РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Содержание программы
Пояснительная записка
1. Статус документа
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС)
4. Место учебного предмета в базисном учебном плане
5. Название учебно-методического комплекта
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание
Планируемые результаты освоения программы
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)
1. Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля
2. Критерии и нормы оценки
3. Система контролирующих материалов
Материально – техническое оснащение и учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
1.Статус документа
Рабочая   программа  по курсу « Литературное чтение » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, образовательной программы по русскому языку начального общего образования и авторской программы Ефросинина Л.А. Литературное чтение (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011). Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Основная цель - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2.Система работы над навыками чтения.
3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процесс е чтения.
4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5.Расширение круга чтения учащихся, создание «Литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и мозлча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.): воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и. наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
Во 2 - 4 классах проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой ( учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Программа включает следующие основные рубрики:
круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.
Изменения в авторскую программу не внесены.
3. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение» (ФГОС)
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
4. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
5. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебная литература:
1.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник.- М.: Вентана – Граф, 2008., в 2 ч.
2.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради.- М.: Вентана – Граф, 2009., в 2 ч.
3.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2006.
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Творческая деятельность:
-участие в сочинительстве небольших сказок и историй;
-пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки;
-придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа);
-изменение начала и продолжения произведения, фольклора;
-коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской: создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.
-подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
количество творческих работ – 4 часа;
нетрадиционная форма урока (урок-творчества и библиотечные уроки) – 8 часов.
Планируемые результаты освоения программы
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами обучения являются:
-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
¾ отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
¾ определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
¾ понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
¾ находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
¾ читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
¾ читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
¾ читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
¾ пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
¾ группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
¾ понимать нравственные ценности и этику отношений в
произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
¾ пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
¾ пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
¾ постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
¾ различать стихотворный и прозаический тексты;
¾ определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
¾ различать пословицы и загадки по темам;
¾ использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
¾ осознавать нравственные и этические ценности произведения;
¾ выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
¾ уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
¾ понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
¾ инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
¾ моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
¾ рассказывать сказки с присказками;
¾ создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
¾ делать иллюстрации к изученным произведениям;
¾ иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
¾ выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
¾ инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в
конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
¾ находить информацию о героях произведений;
¾ работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
¾ дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
¾ самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
¾ находить информацию о книге в ее аппарате;
¾ сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.
Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.
Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
• с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
• с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
• с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
Содержание тем курса.
№ п/п Перечень разделов программы Кол-во
часов Содержание
темы Требования к знаниям и умениям
1. О нашей Родине 5 ч. Произведения о Родине Знать:
- произведения о Родине
Уметь:
- сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности
-самостоятельно читать слова и текст молча
-находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие
-сравнивать произведения по жанрам
2 Устное народное творчество 5 ч. Произведения фольклора русского народа и народов других стран Понимать отличие малых фольклорных форм.
Уметь:
-выделять признаки былины
-работать с произведением
-выразительно читать, выделяя повторы
3 О детях и для детей 14 ч. Произведения о жизни детей разных народов и стран, их дружбе и товариществе, об их отношении к людям Знать:
-наизусть два стихотворения, пословицы.
Уметь:
-выделять пословицы в тексте
-понимать главную мысль произведения
-находить части в тексте
-пересказывать по плану кратко и подробно.
4 Мир сказок 5 ч. Русские народные сказки и Сказки зарубежных авторов Уметь:
-выделять признаки сказки
-правильно называть произведение
-составлять схематический план
-пересказывать подробно и кратко по готовому плану
5 Произведения о родной природе
- «Уж небо осенью дышало…»
(6 ч).
- «Снежок порхает, кружится…»
(19ч). 25 ч.
Произведения русских и зарубежных писателей -классиков Уметь:
-выражать при чтении свое отношение к природе
-выразительно читать стихотворения
-понимать главную мысль
-выполнять творческие работы
6 Здравствуй, праздник новогодний 9 ч. Произведения о зиме,
о Новогоднем празднике Уметь:
-выразительно читать отрывки из изучаемых произведений
7 Произведения о животных 13 ч. Произведения
о животных Уметь:
-различать народные песни, загадки, народные и авторские сказки.
-находить в тексте пословицы и уметь их объяснять
-отличать реальные события от волшебных.
