Рабочая программа по математике к линии учебников под редакцией С.М.Никольский Математика 5 касс ФГОС для основной школы
Рабочая программа по математике для 5 класса
1)Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
примерной программы по учебным предметам. Математика 5-9 кл. Стандарты второго поколения,
примерной программы для общеобразовательных учреждений (Бурмистрова Т.А. Математика 5-6кл.-М.:Просвещение,2010г.) к линии учебников под редакцией С.М.Никольский «Математика-5кл» для основной школы
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
базисного учебного плана.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики 1 – 4 классов: на знании учащимися основных свойств на все действия.
Рабочая программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» к « метапредметным результатам». Способствует решению следующих задач изучения математики ступени основного образования:
приобретение математических знаний и умений:
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности:
освоение компетенций учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора
Изучение математики в 5 классе, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования по математике, направлено на достижение целей
в направлении личностного развития
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин.
Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.
Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как овладение математическими знаниями и умениями необходимодля продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Обучение математике дает возможность формировать у учащихся качества мышления необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её;
технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности,
информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.
технологии обучения на основе решения задач;
технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
технологии проблемного обучения
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: факультатив, элективный курс по предмету, участие в конкурсах, творческие проекты.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
2) Общая характеристика курса математики в 5 классе
В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия «Множества» служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
3) Место курса «Математика» в учебном плане
Программа рассчитана на 175 часов при 5 часах в неделю. Программой предусмотрено проведение: 8 контрольных работ.
Промежуточная аттестация проводится в форме годовых контрольных работ
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
4) пользоваться изученными математическими формулами;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
5) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
№
п/п
Тема (количество часов/проверочных работ/контрольных работ)
1.
Натуральные числа и ноль 39/15 /2
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.
Знать: различные системы исчисления, нумерации; степень с натуральным показателем, основание степени, показатель степени.
понятия: натурального числа,
законы: сложения и их буквенную запись, умножения и их буквенную запись,
Уметь: читать и записывать многозначные числа, складывать и вычитать натуральные числа, умножать, делить нацело и с остатком ;
для рационализации вычислений применять: законы умножения и сложения при вычислении, законы умножения, распределительный закон;
вычислять: степень с натуральным показателем;
решать: задачи «на части» арифметическим способом, строить схемы для решения задач;
переводить: отношения «больше на..», «меньше на», «больше в ..», «меньше в» в арифметические действия с натуральными числами.
Вычислять с помощью калькулятора.
КТ. «Сравнение натуральных чисел», «Умножение чисел столбиком».
СР «Десятичная система записи натуральных чисел», «Вычитание», «Умножение. Законы умножения», «Сложение и вычитание столбиком», «Степень с натуральным показателем», «Задачи «на части», «Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности».
ПР «Сложение. Законы сложения», «Распределительный закон», «Деление нацело», «Деление с остатком», «Числовые выражения», «Вычисление с помощью калькулятора».
2
Измерение величин. 30/13/2.
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.
Знать:
понятия: прямая, луч, отрезок, координатный луч, единичный отрезок, начало отсчета, окружность, шар, сфера; радиус, дуга, диаметр, хорда, параллельные и перпендикулярные прямые, прямоугольный параллелепипед, куб; симметрия относительно точки, центр симметрии, фигуры симметричные относительно точки.
формулы: вычисления периметра треугольника, прямоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;
обозначение: прямой, отрезка, луча, параллельных и перпендикулярных прямых единицы измерения: длины, площади, объема, углов, времени, массы;
соотношение: между единицами длины, площади, объема, массы, времени; между скоростями при движении по реке;
элементы: угла, треугольника, четырехугольника, прямоугольного параллелепипеда;
виды: углов, треугольников и четырехугольников;
равные фигуры, свойство площадей равных фигур; различие между плоскими фигурами и геометрическими телами; развертку прямоугольного параллелепипеда,
Уметь:
строить: прямую, луч, отрезок, параллельные и перпендикулярные прямые; плоские фигуры;
измерять: отрезки, углы и строить углы заданной градусной меры;
откладывать отрезки заданной длины; отмечать на координатном луче натуральные числа ; сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча;
переходить: из одной от одной единицы измерения к другой;
вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь прямоугольника, квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда, куба; скорость при движении по реке, определять симметричные точки, различать симметричные фигуры.
