Особенности написания письма как эпистолярного жанра

Методическая разработка проведения урока письма
Тема урока: « Особенности письма как эпистолярного
жанра»
Цель: знать особенности письма как эпистолярного
жанра;
Задачи: 1. Знать основные композиционные части
письма и его речевые формулы;
2. Знать историю возникновения почтовой
службы;
3. Уметь использовать толковый словарь для
выяснения значений слов, связанных с темой
урока;
4. Уметь правильно оформлять записи
на конверте и применять полученные знания
в жизненных ситуациях;
5.Уметь слушать, вести диалог в соответствии с
целями и задачами общения, грамотно
выражать свои мысли, проявлять творчество;


Организация деятельности:
Индивидуальная работа (домашнее задание );
Лексико – орфографическая работа;
.Знакомство с особенностями эпистолярного жанра путём самостоятельных рассуждений детей и поиска решения;
Работа в малых группах;
Рефлексия;
Тип урока: урок развития речи в 5 классе
Вид урока: урок - путешествие
Ожидаемый результат: 1.Обретение целостности
восприятия изучаемой темы;
2. Становление грамотного
собеседника;
3. Получение навыка использования
эпистолярного жанра;
Метапредметный результат: уметь определять
литературоведческое
понятие и находить его в
тексте художественной
литературы;
Оборудование: мультимедийная установка, карта путешествия, памятки, толковые словари.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
( Учитель называет тему урока, знакомит с целью данного урока.)
2. Стадия вызова
- Ребята, наш сегодняшний урок русского языка я хочу начать несколько необычно. Посмотрите внимательно на экран и прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака. Подумайте, как можно расставить логические ударения в каждой строке. ( Потом один из учеников выразительно читает этот отрывок вслух в соответствии с поставленным логическим ударением.)
Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти-
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.