Знать:
-наизусть 1-2 стихотворения
-3-5 фамилий авторов, которые пишут о животных
8. Зарубежные сказки 11 ч. Зарубежные народные сказки и Сказки зарубежных авторов Уметь:
-выделять признаки сказки
-правильно называть произведение
-составлять схематический план
-пересказывать подробно и кратко по готовому плану
9 Рассказы, сказки, стихи о семье 13 ч. Произведения
о семье Уметь:
-выразительно читать колыбельные песни, диалоги
-разыгрывать сценки из произведений
Знать:
-наизусть 1-2 стихотворения о маме
-что такое рифма, строфа
10 Весна, весна красна… 27 ч. Произведения о весне
Уметь:
-выразительно читать отрывки из изучаемых произведений
11 Волшебные сказки 8 ч. Приключенческая детская книга, народные и авторские сказки Уметь:
-различать сказки: о животных, бытовые, волшебные
-сравнивать волшебные сказки: авторские и народные
-сочинять сказки с волшебными предметами
Знать:
-русских и зарубежных авторов сказок, их названия
-наизусть отрывок из сказки в стихах
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Календарно - тематическое планирование (136ч.)

п/п Наименование
раздела
программы Тема урока Тип
урока Элементы
содержания
урока Характеристика деятельности учащихся
(УУД) Вид
контроля Дата
1
1.09 О нашей
Родине
(5 ч) Произведения
о Родине. Ф.Савинов
«Родина» Комбиниро-
ванный Развитие навыка чтения.
Закрепление литературоведческого понятия Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности
Знать:
-произведения о Родине.Уметь:
-сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать наих особенности;
-самостоятельночитать молча слова и текст;
-находить и самостоятельно читатьфамилию автора,заглавие;
-сравнивать разные по жанрам произведения;
-выполнять задания под рубрикой«Проверь себя»
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст; Текущий,
фронтальный, индивидуальный опросы 2 Стихи о Родине. И. Никитин «Русь» Комбиниро-
ванный Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение Текущий,
фронтальный, индивидуальный опросы 3 Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь» Комбиниро-
ванный Чтение «про себя». Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя Текущий,
фронтальный, индивидуальный опросы 4 Произведения о Родине. С.Романовский «Слово о Русской земле» Дополнительное чтение: Н.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» Слуша-
ниеСравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр Текущий,
5
8.09 Стихи современных поэтов о Родине. С.Прокофьев «Родина». Обоб-
щающийЛитературный диктант
Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине
Текущий,
фронтальный, индивидуальный опросы, 6 Народная мудрость (устное народное творчест-
во) (5ч) Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки Ввод-
ныйСравнение и отличия произведений малых фольклорных форм осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Понимать отличие малых фольклорных форм.
Уметь:
-выделять признаки былины (былинного сказа);
-работать с произведением, выполнять задания вучебнике;
-выразительночитать (плавно выделяя повторы)
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Индивидуальный, фронтальный опросы, взаимопроверка, 7 Былина «Как Илья Муромец богатырём стал» Чтение Формирование
читательских
умений Индивидуальный, фронтальный опросы, иллюстрирование, 8 Былина «Три поездки Ильи Муромца» Дополнительное чтение: песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки, загадки Чтение Обогащение словаря, формирование навыков чтения Индивидуальный, иллюстрирование 9
15.09 Произведения устного народного творчества. Обоб-
щающийЗакрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений Индивидуальный, фронтальный опросы, взаимопроверка, иллюстрирование, 10 Произведения устного народного творчества. Проверь себя (комплексная разноуровневая проверочная работа) Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением Индивидуальный, иллюстрирование 11 О детях и
для детей
(20 ч) Стихи о детях. А.Барто «Катя».
Комби-
ниро-
ванный
Проверка техники чтения Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения Знать: наизусть два стихотворения; пословицы
Уметь:
-выделить пословицы о труде в тексте;
-правильно называть произведение;понимать главнуюмысль;
-находить части втексте;
-сравнивать стихи,рассказы, сказки;
-определять жанрпроизведения;
-пересказывать поплану кратко иподробно;
-составлять схематический план осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы. Текущий опрос, работа
с детскими книгами; самостоятельная работа 12
Произведения
С. Баруздина о детях. «Стихи о человеке и его словах» Дополнительное чтение:
Б. Заходер «Перемена» Слуша-
ние,обу-
чающее
чтение
Развитие восприятия художественного произведения.
