Технологическая карта урока химии 8 класс Тема Химические реакции. Реакции замещения
Чеснокова Елена Владимировна
Учитель биологии и химии 1 квалификационной категории
ГБОУ « Бугульминская школа-интернат имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина»
Химия 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций: реакции замещения».Технологическая карта урока
Актуальность
В современном уроке прослеживается постепенный уход от информационного репродуктивного знания.
Новый образовательный стандарт по химии предполагает организацию учебного процесса, нацеленного на развитие у школьников самостоятельного, логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом, где ведущая роль отводится самостоятельной познавательной и опытно-практической деятельности учащихся. Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса – это профессиональная организация этой деятельности школьников.
Содержание базового образования по химии, хотя и меньшем количестве ( уменьшение количества часов, отводимых на изучение химии, привело к сокращению школьного химического эксперимента) предполагает выполнение обязательных практических работ на уроках-практикумах . Кроме этого существует организация исследовательского химического эксперимента во время внеурочной научно-познавательной деятельности школьников и в рамках элективных курсов по химии . Но и в том ,и в другом случае необходимо одно важное условие: наличие хорошей материальной базы химического кабинета. Оценивая современные требования ФГОС к формированию УУД , где обязательным является развитие исследовательских и опытно-экспериментальных компетенций обучающихся , считаю, что учитель не всегда сможет планировать урок как требует ФГОС по объективным причинам. К сожалению, недостаточное материальное обеспечение кабинета химии вынуждает учителя заменять реальную практическую работу с учащимися виртуальной ,применять ЭОР в том месте ,где должно быть запланировано развитие опытно-экспериментальных компетенций. Да, последнее время все школы имеют доступ к ЭОР, в этом отношении большие города и малые населенные пункты сравнялись между собой . Но в обеспечении необходимым оборудованием и реактивами многим школам далеко до передовых. Учитель будет проектировать организацию урока-практикума , исходя и возможностей школы, а значит в реальности на данном этапе обучения он не сможет полностью соответствовать современным требованиям ФГОС ООО к уроку-практикуму.
Возможно со временем при организации централизованного обязательного снабжения образовательных учреждений необходимым оборудованием и реактивами для уроков-практикумов базового уровня по химии, когда все будут в равных условиях , эта проблема будет исчерпана.
Структура урока современного урока мало отличается от традиционного, но она более гибкая : можно варьировать некоторыми элементами урока, их последовательностью, а вот применение технологических карт урока является действительно инновационным. Технологическая карта включает описание заданий для ученика по освоению темы и оформление предполагаемых образовательных результатов, а следовательно, будет легче проконтролировать и сделать выводы , достигнуто ли запланированное. Также в технологической карте урока обязательно прописываются не только этапы урока, но и виды УУД на каждом из этих этапов.
Структура технологической карты
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Удобство использования технологической карты в том ,что можно будет формировать УУД учащихся более системно и легче осуществлять диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе объемной темы «Типы химических реакций» ,а также наблюдать уровень развития исследовательских и опытно-экспериментальных компетенций учащихся. Данная технологическая карта разработана только для одной подтемы « Реакции замещения», а тема включает в себя и другие подтемы: «Реакции соединения» , « Реакции разложения» , « Реакции обмена», урок-обобщение « Типы химических реакций». Технологические карты разработаны для всех уроков по вышеизложенным подтемам.
Технологическая карта урока химии в 8 классе
Предмет: химия
Класс: 8
УМК О.С.Габриелян
Тема урока: «Типы химических реакций: реакции замещения».
