Программа школьного экологического мониторинга «Экологическая тропа»
Экологическое образование и воспитание в МОУ Николо-Берёзовской СОШ в действии
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, когда людям чтобы выжить, приходится думать по-иному, чем до сих пор.
Необходимо строгое соответствие действий человека с возможностями природной среды, только тогда возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Экологическое образование направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип экологического образования является принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Воспитание любознательности, тяги к природе – большая и благородная задача, в решении важная роль принадлежит учителю.
Современное экологическое образование включает в себя максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на комплексную экологию: биологическую, глобальную, социальную и экологию человека.
Нормативный аспект экологического воспитания – это правила поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шуми», «не топчи», «не вреди». Этот вопрос волнует многих педагогов, как практикантов, так и теоретиков.
Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Основные требования экологического образования и воспитания:
Понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
Понимание современных проблем экологии и создание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
Принятие личного участия в решении экологических проблем.
Успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от организации учебно-воспитательной деятельности.
В процессе играет природное окружение. Этот фактор имеет особенное педагогическое назначение для нашей местности, т.к. для сельских ребят природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становлении экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, потому что мы каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт, природные экосистемы – лес, луг, озеро, река.
Проблема создания экологического практикума и его внедрения в реальный учебно-воспитательный процесс до сих пор остаётся одной из самых неразработанных в современной школе.
Внедрение практикума позволяет:
- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем;
- обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;
- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;
- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экопроблем.
В книге Е.Рериха «Иерархия» можно прочитать: «Когда человечество поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету».
Работу по экологическому образованию и воспитанию обучающихся несомненно нужно начинать с ознакомления и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».
Для решения проблемы создания экологического практикума в школе функционирует система: для учащихся 1-4 классов – экологический клуб «ЗУБРёнок» (Знать, Уметь, Беречь, Растить), для учащихся 5-11 классов экологическая тропа.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы. Реализуя образовательные и воспитательные цели в работе на экологической тропе мною разработана программа школьного экологического мониторинга, направленного на изучение объектов стоянок экологической тропы.
Основные принципы в выборе методик для программы экологического мониторинга:
- простота;
- использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы;
- базирование на краеведческом принципе.
Для определения уровня состояния экологического воспитания учащихся нашей школы была проделана диагностическая работа. Анкетированием были охвачены учащиеся с 3 по 11 класс, родители начальных классов и классные руководители.
Для достаточно полного выявления состояния экологического воспитания необходим целый ряд комплексных мер.
Опрос классных руководителей проводился по методике Пермского областного института усовершенствования учителей.
В ответах преобладает понимание необходимости знания и применения законов природы, понятие «экология» знаком всем. Под экологическим воспитанием большинство классных руководителей понимают углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков. Ответы на вопросы методики показали, что учителя чётко определили для себя направленность (экологического) в воспитательной деятельности.
Наряду со школой, значительная роль в экологическом воспитании все таки принадлежит семье. Анкетировались родители учащихся начальных классов. Анализ ответов родителей показал, что в семьях в основном есть направленность на экологическое воспитание. Большинство родителей часто бывают с детьми на природе, выезжают в лес, на реку, учат детей правилам поведения в природе. Хотя есть небольшой процент опрошенных, которые считают, что экологическое просвещение, привитие любви к природе – дело учителей и воспитателей.
Каков же результат влияния школы и семьи на экологическую грамотность учащихся? Ответ на этот вопрос дают результаты анкетирования. Исследование учащихся проводилось по двум параллелям 3-6 классы и 7-11 классы.
Знакомясь с ответами учащихся 3-6 классов, можно сделать вывод о том, что все дети с удовольствием бывают на природе, любят играть, рвать цветы, ловить рыбу. В то же время представление (учащихся) о бережном отношении к природе, её богатствах, соблюдении правил поведения в природе несовершенны и имеются далеко не у всех учащихся.
В некоторых случаях, к сожалению, за любовь к природе ошибочно принимается потребительское к ней отношение.
Учащимися 7-11 классов была предложена методика по выявлению «Отношения к природе». У большинства отношение к природе глубоко осознанно и правильно. Однако некоторые ответы говорят, что не всё пока благополучно: они не видят привлекательности природы, не интересуются происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Но в этом случае не исключен процент занижения самооценки учащихся.
