Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России 6 класс
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СОГЛАСОВАНО
МО №1 от 25.08.2015г
______________________________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ от 28.08.2015г
Директор ______________________ ФИО
(подпись)
Рабочая программа
Предмет: История средних веков
Класс: 6
Учитель: Кузнецова Марина Юрьевна.
Всего часов в неделю: 2
Количество часов 68; в неделю 2 часа
Плановые контрольные работы: 2 итоговые.
Примерная программа по истории для основной школы составлена на основе примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС и ориентирована на использование УМК Учебник «История Средних веков» под ред. Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс. М.Просвещение, 2005г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание программы учебного предмета.
Формы и средства контроля.
Перечень учебно–методических средств обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарта общего образования, , программы преподавания истории Средних веков под редакцией Е.В.Агибалова и Л.Г.Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
УМК.
1. Учебник «История Средних веков» под ред. Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского М.Просвещение, 2005г.
2. Методические рекомендации к урокам по истории Средних веков под ред. Г.М.Донского М. Просвещение, 2009.
Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе 34 часа в год, 2 часа в неделю.
.
Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.
Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории Средних веков 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.
Вводный контроль обучающихся 6 класса - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения ЗУНов, полученных на этапе начального образования, в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.
Средства контроля.
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный материал по истории Средних веков, включающая в себя комплекс проверочных заданий:
А) «Проверь себя» (тестирование)
Б) «Раскрась карту»
В) «Разгадай кроссворд».
Г) «Путеводная нить» (работа с заданиями)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
При изучении материала курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:
знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
социальные, экономические и конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;
выдающихся личностей;
гендерные сюжеты, историю средневекового детства;
историческую и географическую карты;
средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;
имена выдающихся исследователей Средневековья;
крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;
анализировать исторические события на основе текста учебника;
соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
«читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;
пользоваться справочной и научной литературой, словарями
Тематическое планирование по курсу история средних веков 6 класс.
№
Название темы, раздела
План. дата урока
Количество
часов
фактически
Элементы
содержания
1
Введение. Живое средневековье.
1
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.
Становление средневековой Европы (VI–XI века)
5
2
Древние германцы и Римская империя.
1
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
3
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.
1
Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
4
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
1
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
5
Западная Европа в IX – XI веках.
1
Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.
6
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
1
Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
Византийская империя и славяне в VI – XI веках.
3
7
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
1
Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана..
8
Культура Византии.
1
Культура Византии. Вторжения славян и арабов
9
Образование славянских государств.
1
Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Арабы в VI – XI веках.
2
10
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад..
1
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.
11
Культура стран халифата
1
Культура арабов. Тестирование: «Раннее Средневековье»
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
4
12
В рыцарском замке.
1
Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.
13
Средневековая деревня и её обитатели.
1
Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
14
Формирование средневековых городов.
1
Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
15
Горожане и их образ жизни.
1
Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
Католическая церковь в XI – XIII веках.
2
16
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
1
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
17
Крестовые походы
.
1
Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).
6
18
Объединение Франции.
1
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
19
Что англичане считают началом своих свобод.
1
Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
20
Столетняя война.
1
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
21
Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
1
Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
22
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.
1
Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
23
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
1
Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
3
24
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
1
Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
25
Гуситское движение в Чехии.
1
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
26
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
1
Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Культура Западной Европы в XI – XV веках.
4
27
Образование и философия.
1
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов.
28
Средневековая литература и искусство.
1
Развитие знаний и церковь.
29
Культура раннего Возрождения в Италии
.
1
Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
30
Научные открытия и изобретения.
1
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.
3
31
Средневековый Китай.
1
Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.
32
Индия: государства и культура.
1
Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
33
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.
1
Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.
34
Наследие Средних веков в истории человечества
.
1
Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
1. Тестовые материалы по разделам программы.
2. Мультимедийный материал по истории Средних веков, включающая в себя комплекс проверочных заданий:
А) «Проверь себя» (тестирование)
Б) «Раскрась карту»
В) «Разгадай кроссворд».
Г) «Путеводная нить» (работа с заданиями)
Планирование контроля.
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
итого
Административный контроль ЗУНов
1
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Комплект карт по истории Средних веков 1954 -1985 гг выпуска.
2. Электронный учебник «Всеобщая история 6 класс»
3. Комплект карт по истории Средних веков. Стандартные (не полный), на дисковом носителе.
4. Альбом с наглядными пособиями «История Средних веков»
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории МО РФ, 2007г. и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы - М., «Просвещение», 2007 год.
Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:
-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;
-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);
-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;
-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
УМК.
Используемый учебно - методический комплект:
1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, История России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс – М.,
«Просвещение», 2006г.
2. Методические рекомендации к урокам по истории России с древнейших времен до конца XVI.
Под ред. Л.Г.Ко