Занятие. Тема: ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБНИКИ

Тема: ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБНИКИ
Дата:
Место проведения:
Возраст детей:
Цель: Развитие положительной мотивации к конструкторской деятельности через конструирования универсального пробника.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать трудолюбие, интерес к техническому творчеству, стремление самостоятельно приобретать знание.
Развивающие:
-способствовать развитию технического мышления, глазомера, координации движения при работе с паяльником.
Познавательные:
-формировать представление о технологических операциях: установка радио деталей на печатную плату, спайка .
Оборудование педагога:
Образец изделия (готовый), иллюстративный материал к водной беседе; принципиальная схема пробника, монтажная схема; образцы аналогичных работ по теме занятий; раздаточный материал ( радиодетали, монтажная плата, схемы).
Оборудование обучающихся:
Материалы (припой, канифоль, плата, радиодетали, провода), инструменты (пинцет, бокорезы, плоскогубцы, паяльник), приборы (амперметр, вольтметр, мультиметр).
Литература: Иванов Б. С. Энциклопедия начинающего радиолюбителя: Описание практических конструкций.- М.: Москва. Патриот, 1992, 416 с., ил.
Эрл Д. Гейтс. Введение в электронику Практический подход. Ростов-нА-Дону: «Феникс», 1998,640с., ил.

Блоки
Названия этапов содержания занятия
Примечание

Подготовительный
Организация обучающихся на занятие
взаимные приветствия;
психологический настрой обучающихся на занятие;
организация внимания обучающихся.
1минута

Организационный
Сообщение темы, цели и задач занятия
название темы;
четко обозначить задачи.
Педагог. Сегодня на занятии мы с вами будем вместе размышлять и думать, не боясь ошибиться.
Дорога к знанию?
Ну что ж, её легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь,
и ошибаетесь опять,
но меньше,
с каждым разом.
Для разминки несколько загадок:

1. Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К аулам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Ток)

2. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно:
В нем летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы. (Телевизор)

3. Чем меньше обладает серебро,
А железо, алюминий и разные металлические сплавы больше? (Сопротивление)

4. Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

5. Эта деталь, пожалуй, наиболее многочисленна в приемниках и усилителях. Используют её для ограничения тока в цепях для создания на отдельных участках цепей, падении напряжения? (Резистор)

6. Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок.
А стоит ручку повертеть
Он будет говорить и петь. (Радиоприемник)


7.При работе с блоками оборудования должны быть проведены различные измерения. Что при этом пользуются? (Измерительный прибор)

Загадки все мы разгадали,
Свои вы знания показали.
Молодцы, скажу я вам.
Вперед, ребята, так держать!
В познанье техники преуспевать!

1-2 минуты
загадки


Основной

Водная беседа.
Измерительные приборы являются средством, с помощью которого невидимое действие электронов может быть зарегистрировано и измерено. Измерительные приборы необходимы при исследовании работы цепи. Существует два типа измерительных приборов. Первый – это аналоговые приборы, использующие проградуированную шкалу со стрелкой. Второй – цифровые приборы, показывающие величину отсчета показаний в виде цифр. Показание цифровых приборов легче читать, и они обеспечивают большую точность, чем аналоговые. Однако аналоговые приборы обеспечивают возможность проследить за быстрыми изменениями тока и напряжения.
Типы измерительных приборов
Амперметр используются для измерения тока в цепи. Он измеряет количество электронов, протекающих через данную точку. Для получения показаний прибора, электроны должны течь через амперметр.