Проведённая диагностическая работа показывает, что нам необходимо развивать и совершенствовать уровень экологического воспитания, разнообразить практическую деятельность учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природы. Это может быть достигнуто только при взаимосвязанной работе учащихся, родителей и учителей в школе и в семье.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта.
Эпиграфом к организации и осуществлению экологического образования и воспитания могут быть слова В.А. Сухомлинского:
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
Программа школьного экологического мониторинга
«Экологическая тропа».
Пояснительная записка
Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры молодёжи. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.
Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).
Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.
Предлагаемая программа содержит наиболее удобные для работы с детьми визуальные методики.
Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся.
Мониторинг пришкольного участка.
Определение места школы в микрорайоне.
Информация
По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные и т.п. должны стоять от границы школы не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.
? Задание
Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии она находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.
Определение роли зелёных растений школьного участка.
Информация
Известна роль зелёных насаждений в процессе очистки воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость микрорайона на озелененных участках на 40 % ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70-80 % аэрозолей и пыли.
? Задание
Определите, какое кол-во пыли способны задержать зелёные насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте кол-во деревьев и кустарников и опишите их видовой состав. Сделайте вывод о роли зелёных насаждений в улучшении микроклимата.
Информация
На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клёне – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2 кг.
Определение роли газонной травы, цветников, в улучшении микроклимата пришкольной территории.
Информация
С 1 м2 газонной травы в час испаряется до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон задерживает заносимую ветром пыль. Вблизи газонов легко дышится.
? Задание
В жаркие дни на дорожке у газона, цветника и на асфальтовой мостовой измерьте температуру воздуха на высоте человеческого роста. Сделайте вывод о роли газонной травы, цветника в температурном режиме приземного слоя воздуха.
Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории
? Задание
Соберите в различных местах листья растений и приложите к их поверхности клейкую плёнку той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите её на лист белой бумаги. Сравните степень запылённости разных мест, сделайте выводы.
Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка.
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
С помощью рулетки произвести измерения основных показателей, характеризующих зелёную защитную зону пришкольной территории.
Полученные данные занесите в таблицу:
Измерения
Полученные
результаты
СГ нормы (не менее),м
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:
на границе территории
со стороны автомагистрали
1,5
6
Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного уч-ся, м2
50
Расстояние от школы до деревьев
10
Расстояние от школы до кустарников
5
Расстояние между деревьями (узколистными)
5-6
Расстояние между деревьями (широколистными0
8-10
Кол-во деревьев на 1 га
90-150
Отметьте на карте района с помощью условных знаков зелёные насаждения, газоны пришкольной территории.
Обработка результатов и данных.
Сделайте вывод о соответствии зелёной зоны вашей пришкольной территории с-г нормам.
Определение видового состава растительности пришкольной территории.
Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м.
Выполнение работы
Определите видовой состав деревьев, кустарников.
Выберите несколько площадок (1м*1 м) на газонах пришкольной территории. Определите видовой состав травянистых растений. Подсчитайте общее кол-во видов.
Опишите состояние и ухоженность газонов.
Обработка результатов и данных.
Сделайте вывод о правильности подбора зелёных насаждений по видовому составу, учитывая данные.
На листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли:
Вяз шершавый – 23 кг
Вяз перистоветвистый – 18 кг
Ива – 38 кг
Клён – 33 кг
Тополь канадский – 34 кг
Ясень – 27 кг
Сирень – 1,6 кг
Акация – 0.2 кг
Лох узколистый – 2 кг
Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог является акация жёлтая. Липа, берёза.
Наиболее устойчивыми к загрязнению воздуха газами тополь, ива белая, клён американский, белая акация, сирень, берёза, барбарис.
Сделайте вывод о видовом многообразии травянистого фитоценоза, если на суходольном лугу встречается около 250 видов растений.
Внесите конкретные предложения по улучшению планировки пришкольной территории
Мониторинг водной среды.
Определение степени загрязнения водоёма по внешнему виду.
Информация
По требованиям ГОСТа водоёмов, на поверхности воды не допустимо присутствие плёнок нефтепродуктов, масел, жиров и др. примесей.
Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза, Все это так же нарушают дыхание рыб, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических в-в.