Беседа:
Учитель: Из какого стихотворения С.Я.Маршака взят этот отрывок?
( Из стихотворения «Почта»)
- Назовите глаголы движения, которые использует автор в этом отрывке. Как вы думаете, какую роль они здесь выполняют? ( Они создают стремительность движения письма.)
- Как вы понимаете значение фразеологизма « увидеть свет»?
- С кем сравнивает поэт письмо? ( С пассажиром). Почему?
- Какой художественно- изобразительный приём использует С.Я.Маршак?
( Олицетворение)
- С какой целью он использует этот приём?
( Чтобы представить неодушевлённый предмет в виде живого лица).
- Ребята, а в ваш дом приходят письма по почте?
- Кому и куда пишут ваши родители письма?
- Как вы думаете, о чём можно написать в письме?
- Умеете ли вы сами писать письма?
Стадия осмысления содержания
- Итак, дети, вы уже, наверно, догадались о том, что сегодняшний наш урок будет посвящён письму. И проведём мы его в форме путешествия.
Итак, мы попадаем на станцию « Историческая»
Вступительное слово учителя о возникновении почтовой службы
- Представьте себе, что вы получаете письмо от друга. Какая досада: он не сможет приехать к тебе! И ты набрасываешься с кулаками на почтальона. Дикость? Да, но примерно так поступали в древнем мире с гонцами, принёсшими плохую весть. А то и хуже – могли казнить. Так начиналась история почты. Впрочем, уже к началу нашей эры властители разных стран поняли, как важна почтовая связь. Они объявили гонцов неприкосновенными, построили дороги и поставили на них станции, где письмоносцы могли отдохнуть и сменить коней. Поэтому появились почтовые кибитки, а затем и « тройки», которые летели по тракту под лихой посвист. Вскоре свист сменили звонкие колокольчики под дугой.
Шло время, лошадей заменил современный транспорт. Но и сегодня на Земле остались не доступные для машин места. Так, в джунглях почту развозят на слонах, в пустынях почтальоны ездят на верблюдах, на севере мчатся в санях, запряженных собаками.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы получили задание: найти и рассказать интересную историю о почтовой службе.
Рассказы детей
1-й ученик: Голубиной почте, самой древней в мире почте, уже 5000 лет.
Люди с древности использовали свойство этих птиц возвращаться домой издалека. В прошлом веке, например, голубиная почта существовала между Новой Зеландией и островами архипелага Грейт- Барриер, удалённого от неё на 100 километров. Голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12- 13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем. В благодарность парижане поставили голубю памятник.
2- й ученик: А я хочу рассказать о почтовых пчёлах. История этой почты началась с переписки друзей – пчеловодов. Они приклеивали на спинки пчёл тонкие листы папиросной бумаги, а перед входом в ульи ставили ящик с узкой прорезью. Пчёлка – почтальон протискивалась в « дверь», письмо отклеивалось и падало в ящик.
3- й ученик: Собаки тоже отличные почтальоны. Однажды батальон русских солдат окружили немецкие войска, связь была прервана, и только благодаря четвероногим гонцам, которые под пулями доставили сообщение в роту, помощь пришла вовремя. В годы Великой Отечественной войны такая почта действовала по всем фронтам.
4- й ученик: Всем известен такой способ переписки, как бутылочная почта. В бутылки запечатывают письма с просьбой о помощи люди, потерпевшие кораблекрушение. Однажды такая неприятность чуть не случилась со знаменитым мореплавателем Христофором Колумбом. Застигнутый штормом на пути из только что открытой Америки, Колумб испугался, что открытие погибнет вместе с ним. Он написал послание королю Испании, запечатал его в бочку и бросил в море. К счастью, Колумб остался жив, а письмо выловили моряки брига «Грифтен» через 350 лет.
5- ученик: А ещё существует космическая почта, доставляющая письма и посылки на космические станции и обратно. Первыми космическими почтальонами стали лётчики - космонавты Е.В.Хрунов, А.С. Елисеев. Есть и специальное отделение связи, и штемпель «Космическая почта».
Учитель подводит итог сообщений:
- Всего за 2 тысячелетия почта добилась таких успехов: прошла путь от босоного гонца до космической ракеты.
- Говоря о письме, мы часто используем в своей речи слова, тесно связанные с ним. И многие из них вам уже знакомы.
Мы прибываем на станцию « Лексико - орфографическую». Здесь мы проведём словарную работу, связанную с темой нашего урока.
( Учитель загадывает загадки, дети записывают отгадки)
Из бумаги сделан он,
Клеем накрепко скреплён.
( Конверт )
2.Дом из жести,
А жильцы в нём – вести.
( Почтовый ящик )
3.Горит и тает,
Все тайны скрывает.
( Сургуч)
4.Всё на ней ездит:
И радость, и горе.
( Почта )

5.На почте всегда знают,
Куда письмо нести.
Лишь запись прочитают –
Уж почтальон в пути.
( Адрес )
6.Эти цифры – невелички. Первые три -
Область и город ищи.
Вторые три – избавят от волнения:
Прямо приведут в почтовое отделение.
( Индекс )
( На экран проецируются слова - отгадки, проводится самопроверка, даётся оценка выполненной работе)
Учитель: Подчеркните в записанных словах изученные орфограммы и назовите виды этих орфограмм.
- Ребята, а ещё есть другие слова, связанные с нашей темой. Это эпистола,
эпистолярный, адресат и адресант. А что же обозначают эти слова?
( Ребята могут высказать свои предположения)
Разобраться в этом нам поможет толковый словарь.
(Ребята находят данные слова в словаре, зачитывают их лексические значения. ) После этого на экране появляются записи:
Адресант- человек, который передаёт информацию,- отправитель.
Адресат - человек, который получает информацию, - получатель.
Эпистола – письмо, послание; эпистолярная форма – произведение, построенное в форме переписки действующих лиц.