Текущий опрос, работа
с детскими книгами
13
22.09 С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» Слуша-
ние,обу-
чающее
чтение Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание 14 Произведения о детях. Е. Пермяк «Смородина». Обоб-
щающее чтение Текущий опрос, работа
с детскими книгами 15 Слушание произведений о детях. Н.Носов «Заплатка». Г.Сапгир «Рабочие руки». Слуша-
ниеРазвитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание Текущий опрос, работа
с детскими книгами 16 Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Л. Толстой «Страшный зверь». Дополнительное чтение:
С. Михалков «Прогулка» Чтение.
Беседа Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности Текущий 17
29.09 Слушание произведений о детях.
М. Зощенко «Самое главное» Слуша-ние.
Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Текущий 18 М. Зощенко «Самое главное». Пересказ по картинному плану. Урок творчества
Групповая работа 19 В. Сутеев «Кто лучше?». Чтение Развитие навыка чтения по ролям Текущий 20 Произведения о детях. А. Митта «Шар в окошке». Дополнительное чтение: нанайская сказка «Айога» Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст Текущий, групповая работа, взаи-мопро-верка21
6.10 Е. Пермяк «Две пословицы». Контрольная рабоТекущий, групповая работа, взаи-мопро-верка22 Произведения для детей.
Л. Пантелеев «Две лягушки». Чтение Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание Текущий, групповая работа, взаи-мопро-верка23 В. Беспальков «Совушка». Литературные (авторские) сказки Литературный диктант Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков Текущий 24 В. Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники».
Дополнительное чтение: Я. Аким «Жадина» Тест Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание Текущий, самостоятельная, групповая работа, взаи-мопро-верка25
13.10 Мир сказок Русская народная сказка «У страха глаза велики» Чтение Текущий, самостоятельная, групповая работа, взаи-мопро-верка26 Братья Гримм «Маленькие человечки».
Чтение Текущий, самостоятельная, групповая работа 27 Автоские сказки.
Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Слуша-
ниеРазвитие восприятия худо-
жественногопроизведения, творческой деятельности, читательских умений Текущий 28 Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов» Дополнительное чтение: Братья Гримм «Три брата» Чтение.
Развитие навыков
чтения, читатель-
ских умений
(объяснять заго-ловок, характеризовать героев, подбирать пословицы) Текущий 29
20.10 Братья Гримм «Семеро храбрецов»
Проверь себя
Самостоятельная творческая работа Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений Текущий, самостоятельная, групповая работа, взаи-мопро-веркаУметь работать самостоятельно Самостоятельная работа с самопроверкой 30 «Уж небо осенью дышало…»
(6 ч).
Произве-
дения о родной природе Произведения о родной природе. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Г. Скребицкий «Осень». Урок творчества Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность Уметь:
-выражать причтении свое отношение к различнымсостояниям природы;
-выразительно читать стихотворения, передавая своичувства;
-понимать главную мысль;
-выделять голосомобращения в тексте;
-самостоятельночитать абзацы текстов, отрабатывая правильность правильность и беглость чтения;
-выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Текущий, выразительное чтение. 31 Э. Шим «Белка и ворон», Е.Трутнева «Осень» Чтение Текущий, выразительное чтение. 32 А. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение:
М. Пришвин «Осеннее утро» Слуша-
ниеРазвитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи Текущий, выразительное чтение. 33
3.11 Загадки.
Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки…».
М. Пришвин «Недосмотренные грибы» Литературный диктант. Текущий, выразительное чтение. 34 Э. Шим «Храбрый опёнок». Ком-биниро-
ванный (слуша-ние и чтение)Текущий, выразительное чтение. 35 К. Бальмонт «Осень» Проверь себя Итоговая,контроль- ная работа Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности 36 «Снежок порхает, кружится…»
(19ч).
