Мастер — класс «Воспитание патриотизма через декоративно – прикладное творчество»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Воспитание патриотизма через декоративно – прикладное творчество
Педагог Центра детского творчества
Александрова Елена Николаевна
Яя
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………
Конспект мастер – класса…………………………………………
Приложения ……………………………………………………….
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательной работы. Перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину.
Решая проблему патриотического воспитания, я ставлю перед собой вполне конкретную цель:
Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры и быта разных эпох.
Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д.Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Нельзя ощущать себя той или оной национальной традиции, не ознакомившись с такими важными обстоятельствами жизни народа, как его происхождение, история, мировоззрение, культура, основные трудовые занятия, обычаи, обряды. Декоративно – прикладное творчество.
Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильности понятий о прекрасном и безобразном.
Одним из этапов знакомства с историей своего народа, являются занятия по теме «Матрешка».
Мастер- класс подготовлен для педагогов учреждений дополнительного образования детей. Знания, полученные на мастер – классе. Можно использовать в работе с детьми.
План-конспект мастер-класса
Цель мастер класса:
- приобщение к русской культуре, посредством изучения и изготовления матрешки из ткани, как яркое представление народных традиций декоративно-прикладного искусства.
  Задачи:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
Раздаточный материал: лекала, ткань, картон, нитки, иглы, ножницы, клей.
Дидактические пособия и иллюстрированный материал:
образец изделия;
компьютер, проектор, экран;
учебная презентация.
Основные этапы мастер-класса:
1. Вводная часть.
1.1. Приветствие, сообщение темы, постановка цели и задач.
2. Основная часть
Теоретическая часть.
Практическая работа.
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов, совместное обсуждение.
Ход мастер – класса:
1.Вводная часть:
Приветствие присутствующих педагогов. Педагог-мастер сообщает цель и задачи мастер – класса.
2. Основная часть:
2.1 Теоретическая часть.
Поскольку тема мастер – класса. Изготовление матрешки из ткани, то мы остановимся на различных образцах традиционных матрешек, выполненных из различных материалов. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек. Но, главное то. Что в процессе изготовления данной игрушки дети познают художественные образы народного декоративно – прикладного искусства, и в частности, русского народного костюма, приобщаются к культуре своего народа, его традициям и обычаям.
В материальной культуре русского народа различают южнорусский и северорусский комплексы народной одежды. Южнорусский женский костюм состоит из рубахи, украшенной вышивкой или сшитой из узорной ткани, и поневы – юбки из нескольких, иногда не полностью сшитых, полотнищ шерстяной ткани; северорусский – из рубахи и сарафана. Костюм украшают вышивки, тканые узоры, набойка. Женские головные уборы – «сорока» и кокошник.
Костюм, макет которого я предлагаю для выполнения. Состоит из рубахи, сарафана и передника, дополнен косынкой и головным убором – кокошником.
Рубаха – основной элемент всех женских костюмов. Она состояла из двух частей: верха и низа. Шили ее из серебристо – белого домотканого льняного полотна. Верхнюю часть тщательно украшали вышивкой и вставками, а снизу подшивали обычную ткань. Традиционно в рубахе не было выточек, объем создавали сборками и складками.
Сарафан – русская национальная женская одежда. Впервые слово «сарафан» упоминается в документе XIVв. Как мужская верхняя одежда. В допетровской Руси сарафан употреблялся в боярской среде, а с XIXв. Его носили крестьянки в северных и центральных областях России, Поволжья и Сибири.
Наиболее наглядной деталью в игрушке является нагрудная одежда – передник, который завязывается чуть выше груди. Нижний край передника декорирован полосами геометрического орнамента.
Дополняет наряд головной убор – кокошник. В орнаменте кокошника использовались бисер, стекло, перламутр и речной жемчуг. По стоимости кокошник превосходил весь наряд.
2.2 Практическая часть.