КТ «Метрические единицы длины»,
Ср. «Задачи на движение», «Построение углов заданной градусной меры», «Площадь прямоугольника», «Единицы объема»,
ПР. «Прямая. Луч. Отрезок», «Измерение отрезков», «Координатный луч», «Углы. Измерение углов», «Треугольник», «Прямоугольник. Квадрат», «Прямоугольный параллелепипед», «Объем прямоугольного параллелепипеда»,
3
Делимость натуральных чисел 18/7/1.
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Знать:
Понятия: простые и составные числа, делители натурального числа; наибольший общий делитель; взаимно простые числа; кратное натуральных чисел; наименьшее общее кратное , симметрия относительно прямой, ось симметрии
Свойства делимости и признаки делимости на 10, 5, 2, 9,3; правила делимости суммы и разности чисел.
Уметь:
Использовать: свойства и признаки делимости при доказательстве делимости натуральных чисел и числовых выражений;
Пользоваться: таблицей простых чисел; для рационализации вычислений: правилами делимости суммы и разности чисел;
Находить: делители натурального числа, наибольший общий делитель, кратные числа, наименьшее общее кратное; является число простым или составным;
КТ «Простые и составные числа», «наименьшее общее кратное»
С.Р. «Признаки делимости», «Делители натурального числа», «Наибольший общий делитель», «Наименьшее общее кратное»,
ПР «Делите натурального числа»
4
Обыкновенные дроби 63/ 20 /2.
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.
Знать:
что означает обыкновенной дроби; основное свойство дроби; правильная дробь меньше единицы, неправильная дробь больше единицы, делить на ноль нельзя; операция деления обратная умножению; смешанная дробь это другая запись неправильной дроби, порядок выполнения действий.
Понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, рациональное число, равные дроби, правильная и неправильная дробь, несократимая дробь, сократимая дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель, обратная дробь, взаимно обратные дроби, производительности, смешанной дроби, целой и дробной частей смешанной дроби , симметрия относительно плоскости.
Правила: сложения, вычитания, умножения, деления всех видов дробей, умножения натурального числа на дробь, деления дроби на натуральное число;
Законы: сложения , умножения, распределительный закон;
Уметь:
сокращать дроби, записывать дробь равную данной, проводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби всех видов, приводить дроби к общему знаменателю, выполнять все арифметические действия с дробями всех видов, превращать правильную дробь в неправильную, выделять целую часть у неправильной дроби, различать фигуры симметричные относительно плоскости.
решать задачи: находить часть от числа, нахождение числа по его части, на совместную работу, на движение по реке;
использовать для рационализации вычислений: законы сложения, умножения, распределительный закон,
изображать: дроби всех видов на координатном луче.
КТ. «Приведение дробей у общему знаменателю», «Умножение и деление смешанных дробей»
СР «Равенство дробей», «Нахождение части числа и числа по его части», «Приведение дробей у общему знаменателю», «Законы сложения», «Вычитание дробей», «Умножение дробей», «Законы умножения», «Деление дробей», «Задачи на совместную работу», «Понятие смешанной дроби», «Сложение смешанных дробей», «Умножение и деление смешанных дробей», «Среднее арифметическое», «Решение задач на движение по реке».
ПР. «Сложение дробей», «Вычитание смешанных дробей», «Площадь прямоугольника», «Представление дроби на координатном луче».
5.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности. 15/4 /0
Понятие множества. Числовые множества. Подмножество. Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, дополнение). Диаграммы Эйлера-Венна. Алгебра множеств. Разбиение множеств на подмножества. Конечные и бесконечные множества. Понятие и примеры случайных событий. Частота событий. Вероятность событий. Достоверные и невозможные события. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Высказывания. Операции над высказываниями. Истинные и ложные высказывания.
Знать: вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, понятия: множества, подмножества, элемент множества; операций над множествами; случайные события; правило умножения; вероятность событий; истинные высказывания; ложные высказывания; операции над высказываниями.
Уметь: приводить примеры множеств, конечных и бесконечных множеств, разбивать множество на подмножества, находить объединение, пересечение , разность и дополнение множеств, решать задачи с помощью диаграмм Эйлера, решать задачи на перебор вариантов и правила умножения, вычислять вероятность события, частоту событий; различать: достоверные и невозможные события, истинные и ложные высказывания.
СР «Множество», «Операции над множествами», «Истинные и ложные высказывания», «Правило умножения», «Подсчеты вероятности».
ПР. «Диаграммы Эйлера», «Операции над высказываниями», «Вероятность событий»
6.