Тип урока : Урок «открытия» нового знания
Цель: через организацию практической деятельности усвоить знания о реакциях замещения как одного из типов химических реакций
Задачи: Предметные: способствовать усвоению понятия «реакции замещения», научить учащихся составлять уравнения реакций замещения, отличать реакции замещения от других типов химических реакций, способствовать развитию опытно-экспериментальных навыков работы с реактивами и лабораторным оборудованием, развивать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов
Метапредметные: способствовать развитию умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент, развивать умения работать с информацией ,способности к анализу и самоанализу, внимание, речевые навыки, умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, развивать умение работать в команде развитие Личностные: сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, самостоятельно принимать решения на определенных этапах деятельности ,помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории,
Методы проведения: проблемная технология , исследовательский эксперимент, групповая и самостоятельная работа учащихся
Оборудование: ноутбук, проектор мультимедийный, штатив с пробирками,
держатель для пробирок, спиртовка, коробок спичек, лоток для реактивов,
гранулы Zn , А1,Сu, медная проволока, железный гвоздь, р-ры СuSO4, AgNO3,Fe SO4 , Н2SO4
Литература: О.С.Габриелян Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.-17-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, 2011.
Планируемые результаты урока:
1.Знать основные понятия « химическая реакция», « реакции замещения», «электрохимический ряд напряжений металлов» , условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей (Познавательные УУД)
2.Классифицировать химические реакции (Познавательные УУД)
3.Сравнивать типы химических реакций и делать выводы на основе сравнения (Познавательные УУД)
3.Составлять химические уравнения реакций замещения и расставлять коэффициенты (Познавательные УУД)
4.Уметь проводить химический эксперимент с соблюдением необходимых мер техники безопасности (Познавательные УУД)
5.Уметь наблюдать за химическим экспериментом, анализировать, использовать информацию из различных источников для выводов, конструктивно оформлять свои выводы (Регулятивные УУД)
6.Уметь сотрудничать в команде ( Коммуникативные УУД)
7. Оценить уровень своих знаний и умений (Регулятивные УУД)
8. Уметь управлять своей учебной деятельностью и определять свои потребности (Личностные УУД)
9.Осознать возможность познаваемости окружающего мира)на основе научных методов: наблюдения и эксперимента (Личностные УУД)
№
Этап урока
(время)
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
1
Организационно-мотивационный
5 мин.
Настроить учащихся на урок и разбить класс на рабочие группы по 4 человека
Актуализировать знания по предыдущим темам: простые и сложные вещества, химическая реакция ,реакции соединения и разложения
Организует распределение (первичное по желанию учащихся) учеников по группам –(6-5 групп по 4 человека )
Актуализирует имеющийся информационный ресурс у учащихся
Приложение 1
Рапорт зам.комвзвода. Взаимодействуют с учителем и с учащимися в ходе формирования групп для дальнейшей работы. Отвечают на вопросы учителя.
Личностные УУД Коммуникативные УУД (на предстоящий урок определяют себя в конкретной команде) Познавательные УУД (давать определение понятиям «химическая реакция», «простые и сложные вещества», уметь характеризовать изученные типы химических реакций)
2
Осмысление содержания Первичное применение знаний
20-25 минут
Создать проблемную ситуацию, определить тему и цель урока Научить учащихся, отличать реакции замещения от других типов химических реакций, способствовать развитию опытно-экспериментальных навыков работы с реактивами и лабораторным оборудованием, развивать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде активности
металлов
Создает проблемную ситуацию. Показывает два видеофрагмента с химическими реакциями.
Обсуждает с учащимися вопрос : «На ваш взгляд, что объединяет эти две химические реакции?»
Подводит учащихся к определению темы , цели Актуализирует знания учащихся по ТБ
Организует работу в группах для исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности , обеспечивает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследования, консультирует учащихся по ходу выполнения работы по необходимости
Приложение 2.
Обсуждают просмотренные видеофрагменты. Высказывают свои предположения.
Выясняют свое незнание. Учащиеся проговаривают вслух правила техники безопасности, проводят самостоятельно опыты с предложенными учителям металлами и кислотой, металлами и растворами солей обсуждают полученные результаты, делают выводы
Фиксируют результаты наблюдений и выводы в тетради.
