Из опыта работы Как развить творческий потенциал ребенка
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Шарыпово Красноярского края
«Как развить творческий потенциал ребенка»
Автор: Конакова Наталья Юрьевна
МАОУ СОШ№8 г. Шарыпово
Учитель русского языка и литературы
г. Шарыпово. 2015г.
Моё педагогическое кредо - быть требовательной к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться.
Девиз моей работы:
Сотрудничать, любить и понимать,
Детей сужденья мудро принимать
И проявлять тактичность и терпение –
Лишь в этом педагога назначение
О. Головко
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Проблема грамотности, владения родным языком становится сегодня не только актуальной педагогической, методической, но и государственной проблемой. Внимание к русскому родному языку мы должны рассматривать в контексте проблем сохранения национальных достояний и духовности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЕННОСТЬ» и «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Все дети являются одаренными: до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.
В каждом человеке есть, по мнению Анненского, языковое чутье – «сила в высокой степени драгоценная, потому что она открывает нам возможность творчества с одной стороны, и понимания творчества с другой. Учитель же призван к тому, чтобы обнаружить и развивать языковое чутье ребенка». Являюсь действующим членом Красноярской региональной общественной организации педагогов по созданию индивидуально-ориентированной системы обучения. На уроках развиваю индивидуальность ребенка, его способности путем включения различных творческих заданий.
Как же сделать так, чтобы радость озарила лицо ученика? Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал на уроках русского языка и литературы?
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Главная цель моей педагогической деятельности:
воспитывать личность, обладающую методами творческого поиска, умеющую плодотворно работать в коллективе, анализировать неожиданные ситуации, выдавать новые идеи, принимать эффективное решение. Постоянно осваивать различную информацию и уметь ее применять в практической деятельности, адаптироваться в условиях современного мира.
Исходя из этого, определила группы задач:
развитие творческих способностей учащихся;
создание условий для включенности учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
- проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей.
Методы и средства обучения
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущие и основные методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Прежде всего формы работы разделяю на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Под творческим мышлением понимаю мыслительную деятельность, результатом которой является возникновение новой идеи.
На своих уроках я стремлюсь развивать индивидуальность ребенка, его способности путем включения различных творческих заданий.
Убеждена, что сотворчество ученика и учителя наиболее ярко проявляется в различных способах организации познавательной деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной. Здесь ребенок получает уникальную возможность самореализоваться, проявить индивидуальные способности.
Как сделать так, чтобы учащимся было интересно на уроке, чтобы материал был понят и усвоен? На протяжении ряда лет приходится искать разнообразные формы работы, создавая ситуацию «успеха».
После чтения слов ЛИМЕНЬ, УРИШУХ учащиеся рисуют то, что они представляют, читая эти слова.
В 5 классе провожу урок-диспут «В судьбе природы - наша судьба». На дом ребята получают задание написать сочинение на тему «Что мне поведал или рассказал цветок, дерево», «Что мне рассказала сломанная веточка».
Интересные работы предоставили учащиеся после такого задания: мы живем в мире звуков, они звучат вокруг нас всюду. Вечером за окном или утром, когда ты просыпаешься, понаблюдай, какие звуки ты услышишь. Опиши их в миниатюре. «Какие звуки слышу я на улице?» «Какими звуками встречает меня улица?» После изучения темы я говорю, что закончилось знакомство с глаголом: изучение его грамматических признаков, спряжение и правописание, его роли в речи. По ходу работы вам, ребята, предлагаю рубрику «Проба пера». Мы создавали небольшие сказки, этюды, рассуждения. Теперь предлагаю написать не миниатюру, а развернутое сочинение. Назовем это принципом матрешки, ведь в ней маленькая кукла вкладывается в матрешку побольше, та – в еще большую, и так далее – до самой большой…
Особо хочется выделить сочинение на лингвистические темы и лингвистические миниатюры, используемые на уроке в конце изучения темы, раздела. Преимущество данного вида работы в том, что сильные ученики, выполняя ее, совершенствуют свое владение письменной речью, а ученики послабее имеют возможность в сочинении-миниатюре проявить себя, увидеть некоторый прогресс, что не всегда им удается в больших сочинениях. Таким образом, осуществляю дифференцированный подход к обучению на уроках литературы. Каждый ребенок получает возможность реализовать себя (в творческой групповой работе, в индивидуальном эссе, в работе над языком произведений). Это могут быть лишь слабые «искорки», но из «искры возгорится пламя», и кто знает, может быть, перед нами будущие писатели.
