Доклад на тему Совершенствование письменной речевой компетенции при обучении русскому языку как неродному
Доклад на тему
Совершенствование письменной речевой компетенции при обучении русскому языку как неродному
Хисамиева Гузель Даяновна
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Ново-Чечкабская сош Буинского муниципального района РТ»
Современный член общества должен уметь грамотно пользоваться родным языком, государственными языками территории проживания, тем или иным иностранным языком в различных ситуациях как устного, так и письменного общения.
Письменная речь ограничена в плане передачи содержания рамками собственно лингвистических средств, что делает её наиболее трудной и сложной формой сознательной речевой деятельности. Зачастую пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую речевую ситуацию и лишь затем высказывать свои суждения. Отсутствие промежуточной обратной связи и необходимость адекватного восприятия вынуждают пишущего быть предельно логичным, последовательным и четким, синтаксически и грамматически строго оформлять свою речь.
В то же время пишущий, в отличие от говорящего, не испытывает необходимости моментального реагирования на развитие речевой ситуации. Не имея строгих ограничений во времени, он может гораздо большее внимание уделить не только содержанию, но и форме речи, делая её более развернутой и лексически разнообразной. Все эти особенности письменной речевой деятельности позволяют утверждать, что умение письменно выражать свои мысли оказывает положительное влияние на устную речь, увеличивая её логичность, четкость и чистоту.
По мнению психологов, одной из основных характеристик письменной речевой деятельности является её трехуровневая структура. Первый уровень – побудительно-мотивационный, характеризуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели действия как её будущего результата. Мотив проявляется в виде потребности, желания вступить в общение, письменно сообщить какую-либо информацию. На этом этапе пишущий осознает и формулирует для себя то, о чем он собирается высказаться.
Второй уровень письменной речевой деятельности – ориентировочно-исследовательский, этап формирования высказывания, его словесно-грамматического оформления. На этом этапе происходит отбор слов, нужных для составления текста, выделение предиката как стержневой части предложения, распределение предметных признаков в отдельных предложениях и в группе предложений, в смысловой организации связей между предложениями. Большую роль в этом процессе играет внутренняя речь, являющаяся необходимым к развитию внешней речи. Во внутренней речи производится перевод замысла высказывания в систему речевых единиц.
Третий уровень – исполнительный, реализующий, этап грамматико-синтаксического оформления мыслей. На втором и третьем уровнях, при переходе внутренней речи во внешнюю и её реализации в письменной форме, важную роль играют механизмы долговременной и оперативной памяти. Долговременная память сохраняет определенные языковые правила, лексико-грамматические схемы сочетания слов и хранит все те знания, которые используются в процессе общения. Оперативная память осуществляет процесс текущего запоминания (оперирование лексикой, грамматические трансформации, синтаксические связи), необходимые для непосредственной переработки материала. Результатом становится реализация высказывания в виде письменного текста.
На третьем уровне особую роль выполняют механизмы контроля и коррекции. Письменный вид речи позволяет уделить значительное количество времени на оценку написанного и скорректировать его с точки зрения более точного, грамматически правильного и стилистически целесообразного употребления языковых средств, а также подобрать наиболее адекватные формы словесного выражения мысли. Такое активное подключение механизмов самоконтроля и коррекции, долговременной и оперативной памяти способствует развитию и формированию мышления учащихся
Пишущий не пользуется простым переносом устной речи в письменную, а выбирает языковые средства, характерные именно для письменной речи, обеспечивающие полноту форм выражения и однозначность толкования, восстанавливает внеречевую ситуацию во всех подробностях, делая её максимально ясной, четкой и понятной благодаря лексической связности, развернутости, логичности и структурной сложности высказывания.
Максимальная ясность и развернутость, являющиеся одним из основных лингвистических требований к письменной речи, достигаются главным образом за счет большого количества придаточных предложений. Наиболее важную роль при этом играют придаточные определительные и изъяснительные предложения, точность и определенность высказываемому суждению сообщают придаточные времени, а логическую последовательность в изложении фактических данных – придаточные причины и условия.