Изготовление игрушки начинается с заготовки выкройки – лекала. Основой сувенира «Матрешка» служит картонный каркас. Из картона по выкройке вырезают детали – сарафана, донышка и кокошника. Детали: сарафан, донышко, кокошник, косынку вырезают из ситца (сатина) ярких цветов; голову, рукава – из белого шелка. Прибавки на швы: для детали сарафана, донышка, кокошника – 1,5 см, косынки – 1 см, рукавов и головы – 1 см.Работа с клеем. Вырезанные из ткани детали – сарафана, донышка и кокошника соединяют с картонными каркасами с помощью клея. Части картонного каркаса располагают на изнаночной стороне раскроенных из ткани деталей. Клеем промазывают края картона, затем заворачивают и проклеивают ткань припусков на швы.Чтобы не было перекоса ткани детали сарафана. Вначале приклеивают прямые стороны детали, а затем, подвернув углы, низ. Таким же способом соединяют картонные каркасы и детали из ткани кокошника и донышка. При наклеивании ткани на вогнутые стороны деталей края ткани рассекают в нескольких местах ножницами.
Прямые стороны сарафана соединяют и сшивают мелкими стежками через край. Сшивать сарафан, начиная с закрепления нижних углов несколькими стежками. Совмещение нижних точек сарафана и их закрепление необходимо для того, чтобы при шитье не было перекоса и выступа с одной из сторон, так как это затруднит вшивание донышка.
Красивый вид изделия зависит от аккуратного выполнения шва, закрепления ниток в начале и конце работы. Закончив сшивание средней линии сарафана, получившийся шов, если это нужно, маскируют тесьмой, ленточкой, полоской ткани. Один конец тесьмы закрепляют сначала на нижней стороне внутри сарафана, а потом тесьму натягивают и , подвернув внутрь основы у верхнего края, закрепляют другой конец. Приступая к вшиванию донышка, соединяя края сгибов ткани нижней части сарафана и донышка мелкими стежками через край. Так же сшивают деталь кокошника, соединив его края.
Сшивание и соединение деталей головы и рукавов.
Деталь рукава сложить в длину, сметать, отступив от края 0,5 см, и сшить швом «за иголку», затем выворачиваем. Сомкнутыми концами острых ножниц проделываем сквозное отверстие в верхней части основы игрушки, затем один край рукавов накручивают на концы ножниц и, вставляют в отверстие. Протягивают деталь рукавов до середины. Концы рукавов подвертывают внутрь на 0,5 см, собирают на сборку и, полностью стянув оба рукава, соединяют их вместе.
Изготовление головы.
Вдеваем двойную нитку в иголку и, закрепив ее, прошивают по кругу швом «вперед иголку», стараясь не запутать нитку, чтобы она легко продвигалась при стягивании. Деталь головы туго заполняют синтепоном, стягивают ниткой, прошивают, притягивая противоположные стороны, добиваясь хорошей, правильной формы. Пришиваем голову. Чтобы деталь крепко держалась, ее пришивают, соединяя края верхней части туловища и низа головы два раза, а затем обкручивают ниткой в месте соединения.
Оформление игрушки.
Оформление модели придается большое значение, от этого зависит общий вид изделия. Характер образа, привлекательность игрушки. Для того чтобы кукла – матрешка выглядела опрятнее, паричок на затылке головы лучше скрыть под кокошником и платком, тем более что это характерно для народного женского костюма. Паричок лучше сделать из цветной штопки. Штопку надо смотать в небольшой моток, разрезать концы и закрепить середину мотка на средней линии головы немного выше лицевой части. Нитки, как пряди волос, расположить симметрично от средней линии и закрепить с обеих сторон головы, а концы собрать на затылке и пришить. Кокошник прикрепить к голове потайными стежками. К верхнему переднему краю кокошника пришить косынку, совмещая середины деталей. Концы косынки закрепить в нижней части лица. К затылочной части прикрепить задний угол платка, чтобы он не поднимался.
Роспись лица.
Лицо куклы должно быть расписано условно, поэтому не обязательно воспроизводить все части лица человека. На кукольном лице достаточно нарисовать наиболее характерные детали – глаза. Рот. Нанести румянец или веснушки.
Подведение итогов: обсуждение, фото на память. Ответы на вопросы. Спасибо всем за сотрудничество, приятно было работать с вами.
Приложение