Изобразительное искусство 8 класс .Мастер-класс «Силуэты городов. Семь чудеса света». Мировая художественная культура 9 класс.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 2
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРОВСКОЕ
Мастер-класс
«Силуэты городов.
Семь чудеса света»
Подготовила
учитель изобразительного искусства,
мировой художественной культуры
Жданова Лариса Ивановна.
Кировское, 2016 г.
Мастер-класс направлен на формирование художественно-практических навыков учителей изобразительного искусства и МХК, через прикладное творчество создания силуэтных вырезок, в контексте новых Государственных образовательных стандартов.
Проведение мастер - класса «Силуэты городов» иллюстрируется слайдовой презентацией и творческими работами учащихся.
Предлагаемый практический материал предназначен для учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры, может быть использован на уроке изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Семь чудеса света. Архитектура» и в 9 классе на уроке мировой художественной культуре при изучении архитектурных стилей, в виде творческой практической работы « Создание эскиза для вырезок архитектуры. Силуэты городов».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием силуэт, способствовать формированию знаний о силуэте как художественно-выразительном средстве изображения.
Сформировать умение создавать стилизованные композиции в соответствии с требованиями техники силуэтной вырезки.
Развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление, потребность в творческой самореализации.
Сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими инструментами.
Воспитывать культуру труда, любознательность, эстетическое восприятие действительности, художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность
Тип урока: комбинированный.
Вид занятия: художественно-прикладная деятельность, работа в технике силуэтной вырезки.
Создание эскиза для вырезок архитектуры. Силуэты городов.
Современного человека трудно поразить чем-либо, однако произведение архитектуры действительно может удивить, привести в восторг, вызвать эмоциональный подъем, когда человек подходит к нему, идет вдоль него, «впитывает» визуально эту архитектуру и ее окружение.
Задача учителя - подготовить эту встречу, демонстрируя иллюстрации в книгах, журналах, на экране, помогая проследить преемственность того или иного произведения, специфику его образного воздействия.
Город – сложный динамический объект, непрерывно развивающийся в пространстве и времени. Композиция города имеет своим фундаментом планировочное решение, но проявляется прежде всего через силуэт – границу между «телом» города и беспредельностью неба. Объем построенного за прошлые века столь велик, «закон» индивидуального силуэта каждого старого города уже столь прочен, что в XIX и XX веках оставалось лишь поддерживать его.
Это естественно и потому еще, что силуэт – главное средство ориентации. Причем двойной ориентации: и в пространстве города, и в его историческом периоде.
Силуэт - это обобщенное (так как масса застройки растворяется в общих ее контурах) и вместе с тем конкретное (потому, что внимание человека фокусируется на главных зданиях или их группах) выражение внешнего художественного облика города.
Силуэт города можно рассматривать и как одно из основных средств архитектурно-художественной целостности застройки, он выявляет индивидуальность города. По существу это его объемно- пространственное решение. Это вертикальная проекция плана города, но представляющая не случайный набор зданий и сооружений, а комплекс, построенный на основе закономерностей архитектурной композиции.
По выражению И. Лангбарда, «силуэт города – это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующих на человека момента фиксируются в его памяти доминантами города».
Силуэт города – это не только пространственно существующий и зрительно воспринимаемый город, но и широкое философское представление о нем; здесь соединились воедино прошлое, настоящее и перспектива; его отдельные картины и перспективы с определенным цветом и формой объемов застройки, видимых нами с разных точек, с разных уровней и в разных условиях освещения. В зависимости от условий восприятия мы можем видеть большую или меньшую часть города.
Очень важно познакомить обучающихся с важнейшими элементами здания.
Когда учащиеся начинают выполнять эскизы для вырезок архитектуры
«Силуэты городов», следует провести беседу, сделав краткий обзор проекта «Новые семь чудес света», обратить внимание на образные возможности подобранных фотоизображений, повторить особенности силуэта, создание работ в этой технике.
В дальнейшем все вырезаемые объекты (по контуру) сводятся на одну плоскость листа и могут быть оформлены в виде плаката, обложки рекламного проспекта. Столь же внимательно следует относиться к масштабу изображений. Если это просто фантазия на тему города, то важно также гармонично в художественном смысле соединять старину с современностью.
Сначала делают зарисовки от руки. Возможно, в дальнейшем этот рисунок или коллаж будет реализован в виде макета в заключительной коллективной работе.
В связи с этим можно подсказать ученикам, что город может быть на воде, над землей, вообще в космосе, что может быть город-башня, город-мост. Это может город сквозь времена и страны, используя образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Следует наметить взаимоотношения города-фантазии с окружающей природой.