Произве-
дения о зимней природе З.Александрова «Зима»
Дополнительное чтение:
А.Твардовский «Начало осени» Чтение Развитие навыков чтения, читательских
умений (опре-делять тему,
жанр, свое от-
ношение к про-
читанному) Уметь:
- бегло читать
предложения, от-
рывки из изучаемыхпроизведений;
- пересказывать
рассказ или сказку
по готовому плану;
-объяснять авторскую точку зрения;
-сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений;
-объяснять по-
ступки героев и
свое отношение к ним;
-передавать интонацией свое отношение к читаемому;
-различать авторские и народныесказки;
-самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»);
-оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить»или «Этого я еще не знаю») Текущий. 37
10.11 С. Иванов «Каким бывает снег». Чтение Фрон-
тальный,
индиви-
дуаль-
ный опросы, самостоятельная работа; работа в парах 38 Рассказы о зиме. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений 39 Э. Шим «Всем вам крышка. Русская сказка «Дети Деда Мороза». Литературный диктант
Развитие восприятия художественного произведения,
читательских умений Текущий
Текущий 40 К. Ушинский «Мороз не страшен»
Дополнительное чтение: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» Слуша-
ниеРазвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) 41
17.11 М. Пришвин «Деревья в лесу» Чтение Развитие навыков творческой деятельности Тематическая работа в группах 42 Стихи русских поэтов.
И. Суриков «Детство» Чтение Развитие навыков чтения, читатель-ских умений (оп-ределять тему, жанр)Уметь:
-выразительно читать стихи наизусть;
-бегло читать отрывки знакомого
текста;
-пересказывать по готовому плану; - объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). 43 Коллективное творчество «Зима в лесу» Урок
твор-
честваРазвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора) Текущий, взаимопроверка 44 Литературные сказки. Слушание сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Дополнительное чтение: С. Есенин «Пороша» Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений Фрон-
тальный,
индиви-
дуаль-
ный опросы, работа в парах 45
24.11 Литературные сказки. В. Даль «Девочка Снегурочка» Чтение Текущий, взаи-
мопроверка46
Сказки народные и литературные.
Чтение;
Развитие речи
учащихся, умения составлять
текст по теме Текущий, работа в парах 47 Русская народная сказка «Снегурочка» Тестирование Текущий, взаимопроверка;
48 Сказки народные и литературные. Русская народная сказка Снегурочка» (продолжение)
Дополнительное чтение: немецкая сказка «Бабушка Метелица» Чтение Само-
стоя-
тельная
работа 49
1.12 Сказки народные и литературные. Библиотечный урок. 50 Стихи русских поэтов.
Н. Некрасов «Саша». Развитие навыков чтения, читательских
умений, слушания произведения Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности
Знать:
-наизусть 2-3 стихотворения;
-пословицы одружбе и труде.Уметь:
-соотносить пословицы и поговорки сосновной мысльюпроизведения;
-объяснять поступки героев произведений, выражатьсвое отношение кним
Текущий, работа в парах,
индивидуально 51 Научно - познавательные рассказы.
Г.Скребицкий,
В. Чаплина «Как белочка зимует» Чтение Текущий, работа в парах
52 И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» Дополнительное чтение: японская сказка «Журавлиные перья» Литературный диктант Текущий, работа в парах
53
8.12 И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» Комбиниро-
ванный Текущий, работа в парах 54 Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» Урок
творчества
Развитие речи учащихся
55 Здравствуй, праздник новогодний (9ч) Стихи современных поэтов.
С. Михалков
«В снегу стояла ёлочка» Слуша-
ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений Уметь выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания)
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Текущий, работа в парах 56 Рассказы современных писателей.
А. Гайдар «Ёлка в тайге» Дополнительное чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик» Слуша-
ниеТекущий, работа в парах
Текущий, 57
15.12 Рассказы для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (продолжение) Слуша-
ниеРазвитие восприятия художественного произведения, читательских умений Самостоятельная работа 58 Стихи современных поэтов.
С. Маршак «Декабрь». Литературный диктант Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Текущий 59 Проверь себя. Контрольная работа Конт-
роль
знаний Проверка техники чтения Итоговый (начитанность) 60 Книги Х.-К. Андерсена.
Дополнительное чтение: Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» Проверка техники чтения Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности
Сформированность учебной и читательской деятельности Тематический, групповая работа 61
12.01 Идёт волшебница зима Урок-
утреникРазвитие читательского интереса Уметь работать самостоятельно, в группах Индивидуальный 62 Обобщение по теме. Проверь себя Чтение
Развитие навыков чтения, читательских умений Знать:
- наизусть 1-2 стихотворения по теме; - 3-5 фамилий
авторов, которые
пишут о животных.
