Тема: Судьба «детей войны», проживающих на территории города Абакана в мирное время после окончания Великой Отечественной войны.
Название конкурса: «Сердцем своим вспоминая»
Номинация: «Детство, опалённое войной»
Тема: Судьба «детей войны», проживающих на территории города Абакана в мирное время после окончания Великой Отечественной войны.
Автор: Антонов Иван Николаевич
Возраст: 16лет
Место учёбы: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» Колледж педагогического образования, информатики и права
Посвящаю светлой памяти моей бабушки
Кондаковой Галины Степановны
Дети войны… – это дети, познавшие голод, разруху, холод, лишения…
Они были лишены детства - самого прекрасного и беззаботного периода в жизни человека. Рано познав трудности и преодоления, потери и несчастья, они научились не только приспосабливаться к суровым жизненным условиям, выживать, но и становиться сильными, выносливыми, смелыми. Понятия Родины, справедливости, человечности и взаимной поддержки для них не просто слова, а истинный смысл жизни.
Моя бабушка была ребёнком во время войны, познала голод и нужду, которые отложили отпечаток на всю её жизнь. Она была дочерью «врага народа», понятно какое было общественное мнение по этому поводу, но мир не без добрых людей и были те, кто её поддерживали и понимали. Всю жизнь она вспоминала учительницу, которая, не имея на то право, поощрила её на отличную учёбу, тихонько от себя, - подарила бабушке карандаш.
Бабушка рассказывала нам, как ходила за хлебным пайком и радовалась «довеску», если он получался, как, ребёнком, работала в столовой – она там чистила картошку тоненько-тоненько, поэтому её выбрали из числа многих желающих. Как её и младшую сестру мама накрывала всем, что есть в комнате и уходила на работу в ночь мыть полы, они так могли пригреться друг к другу, а на утро в бочке вода была замёрзшая…
Бабушка говорила, было очень трудное время, но люди помогали друг другу и верили в светлые идеалы. Поэтому, трудное военное детство, конечно, повлияло на всю её жизнь, сформировало её личностью сильной и целеустремлённой, честной и справедливой.
Бабушка стала учительницей. Учительницей, которая всегда пыталась не только понять ученика, но и помочь, если тот нуждался в этом. После института она работала в школе-интернате в Артёмовске Красноярского края. Говорила, что некоторые дети были очень сложные, обделённые судьбой. И вот один ученик, она всегда помнила его имя и фамилию даже, постоянно шмыгал носом на уроке, потому что «интернатовский» и никто его лечением толком не занимался, ребята над ним смеялись. Бабушка пошла в магазин, купила ткань и настрочила носовых платочков, а потом, чтобы никто не видел, отдала ему…На уроках стало тихо, больше никто не шмыгал носом.
Вот так, нужно понимать учеников, видеть в понимании и участии своё учительское предназначение, ведь такие уроки доброты и человечности остаются в сердце навсегда. Так же поступает героиня В.Распутина в рассказе «Уроки французского» - она ищет любые возможности помочь своему ученику во чтобы то ни стало.
В 1969 году бабушка со своей семьёй переехала в Абакан, и жила здесь до конца своей жизни. Преподавала в сельскохозяйственном техникуме, а потом в политехническом институте. Любила свою работу и своих учеников, всегда участвовала в их жизни. Особенно помогала тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, потому что не понаслышке знала, что это такое. Голод войны и людей, которые ей помогали, она не забывала никогда и сама не проходила мимо тех, кому могла помочь.
Менялась жизнь и страна, бабушка с болью переживала всё это, но свои идеалы честности и совестливости она не предала, а пронесла через всю жизнь с гордо поднятой головой!