Даю ребенку возможность раскрыться и не гасить те маленькие «искорки», которые есть в каждом.
С огромным интересом ученики включаются в исследовательскую работу и в городских конкурсах занимают призовые места. Будучи пятиклассницей, Суховей Н. написала исследовательскую работу «Что означают фамилии (на примере фамилий учеников класса и учителей).
К сожалению, учащиеся стали намного меньше читать. Что делать? Как пробудить интерес к чтению? Для развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся, расширения и углубления знаний прошу составить кроссворды по творчеству, выпустить литературные газеты, приготовить рефераты. Соавторство, т.е. сопричастность к творчеству мастера, желание и стремление быть похожим на великого писателя рождает неравнодушное отношение к предмету. Ученица 6 кл., Суховей Н, выполнила исследовательскую работу на тему «Книга вчера, сегодня, завтра». http://konakovanatasha.ucoz.net/index/issledovatelskaja_dejatelnost/0-47
Всё чаще из средств массовой информации появляются данные, что люди стали меньше читать, что люди стали меньше ходить в библиотеки и покупать книги – произошло падение спроса на печатную книжную продукцию. Шестиклассница решила выяснить: есть ли причины для тревоги? Неужели люди действительно так мало читают, или у них теперь «новые технологии» чтения? Газета «Твой Шанс» №8 от 19.02.13. (стр. 19) статья «Люди и книги».
Выполнив рабату, юный исследователь сделала вывод, что книги – наши друзья, наши верные друзья. И беречь их мы должны, как настоящих друзей.
Проведя исследование, Наташа пришла к выводу, что печатная книга никогда не исчезнет с лица Земли. Ведь первая книга каждого ребёнка - это сказки с яркими картинками, которую он может потрогать и никакой современный электронный источник информации не заменит «живую» печатную книгу. «Это моё мнение и попробуйте мне докажите обратное – это будет ещё одна исследовательская работа!» - такими словами была завершена работа.
Синквейн - способ мышления. В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии. В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, самоучастие - понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания».
В 7 классе начинаем разговор о японской поэзии. Нам предстоит знакомство со своеобразным национальным поэтическим жанром - хокку, или хайку, нерифмованными стихами из трех строк.
Мне очень хочется, чтобы стихи, пережившие века, читали не только жители Японии, но и любители поэзии, природы, красоты в других странах. Чтобы мы их читали и понимали. Суховей Н, ученица 7 кл., написала исследовательскую работу «Поэт XXI века.” http://konakovanatasha.ucoz.net/index/issledovatelskaja_dejatelnost/0-47 Юный автор проанализировала и изучила творчество нашей землячки, поэтессы Ларисы Сергеевой, а так же и литературные жанры (в том числе о хокку), в которых она работает. Теоретическая значимость работы заключается в том, что многие читатели узнают о творчестве замечательной поэтессы Ларисы Сергеевой, живущей в нашем городе, и познакомятся с разнообразными литературными жанрами, которые использует данный автор. Работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку литературы и для внеурочной деятельности.
На своих уроках я стремлюсь развивать индивидуальность ребенка, его способности путем включения различных творческих заданий.
Мои ученики посещают элективные курсы, которые веду: «Нетрадиционные жанры сочинений», «Русский язык и культура речи» «Деловой русский язык», «Основы журналистики», «Риторика». Организую ежегодно летнюю интенсивную школу по русскому языку «Словесность» для учащихся 5-10-х классов. Работаем в течение трех недель с погружением в основные темы русского языка. За годы работы не было ни одного неуспевающего ученика.
С огромным интересом мои ученики включаются в исследовательскую, творческую работу международных, российских, краевых и городских конкурсов, где занимают призовые места. Результаты моих учеников я представила в Приложении.
