Авторская программа творческого кружка по предмету Изобразительное искусство Графика (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 им. 70-летия нефти Татарстана»
города Альметьевска Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОО «СОШ № 25
______/ С.Н.Минебаева директора по УР им. 70-летия нефти Татарстана»
Протокол №1 от ________/Л.И.Пляшева __________/Р.К. Загрутдинова
« » августа 2016г. « » августа 2016г. Приказ № 331 от 1.09.2016г.
Рабочая программа
Мардановой Ильзары Салаватовныучителя начальных классов
по предметной области
«Изобразительное искусство»
по кружку
«Графика»
2д класс
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является авторской.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Данная программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Содержание учебного предмета и предметные результаты
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Прогнозируемые результаты
Раздел 1 Основы художественной грамоты
Должны знать:
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, мелками, углем.
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
Раздел 2. Рисуем предметы
Должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Раздел 3. Рисуем пейзаж
Должны знать:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Раздел 4. Рисуем человека.
Должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.
Наименование раздела Предусмотрено программой
Раздел 1 Основы художественной грамоты
8
Раздел 2 Рисуем предметы
8
Раздел 3 Рисуем пейзаж
8
Раздел 4 Рисуем человека
10
ИТОГО 34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства, к многообразию природного материала;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности, к результатам труда;
уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям.
У учащихся могут быть сформированы:
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства, изучению истории возникновения профессий;
интерес к посещению художественных музеев, выставок;
представления о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека, о роли труда в жизни человека;
адекватная оценка правильности выполнения заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы;
правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
различать материалы и инструменты по их назначению;
выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
выполнять комбинированные работы из разных материалов;
выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Учащиеся получат возможность научиться:
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением;
рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий, понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом ;адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средств;
с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
Учащиеся могут научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна;
различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
характеризовать материалы по их свойствам;
группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
анализировать образец, работать с простыми схемами.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся могут научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов Дата проведения занятия
план факт
1. Вводный урок. Техника безопасности на рабочем месте. Знакомство с инструментами и художественными принадлежностями. 1 2. Перспектива 1 3 Симметрия и ассиметрия1 4. Композиция 1 5. Учимся находить ось у предметов. 1 6. Учимся рисовать овалы 1 7. Учимся рисовать линии. 1 8. Виды штрихов. 1 9. Пропорции 1 10 Свет, тень, рефлекс, светотень, блик 1 11 Построение предметов, вписывание их в геометрические фигуры. 1 12 Рисуем шар 1 13 Рисуем куб и пирамиду 1 14 Рисуем стакан 1 15 Рисуем фрукты 1 16 Рисуем натюрморт 1 17 Рисуем деревья 1 18 Рисуем небо, облака 1 19 Рисуем дома 1 20 Рисуем городской пейзаж 1 21 Рисуем деревенский пейзаж 1 22 Рисуем морской пейзаж 1 23 История искусства: художники-пейзажисты 1 24 Пленер 1 25 Изучаем пропорции человека 1 26 Рисуем человека в статике 1 27 Рисуем человека в движении 1 28 Рисуем человека с натуры 1 29 Рисуем глаза 1 30 Рисуем руки 1 31 Рисуем волосы 1 32 Рисуем портрет человека 1 33 История искусства: художники-портретисты 1 34 Итоговый урок. Рисунок-тест 1 Всего часов 34