Уметь:
- различать народные песни, за-
гадки, сказки, народные и автор-
ские сказки;
- отличать реаль-
ные события от волшебных;
- находить в тексте пословицы и уметь их объяснять;
-рассказыватьсказку или еечасть близко ктексту;
-сочинять сказкис героями народных сказок, продолжение сказки;
- отбирать в библиотеке книги о
животных;
составлять книгу-
самоделку о героях-животных;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Текущий, взаимопроверка; фрон-
тальный,
63 Книги О Новом годе для детей Библио-
течный
урок 64
Произве-
дения о животных (13ч)
Народная песня «Бурёнушка»
В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение: Н.Носов «На горке» Чтение
65
19.01 К. Ушинский «Кот Васька».
Е. Благинина «Голоса леса». Произведения фольклора Чтение 66 Рассказы и стихи о животных.
М. Пришвин «Старый гриб».
Чтение Развитие восприятия художественного произведения, чита-
тельских умений Текущий, взаимопроверка 67 П. Комаров «Оленёнок».
К. Ушинский «Лиса Патрикеевна Чтение Развитие навыков чтения, читательских умений Текущий, взаимопроверка 68 В. Бианки «Ёж спаситель». Дополнительное чтение: Е. Чарушин «Перепёлка» Чтение
Текущий, взаимопроверка 69
26.01 М. Дудин «Тары-бары…». Комбиниро-
ванный Развитие восприятия художествен-
ного произве-
дения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения Текущий, взаимопроверка 70 Литературные (авторские) сказки.
К. Ушинский «Плутишка кот». Комбиниро-
ванный Вырази-тельное чтение 71 Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Слушание Развитие восприятия художествен-
ного произве-
дения, умение работать с книгой Текущий, самостоятельная работа 72
Русская народная сказка «Зимовье зверей» Дополнительное чтение: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» Литературный диктант Развитие навыков чтения, читательских умений
Работа по зада-
ниям в тетради.
Развитие чита-
тельских умений Текущий 73
2.02 Литературные (авторские)
сказки
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Слушание Текущий, самостоятельная работа 74
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (продолжение). Комбмнированный (чтение, слуша-
ние)Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом
Развитие навыков чтения, Чита-
тельских умений. Текущий, взаимопроверка, самостоятельная работа 75
Русская народная сказка «Белые пёрышки» Тестирование Текущий, взаимопроверка, самостоятельная работа 76
Книжная полка. Урок повторения и обобщения. Дополнительное чтение:
В. Бианки «Хвосты» Чтение
Текущий 77
9.02 Зарубежные сказки
(11ч)
Украинская сказка «Колосок».
Слуша-
ниеРазвитие читательских навыков. Работа с текстом
Уметь:
-выделятьпризнаки сказки;
-правильно называть произведение;
-составлять схематический план;
-пересказывать подробно и сжатопо готовому плану Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, инсценировка 78 Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать»
Чтение Уметь:
-выделять признаки сказки;
-правильно называть автора и название произведения;
-выразительно читать отрывок изпроизведения приповторном чтении;
-пересказыватьподробно, сжато поготовому плану Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; 79 Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» Чтение 80 Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
Дополнительное чтение: Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся
Уметь:
-выделять признаки сказки;
-правильно называть автора и название произведения;
-выразительно читать отрывок изпроизведения приповторном чтении;
-пересказыватьподробно, сжато поготовому плану
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы; взаимопроверка 81
16.02
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Чтение
Текущий, взаимопроверка 82 Братья Гримм «Бременские музыканты» Слуша-
ниеТекущий, взаимопроверка 83 Братья Гримм «Бременские музыканты» Слуша-
ниеТекущий, взаимопроверка 84 Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Дополнительное чтение:
Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» Чтение Развитие восприятия художественного произведения, читатель-
ских умений, развитие речи учащихся
Текущий, взаимопроверка 85
24.02
Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Комбинированный Текущий 86 Книжкина полка. Сказки зарубежных писателей. Определение уровня начитанности, читательских умений 87
Повторение и закреплекние. Проверь себя. Тематический
тест 88
2.03
Рассказы, стихи, сказки о семье (14 ч)
Л. Толстой «Лучше всех»
Дополнительное чтение: французская сказка «Волк, улитка и осы» Ком-биниро-
ванный (чтение и твор-
чество)Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей   Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности
Уметь:
-выразительно читать колыбельныепесни (авторские,народные), диалоги;
-употреблять всамостоятельныхработах и в устнойречи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.;
-разыгрыватьсцнки из произведений.Знать:
-наизусть 1-2 стихотворения о маме;
-что такое рифма,строфа
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Текущий, фронтальный, индивидуальный оросы, 89 Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня Ком-биниро-
ванный (чтение и твор-
чество)Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей Текущий, фронтальный, взаимопроверка 90 Е. Пермяк «Случай с кошельком».
