Урок в 6 классе по ИЗО. «Изображение предметного мира- натюрморт».
Учитель ИЗО Луговая Н.В.
МБОУСОШ №6 ст. Мингрельской
Абинского района Краснодарскогокрая
Изображение предметного мира- натюрморт.
Цель: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта, передачи пропорции изображаемых предметов
I Организационный момент.
II Из истории
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это-..(натюрморт)
М. Яснов.
II Новый материал.
Натюрморт- один из самых популярных жанров изобразительного искусства. С момента своего появления на протяжении последних пяти веков истории искусства он был основной областью применения таланта для тысяч художников. Натюрморт –это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. Ребята, все вы знаете, что натюрморт- это изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу конкретным сюжетом. Кто скажет, что означает термин «натюрморт»?
(ответ учащихся).
У слова «натюрморт» два перевода: с французского – «мертвая природа», с немецкого- «тихая (безмолвная) жизнь вещей».
Натюрморт появился в конце XVI века в Голландии и Испании. По своему духу картины этого жанра были близки произведениям художников барокко. Художники изображали самые простые предметы, окружающие их в повседневной жизни. Изображая вещи, окружающие человека, художник может отразить характерные черты их владельца, принадлежность к той или иной исторической эпохе, профессию.
Обратите внимание на репродукции картин «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, «Охотники на привале» В. Перова (демонстрация и обсуждение репродукций приложение ).
Вот что такое волшебство кисти художника, вот в чем его талант, оживляющий «мертвую природу» и превращающий ее с помощью кисти и красок в произведение искусства. Послушайте легенду о натюрморте. Очень давно в Греции жил художник по имени Зевксис. Написал он однажды гроздь винограда и оставил картину на террасе. Только он ушел, прилетели птицы и стали клевать нарисованный виноград. Как вы думаете почему?
(ответ учащихся)
Художник оживил «мертвую натуру», очень точно нарисовал гроздь винограда. Она была, как настоящая, поэтому птицы и начали клевать виноград.
Зарождение в России натюрморта как самостоятельного жанра наблюдается в первой половине 18 века. Художников этого времени привлекала задача добиться как можно более точного сходства, которое преобладает в натюрмортах (недаром их прозвали обманками). Вторая половина 18 века почти не знает натюрморта, за исключением отдельных попыток, так как Российская Академия художеств, причисляла натюрморт к низким жанрам.
Во второй половине 19 века натюрморт занимает все большее место практически во всех жанровых картинах, например В. Серова «Девочка с персиком» (демонстрация репродукций приложение ).
Натюрморт первых десятилетий 20 века сыграл немаловажную роль в развитии русского искусства. Лучшими представителями этого жанра в дореволюционной России были К. Коровин, И. Грабарь, И. Машков, А. Куприн.
Все живет и развивается, стареет и умирает. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное – все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем, через изображенное на них мы узнаем о его мыслях и чувствах.
В натюрморте воспевается красота обыкновенных предметов, художник видит богатство форм и красок там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
Талантливо написанный натюрморт всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, вещам, изображенным на картине. И это заслуга художника. Давайте, ребята, рассмотрим несколько натюрмортов.
«Автопортрет» А. Головина. Написан в домашней обстановке. Что является в этой картине натюрмортом? (демонстрация репродукций приложение).
(ответ учащихся: пионы, стоящие в стеклянной вазе на столе).
А вот автопортрет З. Серябряковой. Что является в этой картине натюрмортом? (демонстрация репродукций).
(ответ учащихся: косметика и украшения).
Посмотрите на картину «После дождя» А. Герасимова. Что вы видите? (демонстрация репродукций).
(ответ учащихся: мокрая терраса, на столе, мокром от дождя, стоит кувшин, в нем букет роз, рядом лежат опавшие лепестки роз и опрокинутый стакан).
На картине И. Кончаловского «Сирень» мы с вами видим цветы. Посмотрите внимательно на картину. (демонстрация репродукций).
(ответ учащихся: огромные кисти белой и лиловой сирени).
III Составление натюрморта.
Составление натюрморта- акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура.
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Композиция должна выглядеть естественной. Если поставить рядом с овощами книгу или гипсовую статуэтку, постановка будет выглядеть нелепой. Предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но еще и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности изображения – разнообразию:
форм;
материала;
фактуры;
цвета;
тона и т. д.
Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатление единого целого. Надо избегать слишком большой разницы в размерах предмета. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу. В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.
Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, художник разложил свои кисти и краски и п. т. Все богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.
IV Практическая работа.
Мы с вами выполним композицию «Осенние цветы», ваза с цветами на светло-голубом фоне. Давайте определим необходимый формат рисунка и разместим на нем предметы. Какой предмет у нас центральный? (Ваза. Она стоит по центру стола. В основном имеет форму круга, горлышко - узкий прямоугольник, внизу подставка- маленький прямоугольник). Итак, ваза разобрана по частям, ее теперь легко нарисовать. (Ученики рисуют вазу, используя линейное прозрачное построение формы и уточнение ее характерной особенностей. Прорисовывают осевую линию, определяют на ней границы перехода геометрических форм, составляющих конструкцию вазы). Теперь рисуем цветы. Посмотрите внимательно на расположение стеблей, какие стоят прямо, какие наклонились чуть - чуть. Зарисуйте их тонкими линиями. Рассмотрите форму листьев. (Ученики выполняют работу). Теперь давайте определим предметы по цвету. Посмотрите внимательно и вы увидите на них светлые и темные места. Что делают свет и тень? (Свет и тень помогают передать объем предметов, их форму и разнообразить цветовые оттенки). Нарисуйте тонкой линией контур тени на предметах. Рисуя свет и тень, плавно размывайте краску от светлой к темной, тогда не будет резкой грани между светом и тенью. (Ученики работают красками над рисунком). Учитесь смешивать краски и получать разнообразные оттенки.
V Анализ работ.
Работа завершена, проводится коллективный анализ работ.
IV Подведение итога урока.
С каким жанром мы сегодня с вами познакомились на уроке? (С жанром натюрморт).
Что означает термин «натюрморт»?( «Мертвая природа», «тихая жизнь вещей».)
О чем нам рассказывает этот жанр? (О жизни вещей).
Кто является героем натюрморта? (Различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь).
VII Заключительная часть
Если видишь на картине
Чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется- натюрморт!
VIII Задание на дом.
IX Организация учеников на перемену
Приложение
1 2
3 4
«
5 6
7 8
9 10
1 «Девочка с персиками» В.А.Серов
2. «Сирень» П.П. Кончаловский
3. «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский
4. «После дождя» А.М. Герасимов
5. «Охотники на привале» В.Г. Перов
6. «Розы и фиалки» К.А. Коровин
7. «Розы и фарфор» А.Я. Головин
8. «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиев
9. «Автопортрет» А.Я. Головин
10. «Девочка и фарфор» А.Я. Головин
Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте
IMG e урок_0001_NEWперсик15