Формулируют тему и цели урока
Личностные УУД (Уметь осознавать возможность познаваемости химических явлений (а значит окружающего мира) на основе научных методов: наблюдения и эксперимента)
Регулятивные УУД (оценивают свое незнание и принимают учебную задачу, развивают умение планировать свою исследовательскую деятельность, обобщать факты и делать выводы)
Познавательные УУД (уметь работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами с соблюдением необходимых мер техники безопасности, проводить химический эксперимент, пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов для прогнозирования возможности реакции замещения)
Коммуникативные УУД (умение работать в команде ,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
3
Закрепление изученного материала
10-12 мин
Закрепить и оценить усвоение нового материала
Организует работу учащихся в парах с карточками по закреплению изученного материала
Приложение 3
Работают по карточкам , взаимопроверка, оценка с занесением результатов в электронный журнал
Познавательные УУД (уметь классифицировать химические реакции, пользоваться рядом электрохимического напряжения металлов , составлять реакции замещения называть полученные вещества по их формулам )
Регулятивные УУД (уметь рассчитывать % правильных ответов ) Коммуникативные УУД (умение работать в парах)
4
Информация о домашнем задании
2 мин.
Записать дифференцированное домашнее задание двух
видов
(по выбору)
Объясняет домашнее задание
1 вариант задание для всех
п.31 .закрепить понятие реакции замещения стр.163,зад.2
2 вариант
Повышенной сложности
Зад.4 и 5 к п.31
Записывают домашнее задание, исходя из своих потребностей
Личностные УУД
( умение оценить свои потребности в плане будущего )
5
Рефлексия
3-6 мин.
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к деятельности на уроке и изучаемому материалу
Предлагает вспомнить цель урока и оценить достигнута ли она ,
побуждает оценить свою деятельность на уроке и
высказать свое отношение к усвоению новых знаний через исследовательскую деятельность
высказывают свое отношение к предмету химия ,усвоению новых знаний в свете исследовательской и опытно-экперименталь-ной деятельности на уроке
Личностные УУД.
(Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Коммуникативные УУД
(умение полно и доступно для окружающих выражать свои мысли) Регулятивные УУД ( способность осознать уровень усвоения нового материала)
Ресурсное обеспечение
Лабораторное оборудование
Кол-во
1.Штатив с пробирками
2. Держатель для пробирок
3.Спиртовки
4.Коробок спичек
5.Лоток для реактивов
6.Набор из гранул Zn, А1,Сu
7. Медная проволока
8.Железный гвоздь
9 . р-р СuSO4
10. р-р AgNO3
11. р-р Н2SO4
12. р-рFe SO4
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Учебник «Химия. 8 класс» автор О.С.Габриелян -20
Дидактические карточки -24 штуки в 2-х вариантах
Список использованных документов и источников информации
1.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под редакцией А.М.Кондакова , А.А.Кузнецова.М.: Просвещение, 2008
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Химия. М.: Просвещение,2011
Взаимодействие калия и воды [Электронный ресурс] Режим доступа:– http://www.youtube.com/watch?v=d2wj2169h50 (Дата обращения: 20.09.2015) Реакции замещения[Электронный ресурс] Режим доступа:–
http://www.youtube.com/watch?v=Rzfif01-nX0(Дата обращения: 20.09.2015)
Приложение 1
Вопросы для повторения:
1.Что такое химическая реакция?
Ответ :Химическая реакция- это превращение одних веществ в другие.
Вещества, полученные в результате реакции, отличаются от исходных веществ составом, строением и свойствами.
Реагент 1 + Реагент 2 Исходные вещества = Продукты реакции
2.Какие типы химических реакций вам известно? Ответ: Реакции соединения, реакции разложения
3.Чем они отличаются друг от друга? Ответ: В результате реакции соединения из двух или более исходных веществ образуется одно сложное, а при реакции разложения из одного сложного вещества образуется два или более новых вещества.
4.Определите по схеме тип реакции
1.А+В=АВ 2.АВС=АС+ВС 3. АВ+ СВ+ В= АВС
Приложение 2
Основные понятия и правила :
Химические реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в молекуле сложного вещества ,называются реакциями замещения.
В электрохимическом ряду напряжений металлов слева направо химическая активность атомов металлов уменьшается
Металлы, расположенные до Н2 вытесняют его из растворов кислот ,а стоящие после Н2 -нет
Более активный металл может вытеснить менее активный из растворов его солей.