Итоговое повторение курса математики 5 класса 10/4/1
Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.
Знать: как использовать математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;
Уметь: выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями ; находить значения числовых выражений; решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными дробями. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ПР «Измерение величин», «Обыкновенные дроби»,
СР. «Арифметические действия с натуральными числами» , «Делимость натуральных чисел»,
6) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п
Раздел программы
количество часов
Характеристика основных видов деятельности
1
Натуральные числа и ноль.
39
1.1
Вводный урок
1
Предметные
Познакомятся историей возникновения слова «математика».
Личностные УУД
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
1.2
Ряд натуральных чисел.
1
Предметные
Познакомиться с понятиями ряд натуральных чисел; наименьшее натуральное число. Сформировать понимание, что ноль не натуральное число.
1.3
Десятичная система записи натуральных чисел.
2
Предметные
Познакомиться с понятиями многозначные числа, состав числа.
Познавательные УУД
Научиться строить схемы
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
1.4
Сравнение натуральных чисел.
2
Предметные
Познакомятся с понятиями больше, меньше, неравенство, равенство.
Сравнивать натур. числа с помощью натурального рада; записывать результаты сравнения с помощью знаков сравнения
Познавательные УУД
Выделять характерные причинно-следственные связи
1.5
Сложение. Законы сложения.
2
Предметные
Сформулируют законы сложения.
Выполнять сложение с помощью натурального ряда. Применять законы сложения рационализации вычислений
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
1.6
Вычитание.
2
Предметные
выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа, применять вычитание к решению задач.
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
1.7
Умножение. Законы умножения.
2
Предметные
Сформулируют законы умножения
Применять законы умножения для рационализации вычислений
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
1.8
Распределительный закон.
3
Предметные.
Сформулируют распределительный закон, применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки;
Регулятивные УУД
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Познавательные УУД
использовать другие источники информации (справочники)
1.9
Сложение и вычитание столбиком
2
Предметные
Правило сложения и вычитания столбиком. Применять сложение и вычитание к решению задач., переводить отношение « больше на », «меньше на » в действия сложения и вычитания.
Регулятивные УУД
Основы самоконтроля
1.10
Контрольная работа №1.
1
1.11
Умножение чисел столбиком.
2
Предметные
Умножать натуральные числа столбиком. Переводить отношение «больше в» в действие умножения.
Познавательные УУД
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач на умножение
1.12
Степень с натуральным показателем.
2
Предметные
Определение степени, основание степени, показатель степени. Вычислять степень числа, заменять степень произведением множителей. Куб числа, квадрат числа; первая степень числа равна самому числу.
Познавательные УУД
Использовать таблицу степени
1.13
Деление нацело.
3
Предметные
Деление действие обратное умножению; компоненты деления. Применять свойство частного для рационализации вычислений.
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи, строить схемы и модели для решения задач
1.14
Задачи «на части».
3
Предметные.
Методы решения задач на части.
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
1.15
Деление с остатком.
2
Предметные
Понимание, что не все натуральные числа делятся нацело. Понятие неполное частное. Находить неполное частное. Выполнять деление с остатком; решать задачи.
Познавательные УУД
Использовать таблицы и схемы
1.16
Числовые выражения.
2
Предметные.
Понятие числового выражения; значение числового выражения. Находить значение числового выражения. Читать и записывать числовые выражения; решать задачи составлением выражения.
Коммуникативные УУД
владеть устной и письменной речью
1.17
Контрольная работа №2.
1
1.18
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
3
Предметные.
Метод решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности.
Познавательные УУД
составлять схемы и математические модели при решении задач.
1.19
Вычисление с помощью калькулятора.
1
Предметные.
Выполнять арифметические действия на калькуляторе.
1.20
Занимательные задачи к главе 1.
2*
Предметные.
Различные системы исчисления, различные методы решения задач.
Познавательные УУД
выделять характерные причинно-следственные связи
2.
Измерение величин
30
2.1
Прямая. Луч. Отрезок.
2
Предметные.
Познакомятся с понятиями: величина; прямая; параллельные прямые. научаться обозначать прямые. Познакомятся с понятиями: отрезка, луча; равные отрезки; обозначение отрезка, луча.
Познавательные УУД
обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, основам исследовательской деятельности
2.2
Измерение отрезков.
2
Предметные.