А. Аксаков «Моя сестра» Ком-биниро-
ванный (чтение и твор-
чество)Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей
Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, 91 М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный».
Л. Осеева «Сыновья»,
А. Майков «Колыбельная песня» Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий, самостоятельная работа 93
10.03 Л. Толстой «Отец и сыновья»,
А. Плещеев «Дедушка». Дополнительное чтение:
И. Панькин «Легенда о матерях» Чтение Развитие навыков чтения и
читательских умений Текущий 94 Рассказы и стихи о мамах.
Л. Воронкова «Катин подарок»,
Ю. Коринец «Март» Чтение
Текущий 95
16.03
Стихи о мамах, о родном доме.
А. Плещеев «Песня матери». Чтение Развитие навы-
ков чтения и читательских
умений
Само-
стоя-
тельная
работа 96
А. Ахматова «Перед весной бывают дни
такие…» Самостоя-
тельная творческая
работа 97 Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Дополнительное чтение:
С. Михалков
«А что у вас?» Чтение Развитие навы-
ков чтения и читательских
умений Теку-
щий,
фронталь-
ный98 В. Солоухин «Деревья» Кон-
трольнаяработа Развитие навыков чтения и творческих способностей Теку-
щий,
99
23.03 Книги о семье Комбинированный Определение и
проверка уровня
начитанности,
читательских
умений; форми-
рование основ читательской самостоятельности Теку-
щаятворче-
ская ра-
бота 100 Быль для детей (В сокращении) С. МихъалковБиблио-
течныйОпределение и
проверка уровня
начитанности,
читательских
умений; форми-
рование основ читательской самостоятельности Теку-
щаятворче-
ская ра-
бота 101 Салют. С.БаруздинДополнительное чтение:
Н. Рубцов
«Про зайца» Обоб-
щаю-
щийОпределение и
проверка уровня
начитанности,
читательских
умений; форми-
рование основ читательской самостоятельности 102
Повторение и закрепление. Проверь себя. Итого-
вый
тест Итого-
вый
тест 103
6.04 Весна, весна красна!..»
(24 ч)
Произве-дения о родной природе
Народная песня «Весна, весна красна!..».
А. Чехов «Весной» Ком-биниро-
ванный
Развитие навы-
ков чтения и
творческих спо-
собностей. Работа над
восприятием художественного произведения Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности
Уметь:
- выражать при
чтении вслух свое
отношение к весенней природе;
-подмечать приметы и краски весны;
-описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почкуи т. д.;
-участвовать вконкурсе чтецов«Весна, весна...»;
-пересказыватьподробно и сжатопо готовому плану;
-составить словарьпо теме «Весна»;
-сочинять стихи,сказки, рассказыо весне.
Знать наизусть 1-2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору)
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Теку-
щий,
индивидуальный опросы 104 Стихи и рассказы о родной природе. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Ком-биниро-
ванный (чтение, слуша-
ние
и твор-
чество)Теку-
щий,
фрон-
тальный,
индивидуальный опросы 105 Г. Скребицкий «Весна-художник» Дополнительное чтение:
К.Паустовский «Барсучий нос» Ком-биниро-
ванный Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения Текущий, взаимопроверка 106 М. Сладков «Снег и Ветер».
литера-
турныйдиктант Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий, 107
13.04 Сравнение произведений о природе.
С. Маршак «Весенняя песенка» Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы 108 Сравнение произведений о природе.
Э. Шим «Чем пахнет веснЧтение Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий, индивидуальный опросы 109 Сравнение произведений о природе.
Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Дополнительное чтение:
В. Маяковский «Тучкины штучки» Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимопроверка 110 Произведения о родной природе. Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Чтение Развитие вос-
приятия худо-
жественногопроизведения,
навыков чтения Теку-
щий111
20.04 Произведения о животных весной.
