Конспект урока химии 8 класса Физические и химические явления. Химические реакции


Тема урока «Физические и химические явления. Химические реакции »
8 класс. Химия. «Первоначальные химические понятия»
УМК
1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений
Москва.:«Просвещение», 2008 г. Автор Н.Н. Гара. к учебнику Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман
2. Учебник с приложением на электронном носителе
Рудзитис Г. Е.Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 13-е изд. — М.: Просвещение , 2009.
3. Рабочая тетрадь. 8 классы. Автор: Габрусева Н. И.
Оборудование
Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%), магниевая лента (стружки), сахарная пудра, конц. серная кислота, раствора глины, раствор медного купороса, раствор щелочи. Лабораторная посуда: колба, ложки для сжигания, воронки химические, фарфоровые ложки-шпатели, бумажные фильтры.
Маршрутная карта с заданиями, таблицами для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты и для рефлексии.
Место урока
Урок в № 5 в главе 1.
Предыдущие уроки: «Предмет химии», «Вещества и их свойства», П.Р. №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомления с лабораторным оборудованием», «Чистые вещества и смеси», «П.Р №2 Очистка загрязненной и поваренной соли».
Следующие уроки: «Молекулы и атомы», «Простые и сложные вещества»
Предметные результаты обучения Метапредметные результаты обучения
-Давать определения физических и химических явлений.
-описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого язык химии.
-уметь описывать и характеризовать физические и химические явления.
-наблюдать и сравнивать свойства веществ, - структурировать изученный материал.
-планировать и проводить химический эксперимент.
- иметь представление о признаках и условиях протекания химических явлений (реакций).
- владеть универсальными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, учебное исследование,
-использовать универсальные способы деятельности по решению проблемы и основных интеллектуальных операций.
-уметь определять средства, необходимые для реализации идей.
-уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике
-использовать различные источники для получения химической информации.
-развивать способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Методы обучения: активные методы обучения: эвристическая беседа, лабораторная работа в исследовательском варианте, работа в группе.
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Обучающиеся сидят в группах по 4-6 человек (в зависимости от наполняемости класса)Цель урока: Создание условий для усвоения учащимися знаний о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.
Задачи урока:
Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Образовательные задачи.
. Усвоить понятия «физические явления», «химические явления», химическая реакция.
2. Изучить признаки и условия протекания химических реакций.
Сформировать умения:
- Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
-Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
-Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
-Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
Воспитательные задачи.
-Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
-Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Создать условия для:
1. формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности как основному способу получения знаний в химии;
2.развития коммуникативных умений;
3. воспитания ответственности и аккуратности при проведении лабораторных опытов;
4.воспитания позитивного отношения к химии;
Развивающие задачи.
Создать условия для развития следующих УУД:
1) Познавательных:
• Общеучебные универсальные действия:
а. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
б. Смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации.
в. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
г. Рефлексивные УУД (самоконтроль и самооценка).
д. Структурирование знаний.
• Знаково-символические действия: написание уравнений реакций.
• Логические универсальные действия:
а. Анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
б. Умение анализировать, строить план исследования, наблюдать и делать выводы на основе эксперимента, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения.
в. Умение проводить и описывать эксперимент.
г. Выдвижение гипотез, их обоснование.
• Постановка и решение проблемы.
2) Личностных: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
3) Коммуникативных:
а. Умение точно выразить свои мысли, владение диалогической речью,
б.Сотрудничество в группе.
4) Регулятивных.
а. Целеполагание. Планирование (построение плана изучения физических и химических явлений).
б. Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном.
в. Оценка и саморегуляция.
Критерии достижения цели урока: ученик должен
ЗНАТЬ:
• понятия химические и физические явления, химическая реакция;
• признаки и условия протекания химических реакций;
УМЕТЬ:
• описывать и характеризовать химические и физические явления;
• дифференцировать химические и физические явления;
• наблюдать и сравнивать свойства веществ;
ВЛАДЕТЬ: навыками проведения эксперимента и правилами ТБ;
Планируемые результаты обучения.
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке химическим явлениям, развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.
