Конспект урока по теме Изображение предметного мира – натюрморт.
Конспект урока изобразительного искусства
Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.
Цели: познакомить учащихся с понятием «натюрморт», его особенностями; научить детей изображать различные предметы; раскрыть творческий потенциал учащихся.
Материалы: репродукции натюрмортов художников (Э. Мане «Завтрак на траве», К.А. Коровин «За чайным столом»); бумага, акварель, гуашь, кисти.Ход урока
1.Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку,) 2.Повторение изученного.
-Какие вы знаете виды рисунка? (эскиз, этюд, набросок)
-Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе)
-Какие жанры живописи вы знаете?(пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой. батальный, исторический, сказочно-былинный).
3. Сообщение темы урока.
-Ребята, давайте посмотрим на эти репродукции картин.
-К какому жанру живописи можно отнести эти картины? (натюрморт)
-Давайте попробуем дать название каждой картине, давайте послушаем стихотворение – загадку.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу , или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это ….(натюрморт).
4.Изучение нового материала.
Введение в тему
Художники во все времена любили изображать предметы народного быта, все, что нас окружает каждый день. В древности люди изображали конкретный предмет, который характеризовал человека, подчеркивал его социальное положение и род занятий. Такие росписи мы видим в росписях Древнего Египта, например , жезлы царей, оружие воинов, чаши, корзины, музыкальные инструменты. Все это изображалось для того, чтобы отобразить в произведениях искусства время, в котором жили мастера. В Древнем Риме изображениями предметов украшали стены различных зданий. Это были и корзины с ягодами, и вазы с фруктами, и множество цветов. Иногда эти цветы имели символическое значение. Каждая эпоха, каждый народ имел свои предметы, отличные от других, свои причины для их изображения.
История натюрморта
Натюрморт в изобразительном искусстве представляет собой изображение неодушевленных предметов , которые объединены между собой в единую композиционную группу. Как правило, натюрморт имеет самостоятельное значение , но в некоторых случаях он может и составной частью композиции жанровой картины. Через натюрморт художник выражает свое отношение к окружающему миру, раскрывает свое понимание прекрасного. Натюрморт имел место уже в искусстве Византии. Именно там на фоне сурового искусства, создавались бессмертные образы с использованием отдельных предметов. Изображение неодушевленных предметов играло большую роль и в древнерусской живописи. Значительное место занимал натюрморт и в картинах художников XV-XVIв.в. Они обратили свое внимание на окружающий мир, стремились передать ценность каждой вещи. Так, предметы обихода наделялись в картинах неким благородством и начинали играть определенную роль. На больших полотнах натюрморт занимал довольно скромное место. Стеклянный сосуд с водой или изящная серебряная ваза располагалась чаще всего в углу картины. Однако изображение таких простых предметов сыграло большую роль в развитии искусства живописи-таким образом был определен самостоятельный путь развития целого жанра.
Эпохой развития жанра натюрморта стал XVII век . Предметы начинают занимать в картинах главную роль. Наиболее полно натюрморт развился во Фландрии и Нидерландах. Возникновение этого жанра было связано с интересом художников к особенностям национального быта, родной природы, различных вещей, хранящих на себе отпечаток жизни древних людей.
Одним из мастеров натюрморта является французский художник Гюстав Курбе. Он был одним из первых , кто в XIX веке создал школу натюрморта. Развитием этого жанра занимался художник Эдуард Мане. Наиболее известные картины –«Завтрак на траве». На этой картине изображены человеческие фигуры, на первом плане элементы натюрморта – платье, шляпа, хлеб, корзина с фруктами. Все выглядит очень реалистично. Стоит обратить внимание на цветовое решение картины – художник использует серебристые и голубые тона, которые как будто сливаются в единую гармонию.
В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета –конец 19 века начало 20 века. Это работы Грабаря и Коровина. Яркие натюрморты создали художники Машков , Куприн. Рассмотри один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны ,голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.
- Ребята, что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает?(аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых)
В искусстве русской живописи натюрморт изначально занимал весьма скромное место. Однако начиная с середины XIX века это направление начало бурно развиваться, и одно из главных мест принадлежит работам И.И.Левитана.. Его натюрморты невелики по размеру и скромны по замыслу. Стоит отметить роль в развитии данного жанра таких художников, как В.А.Серов, К.А. Коровин. Целью художника было передать ощущение погожего летнего дня, теплоту семейной обстановки, свежесть природы, окружающей отдыхающих. Художник стремился теснее связать натюрморт с пейзажем и человеком, расширить границы жанра.
Натюрморт продолжает свое развитие и в наше время . Ведь все вещи , которыми мы пользуемся , образуют на полотне свою среду, отражая различные чувства и замыслы художника.
5. Правила работы над натюрмортом.
Ребята, прежде чем приступить к работе над натюрмортом, необходимо продумать композицию будущего произведения.
При помощи карандаша выполнить эскиз, проверив таким образом композиционное решение работы.
Натюрморт-это выполнение рисунка с натуры. Смотреть на предметы нужно внимательно, стараясь не упустить ни одной детали. По окончании работы над основным рисунком необходимо определиться сл цветом. Определив цвет, не забывайте о том, что внимание должно быть направлено не на один предмет, а сразу на несколько – для того, чтобы решить цветовое соотношение всего натюрморта.
Работая над натюрмортом с натуры, помните: чем дальше находится от нас предмет, тем больше он теряет силу своего цвета. Вам необходимо учитывать разницу в цветовой силе предметов заднего и переднего планов.
6. Актуализация знаний.
-Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.
7.Практическая работа.
Составить натюрморт.(контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащихся; испытывающим затруднения т.е. в ход работы вед индивидуальную и фронтальную работу с учащимися).
8. Подведение итогов работы.
(учащиеся демонстрируют свои работы).
Вещи, которыми мы ежедневно пользуемся, в натюрморте создают свой неповторимый мир, будто переносясь в иное измерение; их значение в композиции и смысловая нагрузка возрастают; сочетание простых предметов может вызывать у зрителя самые чувства и переживания.
-Над каким изображением вы сегодня работали? ( натюрмортом)
-Что такое натюрморт?
9.Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображениями натюрмортов.