Знание структуры письменной речи, психологических особенностей процесса её протекания очень существенно для создания эффективной системы обучения этому виду речевой деятельности: оно позволяет более точно анализировать речевое действие, организовать взаимосвязанное обучение различным видам письменной речевой деятельности.
Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности. Задача уроков русского языка в школе состоит в том чтобы повысить уровень речевого и письменного развития школьников усовершенствовать их умения и навыки. Развивать письменную связную речь учащихся – это значит прививать им ряд умений:
– осмысливать тему;– подбирать и располагать материал;– пользоваться средством языка;– исправлять, совершенствовать свою деятельность.
Упражнения в развитий письменной речи
1. Работа по картине.
Расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения. Зрительные образы, которые дают картины, вызывает у детей эмоции и воспитывает образность, яркость речи. Работа по картине помогает детям научиться грамотно строить предложения.
2. Письменное сочинение.
Особенно большое значение имеет работа по картине в выработке навыков письменного сочинения.
Можно написать описание картины в таком направлении:
– сочинение по сюжетным картинкам;– сочинение по одной картине;– описание героя картины;– описание места действия;– сочинение от имени одного из героев картины.
3. Изложение
-подробное
-сжатое
-от 1 лица
-от 3 лица
4.“Корреспондент” напиши заметку в газету.
Класс делится на отделы. Каждый отдел получает свою тему, например “Школьная столовая”, “Интересный урок”, “Мой одноклассник” и.т.д.
Предварительно провожу работу, как выбирать тему и составлять план к статье.
5. “Поменяй местами” упражнение на развитие строить предложения.
Красная ёлочка растёт в огороде.
Зелёная морковка радует ребят.
Успешность обучения достигается лишь в том случае, если на каждом уроке русского языка учит детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей. Учащиеся развиваются всестороннее и творческие их способности расширяются.
Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы запомнить что-либо, надо его изучить, узнать о нем по-больше.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1. Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.
Вид работы со зрительной опорой - письменный рассказ
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:
- музыкальные
- читательские;
- жизненные;
- фантазийные
3.письменная газета
- Продолжи рассказ по его началу
- Собери текст.
- Распространи предложение
4. Мини-изложения, мини-сочинения.
5. Творческие диктанты на основе картин.
6. Почему так, а не иначе.
7.Пересказ художественного текста от лица героя
Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная
Задание: «Вставь слово»
(Какой?) в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. (Какой?)лист и (какая?) травинка. (Какие?)травы и (какие?) цветы. (Какой?) иней и бабочки. (Какое?) солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н Сладков.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?) птичкой, а (какой?) звездочкой, вторым (каким?) солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.
Такие же задания разработаны по теме «Глагол», «Имя существительное» и др.
Ключ. Текст 1.
Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)
Ключ. Текст 2.
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей. По Г.Скребицкому.
Задание «Продолжи»
Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.
1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля
Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.
2. Малиновый солнечный шар коснулся снизу сквозной лазури. Он всплыл из-за леса, уменьшаясь и плавясь в золото
Ключ. (Этот слепящий золотой сгусток быстро отделился от горизонта. Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца.) В.Белов.
Задание. «Составь рассказ».
Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
Задание. «Редактирование текста».
Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще были желтые листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина была кругом. Была прозрачная вода в озере.
Ключ. (Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На березах еще оставались желтые листья. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом. Потемнела прозначная вода в озере.) По Д.Мамину-Сибиряку.
Задание. Составь рассказ по его началу.
1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды
Сочинения-миниатюры.
Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам :
- летний дождь,
-осенний дождь,
- весенний дождь.
Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.
Задание. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» («Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»).
Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.
Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать письменную речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова.
На уроках русского языка и не только надо научить ребят пользоваться русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.
Поэтому я считаю целью моей работы – развитие письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции, что позволит им в дальнейшем успешно сдать выпускные экзамены за 9 или 11 класс.
Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с развивающими и воспитательными функциями; с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирование языковой компетенции. Мы должны формировать личность, в совершенстве владеющую как устной, так и письменной речью.
Заголовок 315