Познакомятся с единицами измерения длины. Измерять отрезки. Решить задачи на нахождение длины части отрезка
Познавательные УУД
осуществлять сравнение, классификацию
2.3
Метрические единицы длины.
2
Предметные
Познакомятся с единицами измерения длины, из взаимосвязи. Выражать одну единицу измерения через другую
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи.
2.4
Представление натуральных чисел на координатном луче.
2
Предметные
Изображать координатный луч, находить координаты точки, строить точки на лучи по их координатам, записывать координаты точки, сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча
Познавательные УУД
строить схемы и математические модели
2.5
Контрольная работа №3.
1
2.6
Задачи на движение .
3
Предметные
Пользуясь формулой пути вычислять скорость и время движения; Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки. Используя формулу пути решать задачи на сближение или удаление объектов движения.
Познавательные УУД
классифицировать задачи.
2.7
Окружность и круг. Сфера и шар.
1
Предметные
познакомятся с понятиями окружность, круг, сфера, шар, диаметр, радиус, хорда, дуга. Вычислять радиус, зная диаметр. Сроить окружность, круг.
Познавательные УУД
Приводить примеры математических моделей
2.8
Углы. Измерение углов.
2
Предметные
Изображать углы различных видов; строить углы заданной градусной меры; измерять углы; записывать обозначение углов; чертить различные виды углов.
Регулятивные УУД
Умение составлять конспект
2.9
Треугольник.
2
Предметные
Строить треугольники различных видов; обозначать их; выделять элементы из которых состоит треугольник. Выделять элементы из которых состоит треугольник Решение задач на вычисление периметра треугольника.
Регулятивные УУД
использовать таблицы, схемы.
2.10
Прямоугольник. Квадрат.
2
Предметные
Виды четырехугольника. Строить и обозначать четырехугольники. Вычислять их периметр; решать обратную задачу.
Познавательные УУД
классифицировать; наблюдение; сравнение.
2.11
Площадь прямоугольника. Единицы площади.
2
Предметные
Различать линейную единицу и квадратную единицу. Осуществлять переход между единицами измерения площади. Вычислять площадь прямоугольника.
Познавательные УУД
выделять причинно-следственные связи
2.12
Прямоугольный параллелепипед
2
Познакомятся смпонятием прямоугольный параллелепипед и его элементами. Изображать прямоугольный параллелепипед, куб; строить развертку; различать грани.
Познавательные УУД
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
2.13
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.
2
Предметные.
Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Переходить от одних единицы измерения объема к другим.
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
2.14
Контрольная работа №4.
1
2.15
Единицы массы
1
Предметные
Выражать одни единицы измерения массы через другие
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
2.16
Единицы времени
1
Предметные
Выражать одни единицы измерения времени через другие
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
2.17
Занимательные задачи к главе 2
2*
Познавательные УУД
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
3
Делимость натуральных чисел
18
3.1
Свойства делимости
2
Предметные
Познакомятся со свойствами делимости. Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений.
Познавательные УУД
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
3.2
Признаки делимости
2
Предметные
Познакомятся с признаками делимости на 10, на 5. на 2. Познакомятся с признаками делимости на 3, на 9.
Познавательные УУД
Научиться устанавливать причинно-следственные связи
3.3
Простые и составные числа.
2
Предметные
Познакомятся с понятиями простое и составное число. Научиться пользоваться таблицей простых чисел.
Познавательные УУД
Научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
3.4
Делители натурального числа.
3
Предметные
Познакомиться с понятием делители числа, простого делителя. Познакомиться с алгоритмом разложения числа на простые множители
Познавательные УУД
Научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
3.5
Наибольший общий делитель
3
Предметные
Познакомиться с понятием общие делители числа, наибольший общий делитель.
Познавательные УУД
Научиться строить схемы
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
3.6
Наименьшее общее кратное
3
Предметные
Познакомиться с понятием кратного, общего кратного, наименьшего; обозначение наименьшего общего кратного, с алгоритмом нахождения НОК. Познакомятся с алгоритмом записи формулы чисел кратных данному числу. Научиться применять алгоритм нахождения НОК
Познавательные УУД
Научиться строить схемы
3.7
Контрольная работа №5
1
3.8
Занимательные задачи к главе 3
2*
Использование четности при решении задач
4.
Обыкновенные дроби
63
4.1
Доли и дроби (вводный урок)
1*
Предметные
Находить половину, треть, четверть числа. Часть целого выражать дробью.
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
4.2
Понятие дроби.
