?Ученица:- «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья
8. Чтение третьей строфы .Учитель :-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?3-й ученик :-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.Слайд №12.Учитель:- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?Ученики:1-й ученик:- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.2-й ученик:Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.Прочитайте эти строки.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I Но далеко еще до первых зимних бурь - I И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.....II Учитель:- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.Ученик :- теперь уж пусто все.Учитель:- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт ?Ученица:- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.- Учитель:- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? Ученик: - Бабье лето.3.Физкультминутка (музыка для релаксации).Учитель:- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!Учитель :- Какие чувства вы испытали?VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.Слайд №16. (Задание для групп).Задание .1. Чтение стихотворения по строфам .2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.(Способ чтения выбирают дети.)Учитель:В каком темпе его следует читать?Ученики:- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.Учитель:- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.XII. Стадия рефлексии. 2. Физкультминутка. Слайд №18.Ходим кругом друг за другом.Эй, ребята, не зевай!Все, что Осень Вам прикажет,Вместе с нею выполняй!Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.Оранжевый - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.VIII.Творческая работа.Учитель:- На листочках запишите свои авторские слова, которые вы сегодня нашли для осени(осень-хлюполка, осень-золотинка, осень- лужешлёп и др.)Анализ работ.На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои слова и вывешивают свой листочек на дерево .Слайд № 19- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:«Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса……».IX. Подведение итогов .- Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?
X. Домашнее задание. Слайд № 20.
Выберите домашнее задание:1. Выучить стихотворение наизусть.2.Попробуем выразить своё отношение через поэтические строчки, которые вы сочините сами и используете те волшебные слова которые вы нашли для осени сегодня .
3.Выбрать другое стихотворение об осени, которое близко вашему сердцу, выучить.
Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!