А теперь мы очутились на станции «Практическая»
Учитель: Письмо относится к эпистолярному жанру и имеет свои особенности. В этом мы попробуем разобраться вместе.
- Письмо содержит 3 основные части:
- зачин;
- основное содержание письма ( информационная часть );
- концовка;
( Записи проецируются на экран )
- Как вы думаете, ребята, о чём нужно написать, начиная письмо?
( место и дата написания, приветствие, обращение)
- Какие речевые формулы можно использовать для приветствия?
( Здравствуйте! Добрый день! Приветствуем Вас!...)
- Приведите примеры обращений, которые можно использовать в письме.
(Мои дорогие мама и папа, Милая бабушка,и т. д.)
- О чём можно сообщить в основной части письма?
( Сообщается о новостях, задать вопросы, рассказать о здоровье)
- Какие речевые формулы вы будете использовать при этом?
( Хочется сообщить, я хотел бы рассказать, вот некоторые новости, опишу тебе, как идут мои дела в школе и дома Как твоё здоровье? Какие у тебя новости? Как ты живёшь? Чем занимаешься?...)
- Что напишете в конце письма?
( Благодарности, просьбу писать письма, передать приветы, слова прощания, уверения в уважении, дружбе и любви; подпись, дата и место написания)
- Какие слова вы будете употреблять при этом?
(Спасибо, я прошу тебя ответить на моё письмо, передай большой привет, до свидания, до скорой встречи, с глубоким уважением, любящий тебя, всего хорошего )
- Итак, ребята, мы обговорили особенности написания письма, но если бы мы заполняли по ходу нашей беседы таблицу, то она выглядела бы вот таким образом.
( На экране появляется таблица.)
- Я раздаю вам напечатанные копии этой таблицы, которую вы можете использовать в качестве памятки. Она поможет вам при написании личного письма. Личное письмо – это один из видов письма.
Таблица Письмо родным и близким
Основные части письма
Содержание
Речевые формулы






Зачин
1. Место и дата написания



2. Приветствие
Здравствуйте!
Добрый день!
Приветствую тебя!


3. Обращение
Мои дорогие мама и папа!
Родной мой брат!
Милая бабушка!








Информационная часть
1. Раскрывается основное содержание письма
Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома
Я хочу рассказать тебе


2. Сообщается о новостях
У нас много новостей
Я хочу поделиться новостями




3. Вопросы к адресату
Как ты живёшь?
Чем занимаешься?
Как твоё здоровье?
Какие у тебя новости?
Где и как собираешься проводить каникулы?







Концовка
1. Благодарности
Спасибо за внимание
Спасибо за помощь



2Просьба писать письма
Я прошу тебя ответить на письмо
Прощу писать мне
Напиши, буду ждать


3.Передаёт приветы
Передай большой привет



4. Прощание , уверения в уважении
До свидания!
До скорой встречи!
Всего хорошего!
С глубоким уважением
Уважающий Вас


5. Подпись



Учитель: Прибываем на станцию «Коллективная».
- Написать интересное письмо – настоящее искусство. На этой станции вы будете писать письма личного характера. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание. Используя полученную таблицу в качестве алгоритма написания письма, попробуйте написать коллективное письмо.
Задания для групп
1 группа: Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.
2 группа: Напишите письмо бабушке, которая живёт в городе.
3 группа: Напишите письмо первой учительнице и расскажите о своих делах в классе.
( Каждая группа зачитывает своё небольшое письмо. Проводится обсуждение написанных писем.)
Учитель: Чтобы письмо не затерялось и пришло вовремя, важно правильно заполнить конверт, подписывая адрес.
Посмотрите на экран. Здесь даны образцы заполненных конвертов и памятка по заполнению.

Правила заполнения конверта
Адрес на конверте пиши разборчиво и грамотно.
Помни, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта - в родительном падеже.
Обрати внимание на знаки препинания при написании адреса.
Не забудь написать индекс. Цифры на конверте нужно писать в соответствии с образцом написания.