1
Предметные
Выражать дробью часть целого; записывать обыкновенные дроби; находить часть от числа, строить отрезки и фигуры составляющие часть от целой; решать задачи на нахождения части от целого.
4.3
Равенство дробей.
3
Предметные
Записывать часть целого в виде дроби, сокращать дроби, находить дробь равную данной; записывать основное свойство дроби в виде буквенного выражения. Строить геометрическую интерпретацию равенства дробей. Использовать основное свойство дроби при нахождении дроби, равной данной Выражать дробью часть целого; сокращать дроби; находить дробь от числа
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им..
4.4
Нахождение части числа и числа по его части
4
Предметные
Решать задачи на нахождение части от целого и целого, если известна его часть. Познавательные УУД
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
4.5
Приведение дробей к общему знаменателю.
4
Предметные
Приводить дроби к общему знаменателю; находить наименьший общий знаменатель; дополнительные множители.
Познавательные УУД
видеть причинно-следственные связи.
4.6
Сравнение дробей
3
Предметные
сравнивать дроби с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем. Сравнивать дробь с 1. Сравнивать именные величины; решать задачи на сравнение дробей.
Регулятивные УУД
самостоятельно выполнять действия на основе учёта выделенных учителем ориентиров
4.7
Сложение дробей
3
Предметные
складывать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать дроби с разными знаменателями.
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
4.8
Законы сложения
3
Предметные
использовать законы для рационализации вычислений.
Регулятивные УУД
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
4.9
Вычитание дробей.
3
Предметные
вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с разными знаменателями. находить неизвестные компоненты разности двух дробей, решать задачи на разность
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
4.10
Контрольная работа № 6
1
4.11
Умножение дробей
3
Предметные
умножать дроби; умножать дробь на натуральное число; называть дробь обратную данной; записывать сумму в виде произведения; находить значение степени
4.12
Законы умножения.
3
Предметные
использовать законы при решении задач.
Познавательные УУД
Проводить мини - исследование и формулировать законы
4.13
Деление дробей
4
Предметные
Выполнять деление двух дробей, деление дроби на натуральное число, находить неизвестные компоненты действия деления находить часть от целого; находить целое, если известна его часть.
Познавательные УУД
выделять отношения между частями
4.14
Задачи на совместную работу
3
Предметные
Вычислять производительность труда. Познавательные УУД
применять способы решения задач на основе алгоритма; моделировать условия задачи
Коммуникативные УУД
проводить самооценку своих знаний.
4.15
Понятие смешанной дроби.
3
Предметные
Разделять число на части: целую и дробную; составлять число из целой и дробной частей, сравнивать смешанные дроби
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
4.16
Сложение смешанных дробей
3
Предметные
Складывать смешанные дроби.
Познавательные УУД
основам реализации исследовательской деятельности
4.17
Вычитание смешанных дробей.
3
Предметные
вычитать дроби с разной целой частью. Вычитать смешанные дроби из натурального числа. Выполнять вычитание любых смешанных чисел
Познавательные УУД
выделять отношения между частями
4.18
Умножение и деление смешанных дробей.
5
Предметные
переводить смешанную дробь в неправильную; записывать число обратное смешанной дроби.
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
4.19
Контрольная работа № 7
1
4.20
Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда.
2
Предметные
вычисление площади прямоугольника. Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, куба
Регулятивные УУД
подводить итог собственной деятельности
4.21
Представление дроби на координатном луче.
3
Предметные
Изображать координатный луч; задавать направление; единичный отрезок; начало отсчета; строить точки на луче по координатам; находить координаты точек изображенных на луче Вычислять среднее арифметическое нескольких чисел; зная среднее арифметическое нескольких чисел находить их сумму.
4.22
Занимательные задачи к главе 4.
2*
Познавательные УУД
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
4.23
Задачи на движение по реке
2
Предметные
Вычислять скорость движения по течению и против течения реки; решать задачи на нахождение времени движения, пройденного расстояния.
5.
Теория множеств и логика.
15
5.1
Понятие множества.. Подмножество.
2
Предметные . получит представление о множестве, элементах множества, подмножестве; числовых множествах.
Регулятивные УУД -уметь писать в заданном темпе;
Познавательные УУД задавать уточняющие вопросы;нацеливать себя на выполнение поставленной задачи
5.2
Разбиение множеств на подмножества.
1
5.3
Операции над множествами (объединение, пересечение, разность, дополнение).
