Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОССтарший воспитатель Кувшинова Ю.В.
«Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка...»В. Сухомлинский
Как, по вашему мнению, организовать предметно-пространственнуюразвивающую среду в ДОУ с учетом требований ФГОС?
Развивающая предметно-пространственная среда
НасыщенностьСоответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы.Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;- поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость Возможность изменений предметно- пространственной среды: - в соответствии с образовательной ситуацией,- от меняющихся интересов и возможностей детей.
ПолифункциональностьПолифункциональность - от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.Объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности.- разнообразное использование различных составляющих предметной среды- предметы, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления- природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности - предметы-заместители для детской игры
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;- исправность и сохранность материалов и оборудования.Доступность
Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.); - наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; - периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов
Безопасность Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Младший дошкольный возрастДля детей этого возраста – достаточно большое пространство в группедля удовлетворения потребности в двигательной активности.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышунайти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувстваи поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии,это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формысотрудничества, что и является основными целямидошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возрастОрганизация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройстваи игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детейк освоению грамоты.
Показатели оценки качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из- за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.