Дополнительная образовательная программа Экологическое воспитание через декоративно-прикладное творчество «Эко – Дом»


МАОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
средняя образовательная школа-интернат №6 города Ялуторовска


Дополнительная образовательная программа
Экологическое воспитание через декоративно-прикладное творчество
«Эко – Дом»
г. Ялуторовск 2016г.
Содержание
1 Пояснительная записка……………………………………. ..3
2 Место программы в образовательном процессе……….......4
3 Цели и задачи программы……………………………………4
4 Принципы построения программы………………………….5
5 Тематическое планирование и содержание программы…..6
6 Учебно-тематический план………………………………….6
7 Содержание основных разделов…………………………….7
8 Планируемые результаты……………………………………9
9 Материально-техническое обеспечение занятий …………10
10 Литература…………………………………………………11
Пояснительная записка
Экологическое воспитание через декоративно - прикладное творчество детей - это новое направление, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Одной из основных задач экологического воспитания является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют знания по экологии и практические умения, навыки, направленные на охрану родной природы. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое мнение по этой проблеме.
Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.
Дети привлекаются к выполнению доступных и интересных для их возраста проектов. Например: поделки из бросового материала, создание композиций из природного материала. Большое внимание уделяется развитию творческого потенциала детей в ходе подготовки и проведения экологических акций.
У школьников углубляются экологические знания, затрагиваются разные аспекты взаимоотношений человека с окружающей средой, формируются ценностные ориентации ребенка.
В наше время библиотека располагает большими возможностями в экологическом воспитании детей, таким образом, в ходе творческих занятий дети ознакомятся с творчеством писателей-анималистов посредством аудио – книг. Так же к разделу «Созданное природой» подобрано соответствующее аудио-сопровождение (звуки леса, журчание ручья, пение птиц и т.д.)
Занятия проводятся два раз в неделю по 1 академическому часу. Содержание программы ориентировано на детей от 10 до 16 лет.