Задание может быть выполнено также карандашом (или цветными карандашами), черным фломастером, акварелью, гуашью, тушью или в смешанной технике. Можно сделать коллаж, используя графические приемы, бумажный полурельеф, фактуры из различных материалов.
Современному человеку подвластно многое: люди покоряют космическое пространство, раскрывают все новые и новые загадки природы - всего и не перечислить. Поразить воображение современного человека все труднее, ведь на его глазах осуществляются самые дерзкие мечты, когда-либо созданные неудержимой человеческой фантазией.
Однако то, что сегодня кажется необыкновенным чудом и вершиной творческой мысли, спустя несколько десятков лет станет таким же обыденным и привычным, как, например, телевидение для нас с вами сейчас. Тем не менее, остаются вещи, которые способны удивлять вне зависимости от времени, на которые через многие поколения будут как сегодня смотреть с восхищением и, наверное, трепетом.
Как известно, существовало семь чудес света, которые теперь принято называть «чудесами света древнего мира». До наших дней сохранилось лишь одно из них - это легендарные пирамиды Гизы в Египте.
Поэтому по инициативе швейцарца Бернара Вербера был организован проект «Новые семь чудес света», призванный определить, какие из существующих ныне сооружений и достопримечательностей достойны, называться «чудесами света».
Некоммерческой организацией «New Open World Corporation» было проведено всемирное голосование, в котором приняли участие более 90 миллионов человек по всему миру. Из нескольких десятков претендентов на звание одного из семи чудес света были выбраны победители, а итоги конкурса объявлены в Лиссабоне 7 июля 2007 года, в «день трех семерок».
Презентация (просмотр)
Приглашаю Вас посмотреть фото новых семи чудес света, а также рассмотреть их краткое описания:
Великая китайская стена
Местоположение: Китай
Это самое крупное архитектурное сооружение в мире, протяженность стены составляет 8851,8 километров. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] была построена для защиты северных границ Китайской империи от набегов кочевников. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. -1644 г. Сегодня стена по праву считается одним из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком. Это самая посещаемая достопримечательность в мире – более 40 миллионов туристов в год приезжают в страну, чтобы своими глазами увидеть Великую китайскую стену. Кстати, один из участков стены проходит недалеко от столицы Китая - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Колизей
Местоположение: Италия, Рим
Это самый крупный из древнеримских амфитеатров, полноправный символ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], едва ли не самый узнаваемый памятник архитектуры в мире. Его второе название - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - получено в честь династии Флавиев, правившей тогда в Древнем Риме и организовавшей постройку амфитеатра. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира начато в 72 г. н.э. В Колизее долгое время проводились гладиаторские бои и другие увеселительные зрелища для гостей и жителей Рима.
Мачу-Пикчу
Местоположение: Перу
Легендарный древний город инков, расположенный на территории современного Перу. Мачу-Пикчу получил прозвище «город среди облаков» благодаря своему местоположению – он находится на вершине одного из горных хребтов, на высоте 2450 метров над уровнем моря. Город был построен правителем инков Пачакутеком как императорская резиденция – «священный горный приют». Создан священный горный приют приблизительно в 1440 г., функционировал до 1532 г
Петра
Местоположение: Иордания
Знаменитый высеченный из камня город Петра, расположенный на территории современной Иордании. Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (XVIII-II века до н. э.), набатеи (II век до н. э. -106 год н. э.), римляне (106395 годы н. э. ).
Город разместился в долине Арава, в каньоне Сик, со всех сторон окруженном отвесными скалами. Войти в долину можно только через узкие ущелья, которые являются своеобразными воротами города. Большинство построек [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выдолблено в скалах из красного песчаника – даже название города «Петра» переводится как «скала». Более полумиллиона туристов в год приезжают посмотреть на таинственный город из камня. Кстати, финальные сцены знаменитого фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» снимались именно здесь, в Петре.
Тадж-Махал
Местоположение: Индия
Мавзолей-мечеть Тадж-Махал из белого мрамора расположен в городе Агра в Индии, на берегу реки Джамна. Это настоящая жемчужина мусульманского мира, лучший пример архитектуры индийского, персидского и исламского стилей. Великолепный мавзолей построен императором Шах-Джаханом в честь жены, умершей при родах. Время строительства с16301652 гг. Пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам.
Согласно одной из легенд, на противоположном берегу реки должно было быть построено абсолютно идентичное здание из черного мрамора, а соединять их должен был мост из серого мрамора. Сегодня Тадж-Махал посещают миллионы туристов в год, он, несомненно, заслуженно занял свое место в списке новых семи чудес света.