А. Куприн «Скворцы»,
Н. Сладков «Скворец-молодец» Ком-биниро-
ванный Развитие вос-
приятия худо-
жественногопроизведения,
навыков чтения Самостоятельная работа 112 Произведения современных писателей.
Н. Сладков «Апрельские шутки»,
А. Барто «Апрель» Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений Текущий 113 Народное и литературное (авторское) произведение.
Г. Скребицкий «Жаворонок». Дополнительное чтение:
К. Коровин «Баран, заяц и ёж» Ком-биниро-
ванный
(чтение и творче-
ство)Развитие навыков чтения и творческих способностей Текущий 114 Фольклор: песенка, закличка, загадка Ком-биниро-
ванный Развитие навыков чтения и творческих способностей Уметь самостоя-
тельно работать с
произведением:
читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравив-
все произведение, выполнять задания в тетради
Знать:
-2-3 произведенияо родной природе ичитать наизусть;
-фамилию автора,название произведения, жанр.Уметь выполнятьтворческие задания:нарисовать иллюстрацию, сочинитькороткое произведение о природе
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности Текущий 115
4.05 Стихи о родной природе.
В. Жуковский «Жаворонок» Ком-биниро-
ванный Развитие навыков чтения и творческих способностей Текущий, самостоятельная работа 116 О. Высоцкая «Одуванчик»,
М. Пришвин «Золотой луг» Комби-
нирова-
нныйТекущий, самостоятельная работа 117 П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Дополнительное чтение: Э. Шим «Муравейник» Слушание Развитие навыков чтения и
читательских
умений (ком-ментированное содержание)Текущий, самостоятельная работа 118 Н. Сладков «Весенний гам»,
А. Барто «Воробей». Чтение Развитие навыков чтения и
читательских
умений (ком-ментированное содержание)Теку-
щий,
само-
оценка 119
11.05 Рассказы о детях и для детей.
М. Пришвин «Ребята и утята» Чтение Развитие навыков чтения и
читательских
умений (ком-ментированное содержание)Теку-
щий,
само-
оценка 120 Сказки в стихах.
Б. Заходер «Птичья школа» Слуша-ниеРазвитие навы-
ков чтения и
читательских
умений(комментированное
содержание) Теку-
щий, 121 Сказки в стихах.
Б. Заходер «Птичья школа»
Дополнительное чтение:
М. Сладков из цикла «Лесные шорохи» Чтение Развитие навыков чтения и
читательских умений (выразительное чтение) Текущий 122
Произведения о родной природе.
К. Ушинский «Утренние лучи».
Чтение.
Проверка техники чтения
Развитие навы-
ков чтения и
читательских
умений(комментированное
содержание)
Теку-
щий, самостоятельная работа
123
11.05 Произведения о Дне Победы Произведения о Дне Победы.
С. Михалков «Быль для детей» Слушание Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного формирование саморегуляции, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; Формирование нравственноэтического оценивания, умения излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме; формирование гражданской идентичности личности, патриотизма. Теку-
щий, самостоятельная работа 124 С. Баруздин «Салют» Чтение Теку-
щий, самостоятельная работа 125 А. Барто «Весна, весна на улице…» Дополнительное чтение:
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Чтение
Литературный диктант
Развитие навыков чтения и читательских умений
Уметь работать со схемой
126 Проверь себя
Контрольная работа Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Контрольная работа 127
Волшебные сказки
(8 ч) Русская народная сказка «Хаврошечка». Чтение Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) Уметь:
-различать сказкио животных, бытовые, волшебные;
-сравнивать волшебные сказки -народные и авторские;
-сочинять сказки сволшебными предметами;
-самостоятельночитать волшебныесказки.Знать:
-русских и зарубежных авторовсказок, их названия;
-различие сказокбытовых, волшебных, о животных.Уметь:
-самостоятельночитать произведение;
-давать оценкупоступкам героев;рассказывать сказку близко к тексту;
-знать наизустьотрывок из сказки в стихах
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Тематический. Фронтальный, индивидуальный опросы. 128 Проверь свои знания. Самостоятельная творческая работа
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Тематический
129
18.05 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Дополнительное чтение: «Сказка о попе и работнике его Балде» Слушание Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Тематический. 130 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Слуша-
ни Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений
Тематический
131 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Слушание
Тематический
132
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Слушание
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений Тематический
133
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Дополнительное чтение: индийская сказка «Золотая рыбка» Слушание
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги
Тематический 134 Проверь себя. Итоговый, диагностические тесты и задания
Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности 135
25.05 Дополнительное чтение: русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»
Резервный урок 136
26.05 Резервный урок Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)
Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью текущего, тематического контроля, самостоятельных работ.