Международный конкурс-игра по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2014г. Ларина Д.- 81 балл и заняла 36 место в регионе, выполнив задания на 96, 80%, а Глазырина М, Капатурина В. выполнили на 95, 59%, Кириченко В. И Тихонов Д.- 93, 89%. Ученицы 10 класса Андриянова А и Бондарева А справились с заданием на 86, 50%), Всероссийский литературный конкурс «Пегас»»: 6 кл.: Захарова С. -9,Удовик О.– 23, Налетов А - 25 места в районе; 8 кл.: Корнева В. – 1место в регионе, Межевых В., Кириченко В., Куровская А., Филипенко З.- 8 место в регионе. 10 кл.: Верченко Д.- 3 место в регионе, Кучмасов А. и Бегишев Р. – 7, Барамзина А – 13 места в регионе. Корнева В. в Международном конкурсе «Я энциклопедия» по литературе из 15 баллов получила 15 баллов и получила диплом победителя.
Создаю условия для приобретения детьми позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Создаю условия для формирования духовно развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности учащихся. Создание театральной студии - это нестандартная творческая форма внеклассной работы с одаренными детьми. За время работы «Классной студии – Ура!» выросло не одно молодое поколение. Театральная студия – колоссальный опыт работы с одаренными детьми.
Результат.
В настоящее время являюсь классным руководителем 9В класса, в котором 30 учащихся. Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме, - вот цель, которую я ставлю перед собой.
По окончании учебного года 7 учащихся окончили 8 класс с отличием: Большакова А., Воропаев В., Жулина Т., Кириченко В., Ларина Д.,Межевых В., Суховей Н.
В школьном рейтинге учащихся «Самый лучший класс» мой класс становится лучшим вот уже на протяжении четырех лет.
На днях прошел городской конкурс «16- я страница» Моя ученица, Жулина Татьяна, стала победителем. 30 октября моя воспитанница будет принимать участие в Красноярске. Пожелаю ей успеха.
О своей системе работы с одаренными детьми я неоднократно рассказывала и на страницах региональной газеты «Огни Сибири».
Считаю, что цели и задачи, которые ставила, выполнены.
В настоящее время, время стремительных социальных изменений в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потерявшему привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицированную деятельность. Вот почему так актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Считаю, что всякий ученик сможет захотеть учиться, если ощутит практическую пользу и ценность того, чем занимается. Не зря в китайской пословице говорится:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Приложение
Результаты внеурочной деятельности:
Год Фамилия, имя ученика Кл Название конкурса Уровень участия Результат
2012 Суховей Н., 6 Конкурс «Лучшее поздравление мамы» в номинации «Письмо маме» Муниципальный этап Грамота
1 место
2013 Ларина Д , Батов С, Капатурина В, Жулина Т, Воропаев В, Суховей Н, Харчева А.
КириченкоВ ФилипенкоЗ 6 IV городской детский и юношеский конкурс-фестиваль «Лицедеи-2013» Постановка спектакля по произведению «Здравствуй, солнышко!» IV городской детский и юношеский конкурс-фестиваль «Лицедеи-2013» Диплом Лауреата I степ. в номинации «театральный жанр»
2013 Ларина Д.
6 «Лицедеи-2013» Постановка спектакля по произведению «Здравствуй, солнышко!» Муниципальный этап Диплом Лучшаяженск. роль
2013 Ларина Д.
6 «Лицедеи-2013» Чтение отрывка из произведения Э. Успенского «Простоквашино» Муниципальный этап Диплом Лауреата 1 степени
2013 Суховей Н. 6 «Лицедеи-2013» Чтение отрывка из произведения А Яшина «Угощаю рябиной» Муниципальный этап Диплом Лауреата II степени
2014 Ларина Д, Замараев Д, Жулина Т, Суховей Н,
Воропаев В, Шульга О.
Кириченко В, Прокопович А., Харчева А. 7 V городской детский и юношеский конкурс-фестиваль «Лицедеи-2014» Постановка спектакля по произведению Э. Успенского «Зима в Простоквашино» V городской детский и юношеский конкурс-фестиваль «Лицедеи-2014» Диплом
Участие
2014 Ларина Д.
7 «Лицедеи-2014» Постановка спектакля по произведению Э. Успенского «Зима в Простоквашино» Муниципальный тур Диплом за лучш. женскую роль
2014 Ларина Д.