? Задание
Определите степень загрязнения водоёмов по внешнему виду, используя таблицу:
Баллы
Характеристика загрязнения
0
Отсутствие пленок и пятен
1
Отдельные пятна и серые плёнки на воде
2
Пятна и иррадиирующие плёнки на воде
3
Отдельные примазки нефти на берегах и прибрежной растительности
4
Нефть в виде пятен и плёнок покрывает большую часть поверхности водоёма. Берега и прибрежная растительность вымазаны нефтью.
5
Поверхность водоёма покрыта нефтью.
Определение температуры и органолептических характеристик воды.
Оборудование
Термометр, колба 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15-20 см, шкала мм или линейка.
Выполнение работы
Определение температуры
- погрузите термометр в воду водоёма не менее, чем на 1/3 шкалы и выдержите 5 минут. Не вынимая термометр из воды, произвести отчёт показаний;
- определите температуру воды в нескольких местах, друг от друга.
- рассчитайте разницу в показаниях.
Примечание. При наличии впадающих в водоём притоков определите температуру также в зонах смешения воды в местах их впадения в водоём.
Определение запаха
- заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.
- взболтайте
- откройте колбу и вдыхая воздух определите характер и интенсивность запаха. Можно нагреть колбу с содержимым до 60 градусов.
Интенсивность запаха определить по таблице:
Интенсивность
запаха
Характер проявления запаха
Оценка запаха
Нет
Запах не ощущается
0
Очень слабая
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при нагревании
1
Слабая
Запах замечается, если обратить внимание
2
Заметная
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде
3
Отчётливая
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья
4
Очень сильная
Запах сильный, вода не пригодна для питья
5
Характер запах определите по таблице
Характер запаха
Естественного происхождения:
Неотчётливый (отсутствует)
Землистый
Гнилостный
Плесневый
Торфяной
Травянистый
Другой
Искусственного происхождения:
Неотчётливый
Бензиновый
Хлорный
Уксусный
Фенольный
Другой
Определение цветности
- заполнить пробирку водой 10-12 см
- определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при хорошем освещении
Цветность воды
Слабо-жёлтая
Светло-желтая
Желтая
Интенсивно-желтая
Коричневая
Красно-коричневая
Другая
Определение мутности
- заполнить пробирку водой 10-12 см
- определите мутность по таблице
Мутность воды
Слабо опалесцирующая
Опалесцирующая
Слабо мутная
Мутная
Очень мутная
Обработка результатов и выводы
Занесите результаты в таблицу:
Характеристика
Единица измерения
Значения
температура
градусы
Мах разность температур в точках отбора
градусы
Запах:
храктер
интенсивность
Словесное описание
баллы
цветность
Словесное описание
мутность
Словесное описание
Сделайте выводы об экологическом состоянии водоёма.
Определение уровня загрязнения водоёма по беспозвоночным зооиндикаторам.
Информация
Концентрация кислорода – показатель, на который реагирует биоиндикаторы. Чем грязнее водоём, тем меньше в нём кислорода. В водоёмах с различным уровнем загрязнения обитают качественно отличающиеся друг от друга группы беспозвоночных гидробионтов. Выделяют три такие группы:
- личинки подёнок, веслокрылок, ручейников, моллюски
- бокоплав, катушки, лужанки, шаровки, горошинки, личинки стрекоз
- водяной ослик, олигохеты, трубочник, пиявки, мотыль, личинки мошки «крыски», мокрецы.
? Задание
Определите загрязнения водоёма по беспозвоночным её обитателям, используя шкалу загрязнений по индикаторным таксонам.
Экологическая полноценность
Индикатор, таксоны
Чистая, полноценная вода. Использование питьвое, рекреационное для орошения, техническое
30 и более % ор-ов, собранных в водоёме, относятся к 1 группе
Удовлетворительно чистая вода или слабо загрязнённая. Использование питьевое с очисткой, рекреационное, для ограниченного орошения, техническое
11-30 % собранных ор-ов из 1 и2 групп
Загрязненная вода ( ядовитые в-ва, большое кол-во органики), использование техническое.
90 и более % собранных ор-ов из 3 группы
Очень грязная вода, неблагополучная. Использование техническое, с очисткой
Кислород отсутствует. Признаков жизни нет.
Слежение за состоянием воды с помощью простейших и бактерий
Информация
Видовой состав может сказать, как чувствуетсебя активный ил водоёма. При хорошей очистке в больших количествах встречаются брюхоресничные инфузории и сувойки, много коловраток и почти нет жгутиковых и амёб. Бактерии объединяются в крупные хлопья с изрезанными краями, когда их рабочая поверхность максимальна.