Предупреждение: всегда отключайте источник питания перед подключением амперметра к цепи.
Предостережение: Амперметр никогда не должен ,подключаться параллельно какому – либо элементу цепи. Если его подсоединить параллельно, то перемычка в приборе расплавится и серьезно повредит прибор или цепь. Никогда не подключайте амперметр непосредственно к источнику тока.
Вольтметр используется для измерения напряжения (разности потенциалов) между двумя точками цепи. Вольтметр подключается параллельно участку, на котором измеряется падение напряжения.
Предостережение: если вольтметр включить в цепь последовательно, через него может пойти большой ток и повредить его.
Сопротивление измеряется с помощью омметра. Для измерения сопротивления к измеряемому устройству прикладывают некоторое напряжение, индуцирующее ток через это устройство.
Предостережение: Перед подсоединением омметра к цепи, убедитесь, что питание выключено.
Мультимеры
При работе с блоками оборудования должны быть проведены различные измерения. Для того чтобы не использовать несколько измерительных приборов, вольтметр, амперметр и омметр могут быть объедены в один инструмент, который называется мультиметр. Мультиметр также называют авометр (ампер – вольт - омметр).
Во многих случаях вовсе не обязательно измерять сопротивление той и или иной детали. Бывает важно лишь убедиться, в целой какой-то цепи, её изоляции от другой, в исправности диода или обмотки трансформатора. В подобных ситуациях место стрелочного измерительного прибора пользуются пробником-эго простейшим заменителем. Пробником может быть, на пример, лампа накаливания или головной телефон, включенные последовательно с батареей. Касаясь оставшимися вывода лампы (или телефона) и батареи поверяемых цепей по свечению лампы или щелчкам в телефоне не трудно определять целость цепей или судить об их сопротивлении. Но, конечно, сфера использования подобных приборов ограничена, поэтому в арсенале измерительной лаборатории начинающего радиолюбителя желательно иметь более современные конструкции.

Подготовка к практической работе
Комплектность универсального пробника.
Указания по технике безопасности.
Пайку производить в хорошо проветриваемом помещение, исправным паяльником мощностью не более 40 ват. При этом использовать оловянно-свинцовый припой ПОС-61 и канифольный флюс класса А.

Краткое описание универсального пробника.
Универсальный пробник предназначен для проверки работоспособности низко частотных и высоко частотных каскадов различной радиоаппаратуры.

Основные технические характеристики
Частота генератора, Гц 1000
Напряжение питания, В 1,5 В
Подготовка и настройка пробника
Приступая к сборке, внимательно ознакомитесь с радиодеталями. Сборка производится на печатной плате, согласно принципиальной схемы и рисунку пробника в сборе. Радиоэлементы на схемах показаны со стороны печатного монтажа. Во избежание выхода из строя радиодеталей и отслоения печатных проводников, длительность пайки не более 2-3 секунд.
Пробник представляет собой симметричный мультивибратор, генерирующий электрические колебания близкие по форме к прямоугольным.
Основная частота колебаний (первая гармоника) – 1000Гц.
Сигнал такой частоты подают обычно на вход проверяемого или налаживаемого усилителя низкой частоты. Но, кроме колебаний основной частоты, на входе мультивибратора содержится много гармоники, что и позволяет использовать его для проверки высокочастотных цепей приемника.
После окончания сборки внимательно проверти правильность выполнения монтажа.
Перед подключением проверти полярность подаваемого на схему напряжения.
Правильно собранный пробник работоспособен.

Подготовка рабочего места
выяснение наличия на рабочих местах: материалов, инструментов;
инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе;
проверка знаний и правил безопасности работы.

Практическая работа
вводный инструктаж (с чего начать работу);
выполнение работы (самостоятельно и под руководством педагога);
текущий инструктаж (объяснение каждого этапа работы);
предупреждение ошибок, пути их устранения;
организация самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся, контроль педагога;
организация творческой работы.

3 минуты


















































































































5 минут































































1-3 минуты








20-25 минут












Заключительный

Подведения итога занятия
анализ собранных работ;
выяснение:
- что узнали нового на занятии?
Для чего предназначены измерительные приборы?
Какие два типа измерительных приборов существует?
Каким прибором измеряют ток?
Какой прибор предназначен для измерения напряжения?
Какой прибор используется для измерения сопротивления?
- чему научились?
Как амперметр присоединяется к цепи?
Что нужно сделать перед подсоединением амперметра к цепи?
Как вольтметр присоединяется к цепи?

- какие трудности встретились в практической работе?
- все ли поставленные задачи выполнены?

Уборка рабочих мест
наведение порядка на рабочих местах (индивидуально).


3 минуты



























1 минута



15