Методическая разработка занятия по теме: Композиция. Деревенский пейзаж
Методическая разработка занятия
по теме: « Композиция. Деревенский пейзаж».
Педагог дополнительного образования –Миночкина Н.К.
План-конспект занятия.
Цель:
создание атмосферы творчества для воплощения учащимися своих умений и навыков в составлении композиции.
Задачи:
развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
подчеркнуть общие черты русского пейзажного искусства;
отличать деревенский пейзаж от других видов пейзажа.
Метод: объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ произведений живописи.
Оборудование:
для учителя - иллюстрации, фото, репродукции с изображением деревенского пейзажа , видов пейзажа; образец - упражнение построения дома в перспективе;
для учащихся: художественные материалы для живописи, бумага для акварели А3, бумага для эскизов А4.
План занятия:
1.Организационный момент
2.Беседа: «Что характерно для пейзажа деревни?»
3.Инструктаж. Как выполнять работу.
4.Практическая работа.
5.Подведение итогов.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Проверка готовности, приветствие.
2.Беседа. Тема нашего урока - "Деревенский пейзаж".
-Дайте определение жанру "пейзаж".
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа.
- Какие виды пейзажа вы знаете? (комментировать ответы учащихся показом репродукций)
- сельский,
-городской,
- парковый,
-морской ,
-архитектурный,
-индустриальный,
-романтический (грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы для романтического пейзажа),
-исторический пейзаж
-эпический, (величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа),
-героический пейзаж (так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, в нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья).
-Чем же отличается деревенский пейзаж от других видов?
Деревенский (сельский) пейзаж – наиболее распространенная тема пейзажной живописи всех времен. Деревянная архитектура, поля, не асфальтированные дороги, изгороди, дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость скал, тропинка или проселочная дорога – мотивы многих и многих полотен художников разных стран.
Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру. Русские пейзажисты А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, каждый со своими стремлениями и пристрастиями, немало потрудились над тем, чтобы донести до зрителя черты сельской природы леса и степи, рек и озер.
-Показ слайдов, фотографий с изображением деревенского пейзажа.
Вспомним из прошлых занятий схему построения дома в перспективе (показ), изменение тона и цвета в перспективе, изображение близких и дальних объектов и законы композиции - выделение главного и второстепенного.
3. Инструктаж: - Наша сегодняшняя задача подготовиться к выполнению композиции в живописи на формате А3. Сегодня мы сделаем эскиз на листе А4 ,с легким тонированием в цвете или штриховке ( показ образца выполнения работы).
4.Практическая работа учащихся.
5. Подведение итогов. Просмотр работ учащихся, обсуждение, выделение наиболее удачных моментов в рисунке, композиции.
Литература:
1.Калмыкова Вера. Пейзаж в мировой живописи.М.,2011.
2.Романовский А..Пейзаж в русской живописи.,М.,2008.
3.Стенли Молцмен. Пейзаж.Техника рисования.,М.,2011.
Интернетные носители:
1.Пейзаж.Композиция и свет в пейзаже. http://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/11_peyzaj_kompozitsiya_i_svet_v_peyzaje
2.Правила композиции пейзажа.
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/118845/
15