От кого: Иванова Ивана Петровича
Откуда: г. Новосибирск,
ул. Космонавтов, д. 5, кв.46.
Кому: Сидорову Николаю Александровичу
Куда: г. Тюмень,
ул. Северная, д.7, кв. 25.
Учитель: Возьмите чистые конверты, которые вы принесли из дома, и подпишите адрес своих родственников.
Станция «Творческая»
(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. )
Печкин: Здравствуйте, ребята! Для каждой вашей группы я принёс письма. Прочитайте их внимательно и выполните задания. Желаю успехов. До свидания.
1-я группа: Прочитайте отрывок из сказки « Маленький водяной».
Когда малыш появился на свет, его родители, большой водяной и его жена, очень обрадовались.
- Как ты думаешь, - сказал вечером водяной своей жене,- мы должны дать в честь мальчика приём, не так ли? Завтра же я приглашу родственников. А ты наваришь и нажаришь разных вкусных вещей, чтобы было чем полакомиться. Всё у нас будет как у приличных людей!
Сказано – сделано. На другой день водяной отправился приглашать родных, а тем, которые жили далеко, он отправил с письмами рыб

Дорогая наша Русалка Водицевна!
Сердечно приглашаем Вас на празднование дня рождения нашего сына – маленького водяного.
С нетерпением ждём Вас к себе во вторник к 19 часам.
Папа и мама малыша водяного.
Задание: 1. Как вы думаете, кто в этой ситуации адресант, а кто адресат?
2 .Как вы думаете, кто может быть родственниками водяного?
Как они обратятся к молодым родственникам, а какие
обращения подберут для старого колодезного духа?
2 – я группа: Прочитайте отрывок из книги Г. Остера «Петька – микроб».
В этот день у Петьки – микроба было сразу два праздника.
Во – первых, у Петьки был день рождения, во – вторых –
новоселье.
Задание: Петька – микроб решил пригласить к себе в гости друзей из
сказки «Кот, лиса и петух».
Прочитай, какие приглашения он им отправил.
Здравствуй, Петя, мой дружок,
Золотистый гребешок!
Приходи на день рожденья,
Зёрен дам на угощенье.
Тоже Петя, но микроб.
Раскрасавица девица,
Златохвостая Лисица!
Жду тебя на день рожденья!
Будет чудо угощенье!
Твой друг – Петя – микроб.

Дорогой ты мой Коток,
Очень острый коготок!
Жду тебя я с нетерпеньем!
До свиданья в воскресенье!
Петька – микроб.
Задание: Обрати внимание на обращения. Одинаково ли он обратился к ним? Чем попытался к себе завлечь петуха ? Что предложит Петька – микроб лисе и коту в качестве угощения? Какие добрые слова он нашёл для каждого?
3 – я группа: Прочитайте отрывок из книги Г. Остера «Петька – микроб».
Петькина семья переехала на новую квартиру – из простой
капли в каплю с сиропом.
Петьке подарили кучу подарков. Тётя в серёжках подарила
фуражку с чёрным козырьком, а дядя в новых штанах – сразу
все пуговицы от своих прежних нелюбимых брюк.
Вечером в каплю с сиропом пришли гости. Пришёл Ангинка,
подарил Петьке торт из мороженого. Пришли учёные из
лаборатории, и самый младший научный сотрудник преподнёс
Петьке в подарок симпатичную элементарную частичку в
кожаном ошейнике
Задание: Представьте себе, что вы друзья Петьки – микроба. Как бы вы его
поздравили с новосельем? Продумайте своё поздравление и
произнесите его вслух. Что бы вы ему подарили?
Рефлексия:
Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу.
- На какой станции вам понравилось работать больше всего и почему?
- Что вы знали о написании письма раньше и что нового узнали на уроке?
Если вам всё понятно и урок наш понравился, то выберите красный лепесток, а если у вас остались вопросы, то возьмите синий лепесток. Разместите лепестки на доске в виде цветка.
( Учитель подводит итог.)
Домашнее задание: ( по выбору детей )
Написать мини – сочинение на одну из выбранных тем:
Интересно, а какой будет почта ещё через 1000 лет?
Письмо в будущее.
Письмо маме.
Учитель: Урок окончен. Спасибо. До свидания.






15