7 «Лицедеи-2014» Чтение отрывка из произведения «Домовенок Кузя» Муниципальный тур Диплом Лауреата 1 степени
2014 Лысенко А. 6 «Лицедеи-2014» Чтение отрывка из произведения в номинации «художественное слово» Муниципальный тур Грамота
за участие
2015 Капатурина В, Дашков Н, Ларина Д, Суховей Н, Межевых В, Филипенко З, Кириченко В, Глазырина М, Харчева А, Шульга Олег,Иванов Н, Шульга О8 Постановка спектакля по произведениям; Л. Никольская «Должна остаться живой» и О. Шестинский «Блокадные новеллы» «Я еще не хочу умирать» VI городской детский и юношеский конкурс-фестиваль «Лицедеи-2015» Диплом Лауреата 1 степени в номинации «театральный жанр»
2015 Воропаев В.
Суховей Н.
8 Постановка спектакля по произведениям; Л. Никольская «Должна остаться живой» и О. Шестинский «Блокадные новеллы» «Я еще не хочу умирать» Муниципальный этап Диплом
за лучшую мужскую и женскую роли
2015 Ларина Д.
8 «Лицедеи-2015» Чтение отрывка из произведения А. Фадеева «Молодая гвардия» в номинации «художественное слово» Муниципальный этап Диплом Лауреата III степени
2015 Жулина Т. 8 «Лицедеи-2015» в номинации «художественное слово» Муниципальный этап Диплом Лауреата
2015 Бондаренва А. 10 «Лицедеи-2015» в номинации «художественное слово» Муниципальный этап Грамота за участие
2015 Жулина Т8 Конкурс детских талантов «Зажги свою звезду» Чтение стихотворения Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» в номинации «художественное слово» П.ДубининоДиплом гран-при
2015 Бондаренва А.
Ларина Д10 Конкурс детских талантов «Зажги свою звезду» Чтение отрывка из произведения П.ДубининоДиплом Лауреата 1 степени
2015 Жулина Т8 Городской фестиваль-конкурс «Салют Победы» Чтение стихотворения Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» Муниципальный этап Диплом за участие
2015 Ларина Д., Жулина Т.,
Бондаренко Н. 8
8
10 Всероссийский конкурс чтецов «Огни России» (портал Литобраз) Всероссийский результат будет в августе 2015г.
Учащиеся-победители конкурсов творческих работ по предмету:
Год Фамилия, имя ученика Класс Название конкурса Уровень участия Результат
2012 Ларина Д6 Конкурс прозы в рамках Международного конкурса «Живая классика». Чтение отрывка из произведения Э. Успенского «Простоквашино» Муниципальный тур Диплом Лауреата
1 степени
2012 Суховей Н 6 «Живая классика». Чтение отрывка из произведения А. Яшина «Угощаю рябиной» Муниципальный тур Грамота
Участие
2012 Полищук А 10 Олимпиада по литературе Муниципальный тур Грамота
Победитель
2012 Тартачакова А., Большакова А. 6 Краевой конкурс стихотворений «О маме» в номинации «собственное стихотворение» Муниципальный тур Диплом
Победитель
2012 Вахировская Т10 НПКШ «Первые шаги в науку» тема исследования Фанфикшен как жанр литературы Муниципальный тур Грамота
Призер
2012 Суховей Н 5 НПКШ «Первые шаги в науку» Исследов. работа по теме «Что означают фамилии» Муниципальный тур Грамота
Лауреата
II Степени
2012 Меснянкин Д10 НПКШ «Первые шаги в науку» тема исслед. «Экология слова» Муниципальный тур Грамота
Призер
2012 Кириченко В. 5 НПКШ «Первые шаги в науку» тема исслед. «Надевать одежду, одевать Надежду» Муниципальный тур Грамота
Победитель
2013 Суховей Н 6 «Я – президент Российской Федерации XXI века” Муниципальный тур Диплом
Победитель
2013 Захваткин А10 Олимпиада по литературе Муниципальный тур Грамота
Победитель
2013 Шульга Ольга 6 НПКШ «Первые шаги в науку» тема исслед. «Образ куклы в устном народном творчестве и художеств. лит-ры» Муниципальный тур Грамота
Призер
2013 Суховей Н 6 НПКШ «Первые шаги в науку», тема исследования «Книга вчера, сегодня, завтра» Г.Красноярск
Форум «Молодежь и наука» Грамота
Призер