При ухудшении очистки в активном иле появляются инфузории. Сувойки отбрасывают ножку, образуют дополнительный венчик и становятся «бродяжками». Больше становится жгутиковых и амёб. Бактериальные хлопья измельчаются и округляются.
? Задание
По видовому составу активного ила водоема определите состояние воды в водоёме.
Для обнаружения тех или иных простейших необходимо в несколько пробирок взять пробы воды и рассмотреть в лаборатории капли воды под микроскопом. Можно зафиксировать одноклеточных животных: на предметное стекло положить кусок ваты, разобранный на волокна, и поместить две капли воды из пробы. По наличию тех или иных простейших судить о состоянии воды.
Определение загрязнения воды по водным животным и растениям.
Информация
Для чистых водоёмов характерно разнообразие видов. По мере загрязнения многие виды гибнут, а оставшиеся усиленно размножаются. Например, массовое размножение мотыля, червей-трубочников, дафний, указывает на сильное загрязнение. В особенно грязных водоёмах многоклеточные позвоночные жить не могут. Там встречаются только равноресничные инфузории и бактерии.
Чем извилистее река, тем больше в ней растений, дающих приют животным; чем больше плесов, на которых оседают взвеси, и перекатов, где вода насыщается кислородом, тем быстрее идёт процесс самоочищение.
Индикаторами чистой воды в водоёмах являются растения: кувшинка белая, кувшинка жёлтая, ольха, ива, водокрас, телорез; животные: ёрш, окунь, судак, щука, личинки ручейников, перловицы.
? Задание
Зная изменения, происходящие в видовом составе водоёма, способность к самоочищению и виды-индикаторы, определите состояние воды в водоёме (чистая, загрязненная)
Выявление степени влияния сточных вод на водоём.
Информация
Внешние признаки явного загрязнения воды: запах фенола, сероводорода, плёнка, скопление лепешкообразных образований чёрного или сине-зелёного цвета, следы нефти, мазута.
Индикатор неявных опасных загрязнений – прибрежные обрастания, располагающиеся на подводных предметах у кромки воды. В чистых водоёмах эти обрастания ярко-зелёного цвета или буроватого оттенка . Для загрязнённых водоёмов характерны белые образования в виде хлопьев. При избытке в воде органических в-в и повышенной общей солёности обрастания приобретают сине-зелёный цвет. При плохой очистке фекально-бытовых сточных вод обрастание приобретает белый или сероватый цвет. Как правило, они хлопьевидные и состоят из прикреплённых инфузорий. Такие же по внешнему виду обрастания развиваются в зоне, загрязнённой органическими в-ми. Их образуют нитчатые бактерии сферотилус. Стоки с избытков сернистых соединений могут сопровождаться хлопьевидными налётами нитчатых серобактерий тиотрикс. Тиотрикс также развивается в присутствии сероводорода, образующегося при гниении белков.
Ядовитые стоки могут вызвать частичную или полную гибель организмов. Полное отсутствие обрастаний ниже выпуска сточной воды указывает на сильное токсическое действие стоков, на ненормальную работу очистных сооружений или отсутствие их.
Наличие высшей водной растительности – рдестов, тростников, камышей и др. – также является индикатором загрязнения воды. Ядовитые стоки угнетают растительность, а присутствие азота, фосфора, калия вызывает чрезмерное развитие её.
Необходимо обратить внимание на животное население водоёмов. Хроническое отравление ряда видов рыб (сазана, леща, язя) характеризуется взъерошенной чешуей с большим скоплением жидкости в ней. Заметно пучеглазие. Наблюдается аномалии в поведении рыб. В сильно загрязнённых водоёмах в зимний период происходят заморы рыб. Заморы бывают и в летнее время при сильном развитии сине-зелёных водорослей.
? Задание
Сравните видовой состав растительности выше и ниже по течению сброса сточных вод и сделайте вывод о степени вредного стока на водоём.
Мониторинг атмосферы.
Определение загрязнённости воздуха в районе школы.
Информация
Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 кг оксида азота, соединения свинца, серы, и другие в-ва.
? задание
Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по дороге у школы за 1 час. Определите приблизительно, какое кол-во выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки, используя данные информации.
Оценка запылённости воздуха.
Оборудование: вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос для просасывания воздуха типа ПРУ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель.