ХОД УРОКА
1 этап. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. (1 минута)
Деятельность учителя:
Один из героев французского писателя Мольера всю жизнь не знал, что он говорит прозой. Многие, впрочем, и сейчас этого не знают, как не знают и того, что всю жизнь имеют дело с химией. А что такое химия?
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 минут)
Задание: Разделите картинки на две группы. Обоснуйте их распределение (На парты по группам выданы картинки с физическими и химическими явлениями, учащиеся обсуждают наблюдения, делают выводы.)
Озвучивается ответ каждой группы.
Учитель задает вопросы - учащиеся отвечают.(организует обсуждение результатов работы каждой группы)
Учитель: Что объединяет все картинки?
Учащиеся: На всех картинках показаны явления.
Учитель: Что происходит при различных явлениях?
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор? (задание вызывает интеллектуальное затруднение)
Деятельность обучающихся: обсуждение ответа на вопрос в группах.В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.
Учащиеся сами приходят к выводу:
Различают два вида явлений в природе: явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. Явления, при которых происходит изменение окраски веществ, выделение газа, образование осадка, выделение тепла.
Деятельность учителя:
Задание для групп (1 минута). Предложите свою формулировку темы урока, не изменяя содержание.
Озвучивается ответ каждой группы.
3 этап. Постановка учебной задачи (3 минуты)
Деятельность учителя: Как можно сформулировать тему урока?
Деятельность обучающихся: учащиеся сами формулируют тему урока
Тема урока: Физические и химические явления. Химические реакции
Учитель: Итак, мы изучаем физические и химические явления.
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие химическими. (Целеполагание и определение путей достижения цели)
Предположим, вы хотите узнать о физических и химических явлениях абсолютно все.
Вариант 1. Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?
Вариант 2. Что вы хотели бы узнать о физических и химических явлениях? Чему научиться?
Варианты ответов учащихся:
1.Изучить понятия «физические«химические» явления (химическая реакция)
2.Изучить признаки и условия протекания химических явлений (реакций)
3.Уметь отличать физические и химические явления (дифференцировать)
4.Узнать значение физических и химических явлений
(Возможны различные формулировки целей обучающимися).
Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем. Если важное направление работы на уроке не называется, можно использовать прием «Мне хочется добавить…» («К целям, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну»).
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
(проектирование) (23 минуты)
Деятельность учителя:
Учитель:
Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?
Деятельность обучающихся:
Учащиеся:
Проводить лабораторные опыты. Наблюдать. Делать выводы о «физических «химических» явлениях.
Изучать новые понятия.
Делать схематические рисунки, используя термины. заполнять таблицы.
Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
Сравнивать, дифференцировать физические и химические явления.
Выделять признаки химических явлений
Задавать вопросы учителю.
Размышлять, высказывать предположения.
Учитель: Запишите на полях еще одну цель (цель+) лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами. «На протяжении урока я…» маршрутная карта задание № 2
Примеры: буду высказывать свое мнение по каждому вопросу; услышу все, что будут говорить ребята в группе; один раз выступлю от группы и т.д.
Работа в группах. Реализация построенного проекта.
Учитель организует работу в группах, контролирует выполнение эксперимента и правил ТБ). Теперь вам предстоит провести лабораторные опыты самостоятельно по группам, соблюдая правила охраны труда. Работать будете по маршрутной карте задание № 3
Деятельность обучающихся: выполняют эксперименты. Самостоятельно делают выводы о явлениях).Обсуждают результаты наблюдений.
Демонстрационные опыты:
Содержание опыта Наблюдения, сопровождающие опыт Вывод о явлении
Горение магниевой ленты (стружки) Вспышка света, образование белого дыма (порошка) химическое
Растворение сахарной пудры Образование сиропа физическое
Обугливание сахара концентрированной серной кислотой Появление запаха
жженого сахара, почернение сахара и увеличение его объёма (подъём за счёт выделяемого газа) химическое
Фильтрование раствора глины Глина на фильтре, фильтрат бесцветный прозрачный физическое
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи Образование осадка голубого цвета химическое
Горение парафиновой свечи Выделение тепла, света, образование нового вещества с новыми свойствами. химическое
Гашение соды уксусом Образование нового вещества-газа. химическое
После проведения опытов по группам проводится беседа о наблюдаемых явлениях, по плану: какое явление наблюдаем (физическое/химическое), по каким признакам определили. Высказывают свое мнение учащиеся группы.