Основными формами текущего контроля являются:
устный и фронтальный опрос;
наблюдение, беседа;
диагностические работы;
тестовые задания.
Программа рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю, из них:
для проведения плановых проверок техники чтения - 3 часа,
контрольных работ – 6 часов,
литературных диктантов – 6 часов,
итоговые тесты – 4 часа,
количество чтений наизусть – 12;
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольно - обобщающих уроков «Проверь себя» в конце изучения каждого раздела; итоговых тестов «Проверь себя» в начале года и конце каждой четверти.
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п
Компетенция. Вид проверки
Время выполнения
I полугодие.
1
Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка
техники чтения. Сентябрь-октябрь
2
Начитанность. Текущая проверка (комплексная разноуровневая проверочная работа) Октябрь— ноябрь
3
Тест (вид текущей проверки)
Октябрь— ноябрь
4
Работа с детскими книгами. Текущая проверка.
Контрольная работа.
В течение каждой четверти
5
Выразительность чтения. Текущая проверка. Самостоятельная творческая работа
В течение каждой четверти
6
Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка Декабрь
7
Начитанность. Итоговая проверка. Итоговая контрольная работа Декабрь
8 Тест (вид итоговой проверки) 9
Выразительность чтения. Итоговая проверка
В течение II четверти
10
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка
После изучения разделов
11
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая контрольная работа Конец декабря
II полугодие
1
Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка Февраль
2
Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка Март
3 Тест (вид текущей проверки) Март
4 Выразительность чтения. Текущая проверка Январь— февраль
5
Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка Март— апрель
6
Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. Текущая проверка. Март— апрель
7
Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка Конец апреля
8 Тест (вид итоговой проверки) Конец апреля
9 Выразительность чтения. Итоговая проверка Апрель— май
10
Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка После изучения разделов
11
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка Май
Методические рекомендации:
- рабочие тетради включают систему упражнений для самостоятельной работы, помогут организовать дифференцированное обучений;
- задания, отмеченные в рабочих тетрадях звездочкой, выполняются по выбору учащихся;
- в учебную хрестоматию вошли произведения для слушания и самостоятельного чтения, которые дополняют материал учебника;
- текст в рубрике «Послушай» читает учитель;
-темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования;
- в начале, середине и конце учебного года проводится тестирование для определения обученности детей работе с книгой и текстом.
2. Критерии и нормы оценки
В соответствии с установленными Министерством образования РФ требованиями во втором классе не используется бальная (выраженная в отметках или других знаках) оценка. Оценка ответов, работ проводится только словесно.
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Инструментарий для оценивания результатов:
самоконтроль, взаимоконтроль;
словесная оценка
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа,
самооценка.
Материально – техническое оснащение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия.
Технические средства обучения
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийный проектор/ smart- boad
5.Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Ящики для хранения таблиц.
Дополнительная литература:
1.Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» - 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2005.
2.Развернутое тематическое планирование. 2 класс. Образовательная программа « Начальная школа XXI века»/авт.- сост. Т.Н.Бровкина.- Волгоград: Учитель,2008.
3.Таблицы и раздаточный материал по чтению для 2 класса
4.Универсальный справочник для начальных классов. Н.Ю.Русова. Изд., «Деком», 2006г
5.DVD- ROM. Современная Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия.» 2008г
6.Занимательные материалы: Начальная школа. Составитель И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2005г
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
2. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
3. Развитие речи, ЗАО «Новый диск»
4. Академия младшего школьника, ЗАО «Новый диск»
5. Образовательный диск «УМК "Начальная школа XXI века "Перспективная роль УМК "Начальная школа XXI века": www.vgf.ru, httpHYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/"://HYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/"wikiHYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/".HYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/"saripkroHYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/".HYPERLINK "http://wiki.saripkro.ru/"ru, E-mail: kafedradino@mail.ru
6. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )7. Серия компьютерных игр для обучения грамоте/ Журова Л.Е., Евдокимова А. О. – СПб.: Школа, 2005
8. Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011