Ход работы:
Нанесите 1 каплю воды на предметное стекло.
Установите предметное стекло в выбранном месте на 15 мин.
Накройте каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом.
Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения можно видеть большую площадь капли.
Сосчитайте кол-во пылинок в капле и опишите их качественный состав (вид, структуру, расположение, строение).
Определите кол-во пылинок за 15 мин на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в различных местах одного и того же помещения, в разных помещениях.
Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.
Выполнение работы
Работа проводится в группах в течение 2-4 дней. Обследование можно проводить круглосуточно.
Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны.
Составить карту района.
Отметьте на карте предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
На карте наметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1.5-3 км, в малозагрязнённых районах – на расстоянии до 10 км.
В районе намеченной точки найдите участок леса, где растут молодые сосны высотой 1-1,5 м.
Оцените степень вытоптанности участка: 1 – вытоптавания нет, 2 – вытоптаны тропы, 3 – ни травы ни кустарников нет, 4 – осталось немного травы вокруг деревьев.
Выберите 5 молодых сосен, растущих на открытом месте, с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, стоящих на расстоянии 10-20 м.
У каждого деревца осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то обследование проведите на боковом побеге в четвёртой сверху мутовке.
Пользуясь рисунком, определите класс повреждений и усыхания хвои. Имейте в виду, шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку.
Классы поврееждения и усыхания хвои.
Классы повреждения хвои:
– хвоинки без пятен
– хвоинки с небольшим числом мелких пятен
– хвоинки с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые крупные – во всю ширину хвоинки.
Классы усыхания хвои:
- нет сухих участков
- усох кончик
– усохла 1/3 хвоинки
– вся хвоинка жёсткая или более Ѕ её длины – сухая.
Пользуясь рисунком, определите продолжительность жизни хвои. Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя, при чём, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Т.о. , полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохранённой хвоей плюс доля сохранённой хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет:
3+0,5=3,5
Обработка результатов и выводы
Основываясь на данных таблиц, сделайте вывод о степени загрязнённости воздуха:
Максимальный
возраст
хвои
Класс повреждения хвои на побегах второго года жизни
1
2
3
4
I
I-II
III
3
I
II
III-IV
2
II
III
IV
2
-
IV
IV-V
1
-
IV
V-VI
1
-
-
VI
Условные обозначения степени загрязнения воздуха:
1 – идеально чистый
2 – чистый
3 – относительно чистый (норма)
4 – загрязнённый ( тревога)
5 – грязный (опасно)
6 – очень грязный (вредно)
прочерком обозначены невозможные сочетания
По результатам сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе, а также воды в водоёме.
Обоснуйте возможные причины таких результатов.
Доведите данные исследований до сведения администрации района.
Сделайте практические предложения по улучшению экологической ситуации в районе.
Почвенный мониторинг.
Информация
В крупных городах состояние почвы оценивается по следующим показателям:
- загрязнение тяжёлыми металлами
- загрязнение бытовыми и промышленными отходами
- загрязнение нефтепродуктами
загрязнение пестицидами
Серьёзную озабоченность вызывают свалки промышленных и бытовых отходов, многие из которых токсичны. Радиационное загрязнение обусловлено глобальными выпадениями радионуклидов, связанных с Чернобыльской трагедией 1986 г.
Определение общих физических свойств почвы.
Выполнение работы:
Взятие почвенных образцов. Определение состава и структуры.
Лопаткой отберите пробу по 50-100 г в точках участка ( 5 разных точек).
Поместите пробы в пакеты. Каждый пакет герметично завяжите. Запишите № и точку его отбора.
Поместите пробы на поддон ровным слоем. Перемешайте пробы лопаткой.
Отберите инородные включения в почве.
опишите состав и структуру почвы.
Сушка образца и определение влажности
Поместите образец почвы в кювету. Кювету поставьте на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с образцом mвл ( определите заранее массу пустой кюветы) mо
Перенесите почву с кюветой в сушильный шкаф и выдержите при температуре 100-105 градусов не менее 3 часов. (можно сушить в помещении в течение суток)
Оставьте кювету с образцом на 1 час для охлаждения до комнатной температуры (после сушки почва должна быть светлой и легко рассыпающейся).
Поместите остывшую кювету на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с высохшим образцом . mс
Рассчитайте влажность образца по формуле:
W= mвл - mс
* 1000
mвл - mо
Обозначения величин, смотрите в тексте.