3
Предметные получит понятие: о пересечении множеств; объединении множеств; разности множеств; дополнении множеств.
Познавательные УУД выделять главное , существенное; обобщать понятия
Коммуникативные УУД выступать перед классом; составлять план выступления.
Регулятивные УУД -планировать текущую работу.
5.4
Диаграммы Эйлера-Венна.
2
Предметные . Иметь представления о диаграммах Эйлера. Изображать диаграммы Эйлера. Решать задачи с помощью диаграмм Эйлера
Познавательные УУД определять структуру множеств.составлять конспект, план ответа.
Регулятивные УУД организовывать свое рабочее место.
5.6
Конечные и бесконечные множества
1
Предметные получит представление о конечных и бесконечных множествах.
Познавательные УУД обобщать, выделять главное., существенное; составлять план ответа. планировать текущую работу.
5.7
Высказывания.
1
Предметные получит представление об основных понятиях логики: понятия, суждения, умозаключения, высказывания или логические выражения.
Познавательные УУД использовать другие источники информации; сравнивать факты, явления, высказывания.
Коммуникативные УУД сотрудничать при решении учебных задач.
5.8
Операции над высказываниями.
3
Предметные
.Логические операции: Отрицание (инверсия),умножение(конъюнкция), сложение (дизъюнкция), следование (импликация), тождество (эквивалентность).
Регулятивные УУД уметь писать в заданном темпе;
Познавательные УУД, использовать другие источники информации;
Коммуникативные УУД сотрудничать при решении учебных задач.
5.8
Истинные и ложные высказывания.
2
Предметные Высказываниея могут быть истинным или ложным. Алгоритмы решения логических задач.
Регулятивные УУД осуществлять самоанализ учебной деятельности.
6.
Итоговое повторение курса математики 5 класса.
10
6.1
Повторение «Натуральные числа»
2
Познавательные УУД
выделять логически законченные части изученного материала, устанавливать взаимосвязь между ними; классифицировать изученный материал.
Коммуникативные УУД
сотрудничать при решении задач, вести познавательную деятельность.
6.2
Повторение «Измерение величин»
2
Познавательные УУД
делать выводы, исследовать несложные практические задачи;подводить итоги своей деятельности;
Регулятивные УУД
самоконтроль.
6.3
Повторение «Делимость натуральных чисел»
2
Познавательные УУД находить способы решения учебных задач;уметь формулировать выводы.
Регулятивные УУД самостоятельная деятельность
6.4
Повторение «Обыкновенные дроби».
3
Познавательные УУД находить способы решения учебных задач; формулировать выводы;
Регулятивные УУД анализировать и сопоставлять свои знания.
6.5
Итоговая контрольная работа №8
1
Итого
175
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ.
Принятые обозначения
КР – контрольная работа;
СР – самостоятельная работа;
ПР – проверочная работа;
КТ – контрольный тест;
Т – тестовая работа
ФО – фронтальный опрос.
УО – устный опрос
БО- блиц опрос.;
ДКР – домашняя контрольная работа
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.
Задания для устного счета.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Электронные учебники.
Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Литература
Документы:
Закон «Об образовании»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по математике федерального базисного учебного плана
Учебно-методическая литература
«Математика 5». ФГОС. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 5-е. – М.: Просвещение, 2014,
Потапов М.К., Шевкин А.В.Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 4-е изд. 2011.
Потапов М.К., Шевкин А.В.Рабочая тетрадь по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 3-е изд. 2014.
Математические тесты. 5 класс – М.: Мнемозима,- 2-е изд. 2011.
Тульчинская Е.Е Математика 5 класс. Блицопрос. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2011.
КординаН.Е. Виват, математика! 5 класс.-Волгоград: Учитель, 2011.
Баранова И.В., Борчугова З.Г., Стефанова Н.Л. Задачи по математике для 5-6 классов. – М.: АСТ-Астрель, 2001.
Шевкин А.В. Сборник задач по математике. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово-РС». 2001.
Юрченко Е.В., Юрченко Е.В. математика. Тесты. 5-6 классы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение,1989.
Электронные учебные пособия
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002.
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
8)Планируемые результаты изучения учебного курса «Математика»
Предметные УУД.
Выпускник научится в 5 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Числа
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, смешанное число, рациональное число;
использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы,.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни
История математики
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
Оперировать понятиями фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, призма, шар, пирамида, цилиндр, конус;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки, циркуля, компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей
Заголовок 315