2013 Василовский М 11 ГМО Презентация о жизни и творчестве поэта – юбиляра В.С.Высоцкого Городской тур Диплом
Призер
2013 Шульга
Олег 6 НПШК «Первые шаги в науку», тема исследования «Удивительный мир загадок» Муниципальный тур Грамота
Призер
2013 Ларина Д6 Краевой фестиваль «Таланты без границ». Э.Успенкий «Простоквашино» Муниципальный тур Диплом
Лауреата
1 степени
2013 Прокопович А., Тартачакова А., Вахировская Т. 6
11 «Стихотворение о Родине, о дружбе, о себе» Городской тур Грамота
Призер
2014 Суховей Н 7 НПКШ «Первые шаги в науку», тема исследования «Поэт XXI века» Городской тур Грамота
Призер
2014 Жулина Т7 НПКШ «Первые шаги в науку», тема исследования «Сокровищница народной мудрости с Кадат» Городской тур Грамота
Призер
2014 Большакова А7 Олимпиада по литературе Городской этап ВОШ Грамота
Призер
2014 Иванов Н 8 Олимпиада по литературе Городской этап ВОШ Грамота
Призер
2014 Большакова А8 Олимпиада по русскому языку Городской этап ВОШ Грамота
Победитель
2014 Барамзина А10 Олимпиада по литературе Городской этап ВОШ Грамота
Победитель
2014 Межевых В7 Международная олимпиада «Олимп» Региональный тур Сертификат
Участие
2014 Большакова А7 НПКШ, тема исслед. «Что означает слово «халява»? Муниципальный тур Диплом
Призер
2014 Тартачакова АКонкурс авторов литературного творчества» Муниципальный тур Диплом
Призер
2014 Большакова А., Межевых В., Куровская А, Капатурина 7 «Конкурс чтецов "О Родине, о мире, о войне", посвященном 69-летию Победы в ВОвМуниципальный тур Грамота
Призер
2014 Лысенко АЖуркина ПШкольный конкурс стихотворений «Строки, опаленные войной» Школьный тур Школьный тур
2014 Удовик О5 Конкурс стихотворений «Строки, опаленные войной» Школьный тур Грамота
Победитель
2015 Большакова АКонкурс презентаций по теме «Память о прошлом не знает забвения…» Муниципальный тур Грамота
Победитель
2015 Жулина Т8 «Конкурс чтецов» по теме «Память о прошлом не знает забвения…» в рамках декады ГМО учителей русского языка и литературы Р Рождественский «Баллада о зенитчицах» Муниципальный тур Грамота победителя конкурса чтецов
2015 Ларина Д8 «Конкурс чтецов» по теме «Память о прошлом не знает забвения…» в рамках декады ГМО учителей русского языка и литературы Муниципальный тур Грамота призера конкурса чтецов
2015 Бондарева А., Дмитриев Р.,
Большакова А., Межевых 10
10
8
8 «Конкурс чтецов» по теме «Память о прошлом не знает забвения…» в рамках декады ГМО учителей русского языка и литературы Школьный тур Грамота призера конкурса чтецов
2015 Пащенко Е10 «Конкурс авторов литературного творчества» по теме «Память о прошлом не знает забвения…» в рамках декады ГМО учителей русского языка и литературы «Мы помним» Муниципальный тур Грамота
Участие
2015 Бегишев Р10 «Конкурс авторов литературного творчества» по теме «Память о прошлом не знает забвения…» в рамках декады ГМО учителей русского языка и литературы «Бой под Кенингсбергом» Муниципальный тур Грамота
Участие
2015 Карнаухова Е., Андреева А 10 НПШК тема исследования «Литературные места нашего города и района в произведениях земляков» Муниципальный тур Грамота призера
2015 Андреянова В., Билык А 10 НПШК Тема исследования «Как не потерять пять баллов» Муниципальный тур Грамота
Победитель
2015 Андреянова В., Билык А 10 Краевой форум «Молодежь и наука». Тема исслед. «Как не потерять пять баллов» Краевой тур Участие
2015 Корнева В 8 Международный конкурс «Я Энциклопедия» по литературе Международный тур Диплом
I степени
2015 Барамзина А10 СФУ олимпиада по русскому языку «Бельчонок» Краевой тур Диплом
3 место
2015 Верченко Д10 СФУ олимпиада по русскому языку «Бельчонок» Краевой тур Диплом
3 место