Обработка результатов и выводы:
занесите результаты в таблицу:
№
пробы
Место
отбора
пробы
Структура
почвы
Состав
почвы
Результаты
определения
влажности почвы
mо,г
mвл,г
mс,г
W, мг/г
Рассыпчатая, комковатая, каменистая и др.
Наличие и кол-во инородных включений, прео
бладающий тип почвы.
Проанализируйте результаты и сделайте выводы об экологическом состоянии почвы по её общим физическим свойствам.
II. Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям-индикаторам.
Информация
По произрастанию некоторых растений, так называемых растений-рудознатцев, по аномалиям в их росте, развитии и окраске можно определить высокое содержание тех или иных элементов в почве.
? Задание
Используя данные таблицы о растениях-индикаторах, определите, есть ли в почве вашей местности высокое содержание каких-либо элементов.
Химический
элемент
Растения-индикаторы
Характерные изменения
железо
деревья
Уменьшение высоты и сомкнутости
литий
полынь
Замедление роста, искривление стебля
Уран, торий
Карликовость растений
Радиоактивные элементы
Возникновение у растений «ведьминых» мётел; срастание, скручивание и искривление растений
бор
полынь
Шарообразные утолщения
Алюминий, уран
Листья скручиваются
алюминий
Возникновение на листьях белых пятен
медь
роза
Лепестки становятся голубыми, даже чёрными
цирконий
Омертвение тканей листьев растений
цинк
Хлороз листьев
железо
Цветки некоторых растений приобретаю несвойственную им окраску
Барий, стронций
берёза
Зеленоватая окраска древесины
III. Определение рекреационной нагрузки (вытаптывание).
Информация
Вытаптывание приводит к определённым, порой необратимым процесса в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптана трава – значит, резко уменьшилось кол-во насекомых. Если на лесной поляне появилась ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит почва уплотнилась в 3-4 раза по сравнению с нетронутым лесом. Когда же она уплотнилась в 6 раз, не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах это: подорожник, лапчатка, птичья гречишка. Из лесных сообществ наиболее ранимы сосняки лишайниковые, ельники. Более устойчивые березняки и осинники.
Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействие антропогенной нагрузки, вызываемых рекреационной дегрессией.
Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколь-нибудь изменений.
Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.
Тропиночная сеть гуще, светолюбивые виды преобладают в травянистом покрове, появляются луговые травы.
Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове кол-во видов незначительно. Молодого подроста нет, подстилка встречается у стволов деревьев.
Полное отсутствие подстилки. На плотной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных трав. Наличие борозд, оврагов.
Наличие на данной территории белого гриба, подберёзовика, подосиновика и груздя говорит о невысокой рекреационной нагрузке. Индикатором увеличения рекреационной нагрузки может служить увеличение видового разнообразия сыроежек, а также зонтика пёстрого.
? Задание
Используя приведённые данные, определите стадию рекреационной дегрессии леса.
Определение антропогенных нарушений почвы.
Оборудование
Карта местности, пишущие принадлежности
Выполнение работы
Выберите хорошо вам знакомый участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).
Укажите типы и группы антропогенных нарушений почвы, заполнив графы в таблице:
Типы и группы антропогенных нарушений почвы.
Группы нарушений
В чём выражается нарушение
с/х
Перекрытие почвенного профиля
л/х
Эрозия почв
промышленные
Механические нарушения, замусоривание, пожарища
строительные
Загрязнение почв
транспортные
Перекрытие и уплотнение почвенного слоя
рекреационные
Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения
Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв, заполнив таблицу
Характеристика нарушений
Описание нарушений
Площадь распространения
Форма участка, протяжённость, ширина, площадь
Признаки выявленных нарушений
В чём выражены
Стадии нарушения
Начальная, развитая
Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений
Вид воздействия
Характер воздействий
Интенсивность, продолжительность
Влияние на природный комплекс
В чём выражено влияние
Группа нарушений
Какая группа
Возможные пути устранения воздействия
Впишите ваши предложения
Приложите к описанию иллюстрированный материал.
Обработка результатов и выводы.
Нанесите антропогенные нарушения почв на карту.
Определите экологические последствия выявленных нарушений.
Сформулируйте предложения по снижению антропогенных воздействий на почву и восстановлению нарушений.
Среди ваших предложений выделите организационные и технические мероприятия.
15