Учитель: По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Ученики высказывают свое мнение. В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), которые записывается учащимися в рабочую тетрадь по заданиям в маршрутной карте.
Задание индивидуально. Маршрутная карта задание № 4
Используя схему на странице 11 учебника дайте определение:
Физическими явлениями называют-
Химическими явлениями называют-
Дополни схему. Делают записи в тетрадях.
Учащиеся сами называют и записывают признаки химических реакций (явлений).
1. Выделение тепла (иногда света),
2. Изменение окраски,
3. Появление запаха,
4. Образование осадка,
5. Выделение газа.
Отвечают на вопросы по маршрутной карте.
Ответь на вопрос: Что происходит при химических реакциях (дают определение)
После ответов на вопросы по маршрутной карте делают выводы: какие же условия должны быть выполнены для того, чтобы началась химическая реакция?
Задание в парах. Маршрутная карта задание №4
Ответь на вопрос: почему кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв?
Ответь на вопрос: произойдет ли разложение сахара, если прекратить его нагревание?
Анализ рисунка маршрутная карта задание №4
Перечисли, условия возникновения и течения химических реакций используя страницу 12 в учебнике.
Сообщение ученика (опережающее д/з):
На протяжении всей жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими и химическими явлениями. Природные физические явления для нас столь привычны, что мы уже давно не придаём им особого значения. Химические реакции постоянно протекают в нашем организме. Энергия, которая выделяется при химических реакциях, постоянно используется в быту, на производстве, при запуске космических кораблей. Многие материалы, из которых изготовлены окружающие нас вещи, не взяты в природе в готовом виде, а изготовлены с помощью химических реакций.
Индивидуальное задание. Проверка в парах. Обсуждение в парах.
Используя, страницу учебника №12 заполни таблицу. Маршрутная карта задание № 5
5 этап. Первичное закрепление (3 минуты)
Деятельность учителя:
Учитель: Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте попробуем выполнить задание индивидуально. Проверка в парах. По образцу. Маршрутная карта задание № 6
Деятельность обучающихся:
Какое из перечисленных явлений не является физическим?
замерзание воды
плавление алюминия
горение бензина
испарение воды
Какое из перечисленных явлений не является химическим?
ржавление железа
подгорание пищи
горение бензина
испарение воды.
Деятельность учителя:
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?
Ученики: Проверить, достигнуты ли результаты, и оценить их.
Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.
Задание группам. Вспомните и запишите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей.
Вариант 1. Общий перечень в каждой группе
Вариант 2. Каждая группа выбирает одну из целей и записывает пути ее достижения.
Озвучивают группы по очереди.
Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
Этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 5 минут)
Деятельность обучающихся:
Маршрутная карта задание № 7
Учитель: Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?
Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?
Запишите домашнее задание Дифференцированное. (одно из трех заданий по выбору)
Деятельность обучающихся: Маршрутная карта задание № 8
6 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 5 минут)
Учитель: Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Прочитайте цель+, записанную в начале урока в маршрутной карте и связанную с работой в группе. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.
Учитель совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания:
– ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
– освоены ли понятия: физическое явление, химическое явление?
– были ли моменты непонимания?
– смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?
– что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
– какой результат вы получили?
Деятельность обучающихся: Маршрутная карта задание № 9
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.
Приложение1. Маршрутная карта.
Разделите картинки на две группы. Обоснуйте их распределение.
36442659334500

1 2
37204653492500
3 4
28632154572000
5 6
329565171450003491865-317500
8 7
32537402794000
10
35013904635500

12
34156651930400012954019304000
13 14
Маршрутная карта
1.Цель урока общая: _________________________________________
2.Цель учащихся личная_______________________________________
Этапы достижения цели:
3. Проведите лабораторные опыты самостоятельно по группам, соблюдая правила охраны труда.