Место программы в образовательном процессе
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Программа «Эко-Дом» направленна также и на решение задач экологического воспитания учащихся.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, благодаря чему данная программа помогает расширить и укрепить экологические знания у учащихся, и прививает бережное отношение к природе.
В кружковой работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цели и задачи программы
Цель: формирование и развитие познавательного интереса к природе через декоративно-прикладное творчество детей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
-показать детям разнообразие природных явлений;
-воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;
-воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом;
-способствовать развитию мышления, творчества, внимания, наблюдательности и развития новых идей через творчество осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.
Принципы построения программы
Обучение по программе «Эко-Дом» осуществляется естественным путем, в процессе творческой деятельности. Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.
Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у обучающихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.
Отличительные черты, особенности программы:
-новизна, интерес и содержательность;
-актуальность его для детей;
-разнообразие методов и приемов работы по любой теме;
-опора на жизненный опыт детей;
-связь с действительностью и повседневной жизнью детей.
Программа Творческая мастерская «Эко - Дом» построена с учетом их интересов, потребностей, познавательных и физиологических возможностей детей.
Окружающий мир, с которым знакомит программа, состоит из двух разделов:
1.Созданное человеком
2.Созданное природой
Тематическое планирование и содержание программы
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1. Вводное занятие 1 1 -
Часть «Созданное природой»
2. Работа с кофе 3 0,5 2,5
3. Работа с макаронными изделиями 1 - 1
4. Работа с крупами 1 - 1
5. Работа с ракушками 1 - 1
6. Работа с природными материалами (шишки, ветки) 2 - 2
II.Часть «Созданное человеком»
1 Работа с бумагой и картоном 9 0,5 9,5
2 Работа с бросовым материалом 5 5
3 Работа с одноразовой посудой 3 - 3
4 Рисунки нестандартным способом 3 - 3
5 Итоговое занятие 1 1 1
  Всего 30 2 28
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Количество часов Дата
Проведения
Всего Теоретические занятия Практические
занятия I.Часть «Созданное природой» 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Рисунки кофейным раствором 1 0,5 0,5 3. Рисунки молотым кофе 1 - 1 4. Подвеска «Бабочка» из кофейных зерен 1 - 1 5. Панно из макаронных изделий «Букет» 1 - 1 6. Панно для кухни (крупы, специи) 1 - 1 7. Панно из ракушек 1 - 1 8. Декор из шишек 1 - 1 9. Новогоднее панно (шишки, веточки) 1 - 1 II.Часть «Созданное человеком»
1. Балерины из салфеток 1 - 1 2. Гриб из папье-маше 2 - 2 3. Звери из папье-маше 2 - 2 4. Вазон из папье-маше 2 - 2 5. Декор папье-маше 2 - 2 6. Мозаика из коктейльных трубочек 1 - 1 7. Цветы из упаковки от яиц 1 - 1 8. Органайзер из коробки от сока 1 - 1 9. Платья из бросового материала 2 - 2 10. Рисунки мыльным раствором 1 - 1 11. Рисунки воском 1 - 1 12. Рисунки объемными красками 1 - 1 13. Итоговое занятие 1 1 - Всего 30 2 28 Содержание основных разделов
1. Вводное занятие – 1 час
Вводное занятие. Знакомство с видами современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Работа с кофе – 3 часа
Виды кофе, история появления. Краткая характеристика работы с различными видами кофе (растворимый, гранулы, зерна). Практические работы. Рисунки кофе, объемная поделка из зерен.
3. Работа с макаронными изделиями – 1 час
Краткая характеристика работы с макаронными изделиями (инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление панно из макарон. Построение и подборка подходящего материала для выбранной композиции.
4. Работа с крупами – 1 час
Знакомство с крупами: виды, свойства, способы применения. Краткая характеристика операций с крупами. Основные способы крепления фрагментов изделия.
Практические работы. Выполнение творческих работ с крупами. Изготовление изделий по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств, размеров и вида изделия.
5. Работа с ракушками - 1час
Правила безопасной работы с материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки ракушек. Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Определение формы и вида изделия, подбор нужных материалов и инструментов. Изготовление творческого изделия.
6. Работа с природными материалами – 2 часа
Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, сборка изделия.
7. Работа с бумагой и картоном – 9 часов
Знакомство с бумагой: виды, свойства. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; резание ножницами по контуру; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия.
8. Работа с бросовым материалом – 5 часов
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием, аппликацией.
9. Работа с одноразовой посудой – 3 часа
Краткая характеристика обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства пластиковой посуды.
Практические работы. Изготовление декоративных изделий из одноразовой посуды. Декоративное оформление изделия.
10. Рисунки нестандартным способом – 3 часа
Описание не стандартных красок и техник используемых для нанесения рисунка. Правила безопасности при работе.
Практические работы создание плоских и объемных рисунков.
11. Итоговое занятие -1 час
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение выставки поделок школьников.
Организуется показ мод и фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: проведение выставки, показ мод.
Планируемые результаты
В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно - прикладного искусства;
- о проектной деятельности;
- об экологии в целом и правилами сохранения экологической чистоты.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
Материально-техническое обеспечение занятий
Природные материалы
Бумага цветная
Цветной картон
Газеты
Клей ПВА
Макаронные изделия
Крупы
Специи
Кофе
Салфетки бумажные
Проволока
Бросовый материал
Пластиковая одноразовая посуда
Восковые карандаши
Свечи в гильзах
Клеевой пистолет
Клей для клеевого пистолета
Краски акриловые
Пластилин
Соломенки для коктейля
Лак акриловый
Литература
Сделай сам и подари / Пер. с нем. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 64 с.: ил.
Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных материалов / Худож. Л. Кирильчева. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К?», 1999. — 192 с.: ил. — (Сер. «Умелые руки»).Белякова, О. В. Большая книга поделок / О.В. Белякова. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. – 222 с.
Пэйнтер, Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и многое другое : полная энциклопедия рукоделия / Люси Пэйнтер ; [пер. с англ. Ю.В. Букановой]. – Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 511 с.