Статуя Христа-Искупителя
Местоположение: Бразилия, Рио-де-Жанейро
Следующее чудо света – великолепная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на вершине горы Корковаду в бразильском Рио-де-Жанейро. Статуя считается символом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и всей Бразилии, входит в число высочайших скульптур в мире. Высота статуи составляет 38 метров, размах рук – 30 метров, вес статуи – 1145 тонн. Постройка статуи продолжалась с 1922 по 1931 гг.
Чичен-Ица
Местоположение: Мексика, Юкатан
Древний город Чичен-Ица – политический и культурный центр государства майя, расположенный на полуострове Юкатан в Мексике. По мнению археологов, Чичен-Ица был одним из религиозных центров, так называемых «мест силы» культуры майя. Основан около VII в. н. э.
Почетный кандидат. Пирамиды Гизы
Местоположение: Египет
Формально Пирамиды Гизы не входят в число семи новых чудес света, но присутствуют здесь как внеконкурсный, почетный кандидат. Египетские пирамиды – единственное из семи чудес света древнего мира, дошедшее до наших дней. Постройки были созданы в Древнем царстве Древнего Египта во время правления IVVI династий (XXVIXXIII века до н. э.).
Экскурсии к пирамидам регулярно проводятся из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и пользуются большой популярностью у туристов.
Претенденты на звание новых семи чудес света:
Собор Святой Софии – Стамбул, Турция.
Афинский акрополь – Афины, Греция.
Альгмбра - Гранада, Испания.
Ангкор - Камбоджа.
Моаи - остров Пасхи, Чили.
Московский Кремль - Москва, Россия.
Замок Нойшванштайн - Фюссен , Германия.
Сиднейский оперный театр - Сидней, Австралия.
Статуя Свободы - Нью-Йорк, США.
Стоунхендж - Уилтшир, Великобритания.
Томбукту - Мали.
Киёмидзу-дэра - Киото, Япония.
Эйфелева башня – Париж, Франция.
Практическая часть
Материалы:
1. Бумага нужного формата (не плотная).
2. Карандаш для выполнения рисунка.
3. Ножницы.
4. Цветная бумага для фона будущей работы.
5. Клей.
В силуэтной графике изображение построено на отношениях чёрного (можно взять любой цвет, но только один) и белого, изменении ритмов, отношении площадей. Сочетание линий, пятен создаёт новый образ.
Сам материал - чёрная бумага - воплощение нейтральности и сдержанности.
Силуэтный рисунок может быть тёмным на светлом фоне и наоборот. В тёмный силуэт можно вводить светлые пятна – «прорезы», которые живописно обогащают произведение. При создании композиции в технике силуэтной вырезки, используя натуральные зарисовки, наброски, следует обратить внимание учащихся, что для этого вида искусства характерны особая стилизованность, декоративность.
Сделав эскизы, начинаем подготовку к работе.
Берём бумагу нужного формата. На маленьком формате детали могут быть мелкими и неудобными для вырезания.
Необходимо как можно более точно перенести рисунок с эскиза на выбранный формат. Но всё равно без изменений не обойтись. На данном этапе появляется возможность повторить материал, пройденный на уроке. Проверить все ли «ненадёжные» места прорисованы так, чтобы при вырезании ничего не отпало. Проверив рисунок, уточняем линию для вырезания.
Прежде чем мы приступим к следующему этапу, непосредственно вырезанию, обязательно необходимо провести инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Соблюдение правил безопасности на уроках – это залог здоровья обучающихся и хорошего усвоения материала (задача учителя контролировать выполнение правил и оперативно корректировать ошибки учеников).
Нанесённый рисунок аккуратно вырезаем ножницами. Сначала крупные детали, потом более мелкие, чтобы в процессе работы не порвать будущую композицию.
Необходимо обратить внимание учащихся, что работать надо аккуратно, вырезав рисунок, накладываем его на заранее выбранную основу.
Можно использовать фактурную бумагу, многоцветный фон. Здесь необходимо учитывать то, что фон должен быть контрастным по отношению к самой силуэтной вырезке.
Можно предложить посмотреть разные варианты фона, как работа будет смотреться на контрастном фоне или на фоне близком по тону.
Подвести ребят к выводу, что близкие цвета, подложка и силуэт даже на небольшом расстоянии сливаются в одно сплошное пятно, а контрастные отлично видны издалека. Работу аккуратно подклеиваем на выбранную контрастную основу.
Итог урока.
По работам учащихся видно, что изучение новых видов творчества хорошо развивает умение пользоваться языком изобразительного искусства.
Техника силуэтной вырезки воспитывает культуру художественного труда и аккуратность, а также творческое отношение к любой деятельности, воспитывает эстетическое отношение к реальному миру.
Этот вид творчества развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Испытав радость творчества, мы оставляем в созданных нами вещах тепло своих рук и частичку души. А это бесценно!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415