«Декоративно–прикладное искусство», «Искусство витража», «Технология выполнения витража»


Музыкальный колледж имени Курмангазы «отделение Декоративно прикладного искусства и рекламы».
Тема Конференций: Актуальные проблемы модернизаций художественного образования в Казахстане.
Выполнила: Сатканова.Г.А.
Уральск 2017
Обсуждая состояние художественного образования в Республике Казахстан, обозначим кардинальные преобразования в социально-экономической сфере Республики Казахстан, произошедшие в конце XX – начале XXI века, которые потребовали реформирования национальной системы образования. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования – обновление качества образования и повышение конкурентоспособности национальной системы образования [1, с. 3]. «Новая Экономическая Политика «Нұрлы Жол» – наш глобальный шаг на пути в число 30 самых развитых стран мира... Наши программы развития образования будут продолжены», – подчеркнул Глава государства в новом Послании народу Казахстана «Нұрлы Жол – Путь в будущее» [2].
На современном этапе развития стратегические планы, программы развития образования в Республике Казахстан опираются на мировой опыт  и на данные института ЮНЕСКО. Тенденции художественного образования в Казахстане определяются основными положениями, выводами и рекомендациями Первой и Второй Всемирных конференций по образованию в области искусств при поддержке ЮНЕСКО (Лиссабон, 2006; Сеул, 2010).
Роль и значение художественного воспитания были обозначены в «Дорожной карте по художественному образованию» (Road Map for Arts Education), подготовленной в результате проведения Первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусств. Цель конференции в Сеуле – признание и продвижение ценности качественного художественного образования для всех, расширение возможностей творчества в ХХI веке для молодежи и всего поколения. Встреча субъектов художественного образования в Сеуле была нацелена на обозначение социокультурных аспектов образования в области искусств и развитие исследовательской и практической деятельности посредством новых концептуальных и методологических инструментов [3].
Ко Второй Всемирной конференции, прошедшей в 2010 году (25 – 28 мая) в Сеуле, был подготовлен научно-аналитический доклад «Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур» [4]. Автор настоящей статьи являлся членом экспертной группы по созданию данного доклада и представляет его интерпретированное изложение для научного дискурса.
Исследования основаны на сборе информации по актуальным проблемам и подходам в сфере художественного образования на основе методик и рекомендаций ЮНЕСКО. Методики продолжают развитие принципов, зафиксированных в «Дорожной карте художественного образования».
Художественное образование содействует получению такого образования, которое объединяет интеллектуальные и творческие способности и позволяет сделать взаимосвязь между образованием, культурой и искусством более динамичной и плодотворной; оно призвано уравновесить познавательные и эмоциональные факторы развития личности и тем самым способствовать построению культуры мира.
Особенностью Казахстана является его этнокультурное многообразие, обусловленное исторически сложившимся полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.
Государственная политика в области художественного образования в Республике Казахстан. За последнее десятилетие система образования в Казахстане претерпела серьёзные изменения, затронувшие все уровни и коренным образом изменившие подходы и трактовку художественного образования.
В рамках реализации Государственной программы развития образования (в настоящее время подготовлен проект следующего этапа ее реализации на 2011 – 2020 годы) все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с международной стандартной классификацией ЮНЕСКО (МСКО – 1997), создаются условия для введения 12-летней школы, реструктурировано техническое и профессиональное образование, введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.
Для решения новых задач был принят ряд нормативных актов и программных документов, таких как «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года», «Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006 – 2011 годы», «Концепция стратегического национального проекта «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы», «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан», программа «Дети Казахстана», научно-педагогическая и методическая программа «Атамекен».Основными принципами модернизации системы художественного образования и воспитания в Казахстане являются: развитие, и укрепление национальных начал образования и школы; признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования; вариативность и мобильность образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов; общедоступность и дифференцированность образовательных услуг; открытость и адаптивность национальной системы образования ко всему прогрессивному в мировой практике в художественной сфере; непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества; наличие региональных программ этнокультурного воспитания с учетом этнических и конфессиональных особенностей.