Инструкция к действию Опыт №1
1.Даны три пробирки с раствором серной кислоты. В каждую из пробирок поочередно добавляем следующие металлы: А1, Zn, Сu. Наблюдаете. Что происходит ? Если процесс незаметен, поместите каждую пробирку в пробиркодержатель и немного нагрейте на спиртовке. Наблюдайте. Выводы запишите в тетрадь.
Исходные вещества
Что наблюдал
Уравнение
Тип реакции
Какие из металлов не будут вытеснять водород из раствора серной кислоты из вашего опыта ? Знакомимся с понятием «Электрохимический ряд напряжения металлов». Спрогнозируйте, какие еще металлы, не будут реагировать с выделением водорода из раствора серной кислоты?
Инструкция к действию Опыт №2 Даны железный гвоздь(скрепка) и медная проволока (медная монета), растворы солей СuSO4, AgNO3, Fe SO4. Привяжите к железному гвоздю нитку и опустите его с ее помощью в пробирки с растворами солей СuSO4 и AgNO3. А медную проволоку опустите в растворы солей AgNO и Fe SO4. 3.Наблюдайте более 3 минут. Наблюдения и выводы оформите в таблице.
Исходные вещества
Что наблюдал
Уравнение
Тип реакции
Приложение 3
Задание по карточкам
Карточка 1
Задание 1 Найди соответствие между реакцией и ее типом . Ответы оформи в таблице.
1.4Al+ 3O2 2 Аl 2 O3 А.Реакция соединения
2. MgO + C Mg+ CO Б.Реакция разложения
3.4 Р+ 5O2 2 Р2О5 В. Реакция замещения
4.2Аl+ Cr 2O3 Al 2O3+ 2Cr
5. 2 AgNO3 Ag+ 2NO2 + O2
1
2
3
4
5
Задание 2 Допишите осуществимые реакции замещения. Расставь коэффициенты там, где необходимо. Используй электрохимический ряд напряжения металлов.
1. Fe+ Pb( NO3)2
2. Cu + Fe ( NO3)2
3. Cu Cl2+ Al
4.Fe +ZnSO4
5.Mg+ HCl
Критерии оценки : Задание №1 За каждое правильно выбранное соответствие 1 балл .Максимально -5 баллов
Задание 2 За правильно выбранные осуществимые реакции- 1 балл, а если еще и правильно написано уравнение и расставлены коэффициенты – еще плюс 1 балл. Максимально – 6 баллов
Итого 11-10 баллов- отлично, 9-8 баллов –хорошо, 7-5 баллов- удовлетворительно, менее- 5 баллов- неудовлетворительно
Карточка 2
Задание1
Найди соответствие между реакцией и ее типом . Ответы оформи в таблице.
1. NH4 OH NH3 +H2O А.Реакция соединения
2. 2 KNO3 K NO2 + O2 Б.Реакция разложения
3. Na2S +Cl2 S+ 2NaCl В.Реакция замещения
4. 2Fe+3Cl2 2 FeCl3
5.2Na+2 H2O 2 NaOH+ H2
1
2
3
4
5
Задание 2 Допишите осуществимые реакции замещения. Расставь коэффициенты там, где необходимо. Используй электрохимический ряд напряжения металлов.
1.Pb( NO3)2+Сг
2. Sn + HCl
3. Zn + CoCl2
4. Au + H2SO4
5. Cu + FeCl2
Критерии оценки : Задание №1 За каждое правильно выбранное соответствие 1 балл .Максимально -5 баллов
Задание 2 За правильно выбранные осуществимые реакции- 1 балл, а если еще и правильно написано уравнение и расставлены коэффициенты – еще плюс 1 балл. Максимально – 6 баллов
Итого 11-10 баллов- отлично, 9-8 баллов –хорошо, 7-5 баллов- удовлетворительно, менее- 5 баллов- неудовлетворительно
ГЛОССАРИЙ
ВИДЫ УУД.
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные, - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сравнения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
13PAGE 142115
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 1Заголовок 2,H2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915