Демонстрационные опыты:
№ п/п Содержание опыта Наблюдения, сопровождающие опыт Вывод о явлении
1 Горение магниевой ленты (стружки) 2 Растворение сахарной пудры 3 Обугливание сахара конц. серной кислотой 4 Фильтрование раствора глины 5 Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи 6 Горение парафиновой свечи 7 Гашение соды раствором уксуса 4. Используя схему на странице №11 учебника дайте определение:
Физическими явлениями называют-
Химическими явлениями называют-
Дополни схему. Сделай записи в тетради.
Явления
ЯВЛЕНИЯ
Явления
ЯВЛЕНИЯ

Признаки химических реакций (явлений)
1.
2.
3.
4.
5.
*Ответь на вопрос: Что происходит при химических реакциях-
* Используя, страницу 11 в учебнике ответьте на вопросы: почему кусковой сахар трудно поджечь, но измельчённый и распылённый в воздухе он сгорает за считанные доли секунды, образуя своеобразный взрыв?
*Ответь на вопрос: произойдет ли разложение сахара, если прекратить его нагревание?
*Рассмотри рисунок и проанализируй:

*Перечисли, условия возникновения и течения химических реакций используя страницу 12 в учебнике.
5. Используя страницу учебника №12 заполни таблицу.
Примеры явлений Значение этих физических и химических явлений
Физических
1)………….
2)…………..
Химических
1)………….
2)…………..
6. Выполни задание. Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга по образцу.
Какое из перечисленных явлений не является физическим?
замерзание воды
плавление алюминия
горение бензина
испарение воды
Какое из перечисленных явлений не является химическим?
ржавление железа
подгорание пищи
горение бензина
испарение воды.
7.
7.1. Выбрать один правильный ответ из четырёх предложенных.
1. К химическим явлениям относится…
А) сгорание угля
Б) испарение воды
В) образование росы на траве
Г) плавление алюминия
2. К физическим явлениям относится
А) выделение газа при взаимодействии соды с уксусом
Б) испарение уксуса
В) сгорание бензина в двигателе
Г) обугливание древесины
7.2. Верны ли следующие суждения?
А. Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого газа – это химическое явление.
Б. Химические явления ведут к образованию новых веществ.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7.3. Установите соответствие между процессом и явлением. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр, например, А1, Б2 и т.п.
1) замерзание водоёмов зимой
2) изменение окраски листьев деревьев осенью
3) таяние шоколада
4) фотосинтез
А – физические явления Б – химические явления
7.4. ХИМИЧЕСКОЕ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ?
Объясните, почему указанное явление следует отнести к физическим или химическим?
1) Свечение электрической лампочки_______________________________
______________________________________________________________
2) Таяние мороженого__________________________________________
______________________________________________________________
3) Проволока сплющивается от удара с молотком_____________________
______________________________________________________________
4) Горение дров_________________________________________________
_______________________________________________________________
5) Дробление сахара____________________________________________
_____________________________________________________________
6) Почернение медной проволоки ___________________________________
______________________________________________________________
7) Пропускание воды резиновыми сапогами___________________________
7.5.
Был проведён следующий опыт. Закрыли пробирку пробкой со вставленной в неё трубкой. Опустили конец трубки в стакан с водой. Рукой нагрели пробирку. Объем воздуха в ней увеличился, и часть воздуха из пробирки вышла через трубку, что можно наблюдать благодаря выделению пузырьков воздуха. При охлаждении пробирки объём воздуха уменьшился, и вода вошла в пробирку.

О каком явлении идёт речь? О физическом или химическом. Ответ обоснуйте______________________________________________________
8.домашнее задание (на выбор)
8.1. §3, с.13, упр. 11 – 13.
Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, дать объяснение явления.
8.2. спирт + кислород —> вода + углекислый газ
исходные вещества конечные вещества
(реагенты) (продукты реакции)
Объясни суть данной химической реакции :8.3. Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ .Можно ли сказать что в процессе фотосинтеза происходят химические явления(реакции). Обоснуйте свой ответ.
8.4. Изучите конспект урока и попытайтесь сами написать по пять физических и химических явлений, используя свой собственный опыт.
8.5.Попытайтесь составить тест по теме “Физические и химические явления”;
9. Продолжить предложение:( на выбор).
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…