Законодательное обеспечение художественного образования. Принятие закона Республики Казахстан «Об образовании» (принят 27 июля 2007 года, с изменениями и дополнениями от 4 июля 2013 года) [5], «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года» обозначило приоритеты образовательной деятельности и определило основные сферы национальной системы образования [6].
Государственная политика в области культуры, определяемая законом «О культуре» (принят 15 декабря 2006 года, с изменениями  и дополнениями от 29 сентября 2014 года), определяет одним из принципов развитие системы воспитания, способствующей приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому и патриотическому воспитанию детей, учащейся молодежи (ст. 3) [7]. Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (принят 7 июля 2004 года)  также обеспечивает конституционные гарантии духовного, культурного, образовательного, профессионального становления молодежи и раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества (ст. 3). В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций государство осуществляет систему мер по поддержке талантливых и одаренных представителей молодежи и созданию условий для их плодотворной деятельности (ст. 11) [8].
Система художественного образования в Республике Казахстан соответствует основным сферам национальной системы образования и включает следующие уровни: дошкольное воспитание и обучение; начальное образование; общее среднее и дополнительное образование; техническое и профессиональное среднее образование; высшее образование; послевузовское образование.
Особую актуальность приобретает профессиональная подготовка бакалавров изобразительного искусства, которым предстоит обучать и воспитывать средствами искусства подрастающее поколение в условиях современной 12-летней общеобразовательной школы и обеспечить социокультурные преобразования в стране. В этой связи нам представляется важным представить опыт подготовки специалистов художественно-педагогического профиля в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова на профессионально-художественном факультете. Проводится фундаментальное исследование «Культурологические основы полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства» [9]. Исследование объединено основополагающей идеей взаимосвязи культуры  и  образования,  полихудожественного образования в контексте  культуры. Эта проблематика  является  одной из приоритетных в педагогической науке, педагогической культурологии и педагогическом искусствоведении Казахстана, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В учебные планы профессионально-художественного факультета по специальности «Изобразительное искусство и черчение» введен компонент по выбору «Педагогическое искусствоведение», что обусловлено приоритетностью проблемы художественной педагогики. Целесообразность включения спецкурса «Педагогическое искусствоведение» вызвана тем, что к 2020 году школы Казахстана перейдут на 12-летнюю модель обучения. Для 12-летней системы обучения в настоящее время разрабатываются программы по художественной культуре Казахстана (9 – 10 классы), мировой художественной культуре (11 – 12 классы). Выпускники профессионально-художественных, художественно-графических факультетов должны быть подготовлены к преподаванию полихудожественных курсов [10].
Повышение квалификации и переподготовка кадров художественного образованияосуществляется институтами повышения квалификации; учебными курсами при национальных и ведущих государственных университетах, а также в рамках специальных стажировок в признанных центрах художественного образования в стране и за рубежом. Вопросы перестройки системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров остаются приоритетными для национальной программы развития образования. Образовательные учебные программы ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения.
Художественно-эстетическое образование и этическое воспитание. Сохранение и развитие культурного наследия. Акцентируется  роль культуры в процессе становления государственности страны на основе многонациональности и многоконфессиональности. В настоящее время мы являемся свидетелями процесса становления казахской культуры как ядра, вокруг которого объединяется, но не растворяется культурная общность всего казахстанского народа. Важнейшей причиной пристального внимания политической сферы к культуре является то, что культура выступает в качестве основного механизма гармонизации межэтнических отношений. Одним из основных принципов культурной политики Казахстана является глубокое изучение национальной традиции, признаков идентичности общества, разработка ценностных ориентаций всего комплекса явлений, которые можно объединить в понятие «культурное национальное наследие», а также исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации.
Проблемы модернизации художественного образования в Казахстане. Действия на национальном уровне (Правительство, Парламент, Министерства.–  Уделять первостепенное значение развитию понимания и признания существенного вклада художественного образования для творческого потенциала общества. Актуализировать необходимость модернизации и принятия на государственном уровне Концепции художественного образования.  Включить художественное образование в законодательную базу Республике Казахстан.
– Создать специализированные государственные телеканалы «Білім», «Образование», «Культура», на которых, наряду с пропагандой национального культурного наследия, должны содержаться программы и рубрики по вопросам истории, теории и методики освоения учащимися творческими навыками и мастерством.
– Изыскать возможность открытия новых творческих специальностей для высших учебных заведений «Художник-педагог» по декоративно-прикладному искусству и «Реставратор».
– Реализовать вопрос об открытии отделений для подготовки специалистов в области теории искусства и культуры, а также специальностей «Теория художественного перевода и литературного творчества», «Культуролог со знанием иностранных языков», «Философ со знанием иностранных языков».
– Решить вопрос о разделении музыкального образования на классическое (академическое) и фольклорное (как в некоторых других странах, поощряющих развитие традиционных форм искусства).
– На художественно-графических, профессионально-художественных факультетах начать подготовку специалистов в области мировой художественной культуры, художественной культуры Казахстана (бакалавр изобразительного искусства и мировой художественной культуры), то есть инициировать введение программ двудипломного образования.
– Предусмотреть учреждение золотых и серебряных медалей для победителей республиканских выставок-конкурсов дипломных работ, дающих им право на грантовую творческую стажировку за рубежом в признанных центрах искусства по данной специальности.
– Поддерживать постоянное повышение квалификации педагогов всех уровней художественного образования и творческих работников с целью расширения их возможностей по развитию у учащихся творческого, критического и инновационного потенциала. Усилить связь между творческими союзами, деятелями культуры и искусства и собственно художественно-педагогическими заведениями.
– Поддержать инициативу создания Ассоциации художественного образования на республиканском уровне.
Действия на уровне учреждений образования
– Осуществить разработку трехъязычного (казахско-русско-английского) тезауруса по художественному образованию.
– Ввести обязательный курс фотографии на художественно-графических факультетах, в непрофильных вузах ввести факультативное изучение фотографии  и обеспечить условия для создания любительских видеостудий.
– Рекомендовать Союзам кинематографистов и журналистов Казахстана взять шефство над детскими фото- и видеостудиями, поощрять возможность создания фото  видеостудий в детских домах.
– Способствовать созданию и деятельности кафедр и обсерваторий ЮНЕСКО по художественному образованию.
Укрепление творческого потенциала, повышение статуса образования и культуры в XXI веке – сложная и важная задача, прогнозирующая следующие перспективы: связь  художественного образования с современными социальными проблемами общества; увеличение уровня информированности общественности и разъяснение ценности и социальной значимости художественного и  художественно-педагогического образования; создание спроса на художественное образование и квалифицированных   преподавателей искусства для современной системы образования; универсализация профессиональной подготовки педагогов искусства; активизация и расширение  исследований в области художественного образования и творческий обмен знаниями на международном уровне; финансирование госбюджетных исследований в данной области; привлечение для комплексных исследований наиболее квалифицированных и компетентных специалистов по художественному образованию из различных регионов республики.
Обобщая современный анализ образовательной тенденции в Республике Казахстан, резюмируем:  в настоящее время накоплен определенный  опыт  в области художественного, а также художественно-педагогического образования, с учетом этнокультурной традиции, позволяющий казахстанской системе художественного образования постепенно осуществлять процесс вхождения в мировое образовательное пространство.
HYPERLINK "javascript:void(0)" Список использованной литературы.
1Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. – 2006. – 2 марта (№ 45 – 46).
2 Послание Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее» [Электрон. ресурс].
3 Международная конференция в области искусств (Сеул, Республика Корея). [Электрон. ресурс].
4 Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение культур: Науч.-аналит. доклад. – Алматы: Казах. Нац. Фед. Кл. ЮНЕСКО, 2010.
5 Закон Республики Казахстан «Об образовании». Законодательство об образовании. – Алматы: Юрист, 2007.
6 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года // Собрания актов Президента Республики Казахстан и Правительства РК. – Астана, 2010.
7 Закон Республики Казахстан «О культуре» // Казахстанская правда. – 26 декабря (№ 271). – 2006.
8 Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. – 2004. – 15 июля (№ 158).
9 Золотарева Л.Р. Культурологические основы полихудожественного образования. – Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
10 Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение. – Алматы: Бiлiм, 2001. Примечание: статья опубликована. International scientific professional periodical journal «THE UNITY OF SCIENCE» / publishing office Friedrichstrabe 10 – Vienna – Austria, 2015, p. 88 – 92.