Разработка урока по изобразительному искусству на тему Изображение предметного мира — натюрморт (6 класс)


Тема урока: «Изображение предметного мира – натюрморт».
Тип урока: комбинированный
Технология обучения: коллективное творческое дело
Цель урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта и применить данные правила на практике.
Задачи урока:
Формировать знания о жанре натюрморт;
Познакомить с правилами составления натюрморта;
Научить грамотно составлять натюрморт;
Совершенствовать навыки анализа художественных произведений;
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; умение анализировать иллюстративный материал;
Воспитывать бережное отношение к миру предметов, чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе.
Оборудование: Для учителя: презентация «Натюрморт».
Для учащихся: лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, конверт с картинками – примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом, этапы работы над созданием натюрморта, карточки с темой натюрморта.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа экран.
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Постановка темы и задачи урока.
Изучение нового материала.
Рассказ «Из истории натюрморта»
Последовательность и правила работы над натюрмортом.
Актуализация знаний.
Творческая работа.
Итог урока.
Рефлексия.

Ход урока.
Организационный момент.
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку. Гости занимают свои места с учетом выданных эмблем)
Учитель: Ребята! Вы все распределились по группам. Капитанов команд прошу встать и озвучить участников группы, название и, не забудьте, сами представиться.
- Итак, первая группа, вам слово.
(каждая из четырех команд представляется)
- А, теперь осталось представиться команде, состоящей из гостей. Вам слово.
Теперь все организационные вопросы мы решили.

2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать ребус. Внимание на экран (совещание групп).
- Итак, тема нашего урока – изображение предметного мира – натюрморт.

Наши задачи.
На уроке познакомиться с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом.
Узнать об особенностях его композиционного решения.
Выполнить коллективную творческую работу – составить композицию натюрморта приемом аппликации.
3. Изучение нового материала.
3.1 Рассказ «Из истории натюрморта».
Ученик1: Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем.
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой.
Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.
А, еще, и так бывает, нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина назовется – натюрморт.
- Художники во все времена любили изображать предметы народного быта, все, что нас окружает каждый день.
Ученик2: Натюрморт - (в переводе с французского nature morte – означает «мертвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т.д.) Кроме неодушевленных предметов в натюрморте изображают птиц и насекомых (слайд).
Ученик1: Интересно, что в голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.
- Каждая эпоха, каждый народ имел свои излюбленные предметы, свои поводы и причины их изображения.
Учитель: Эпохой развития жанра натюрморта стал 17 век. Натюрморт превратился в картину, на которой предметы стали занимать главную роль.
- Давайте посмотрим на натюрморты эпохи расцвета этого жанра. Дело в том, что художники этого времени стали рисовать очень много натюрмортов, которые нам рассказывают не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.
Внимание на экран. Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца.
- Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?
- Глядя на картину, попробуйте описать его внутренний мир.
(ответы детей: он был добрым, веселым, щедрым)
- Давайте посмотрим на следующий слайд. Это работа другого голландского художника Хеда Виллема «Ветчина и серебряная посуда».
-А как вы считаете, ребята, какую мысль пытался донести до нас художник?
(ответы детей: он хотел показать богатство, возвеличить его)
- Через натюрморт художник выражает свое отношение к природе. Свой внутренний мир он доносит до нас посредством создания различных образов вещей. И все предметы в натюрморте нам о чем-то рассказывают.
- Рассмотрим другие натюрморты, и вы, увидите насколько разнообразен мир изображения неживой природы, мир натюрморта. И какие разные идеи авторы пытались донести до нас.
- Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В Музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Красные рыбки плавают в аквариуме и все.
- Какие чувства пробуждает у вас данная картина?
(ответы детей: данная композиция пробуждает в нас чувство радости, активность и темперамент.)
- В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, а время расцвета – конец 19 начало 20 века. Это, прежде всего работы И.Е.Грабаря и И.А.Коровина. Коровин в своих живописных работах главным выразительным средством делает цвет. Натюрморт «Цветы и фрукты» исполнен в сочной, мажорной цветовой гамме.
-Какие чувства испытываете, глядя на картину?
( ответы детей: чувство радости, праздника, который подарил художник встречей с красотой своего полотна).
Яркие натюрморты создали художники Машков и Куприн и др.
Вы видите один из натюрмортов Машкова «Снедь московская. Хлебы». Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печи корка хлеба.
- А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (ответы детей: аппетитность изделий – от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).
- Натюрморт продолжает свое развитие и в наше время. Ведь все вещи, которыми мы пользуемся, образуют на полотне свою среду, отражая различные чувства и замыслы художника.
-Как вы думаете, в каких видах изобразительного искусства существует натюрморт?
- В живописи существует? (да)
- В графике? (да)
- В скульптуре? (да, но очень редко)
3.2 Последовательность и правила работы над натюрмортом. Работа в группах.
- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен.
- Как вы думаете, что необходимо для этого знать?
(ответы детей: какие-то правила, законы.)
Учитель: Ваша задача узнать и выделить эти правила.
(Каждой группе дается иллюстративный материал, карточки с вопросами и тестом).
Учитель: Анализируя иллюстративный материал, найдите самостоятельно ответы на вопросы, зафиксируйте их на бумаге.
На карточках следующие вопросы:
Выберите верный ответ.
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов:
а) тематически связанных
б) абсолютно разных
2. В состав натюрморта должны входить предметы:
а) одинаковые по форме и величине, фактуре и цвету
б) разнообразные по форме и величине, фактуре и цвету
3. Предметы в натюрморте должны быть расположены:
а) в центре листа
б) далеко друг от друга
в) слишком близко друг к другу
г) на одной линии
д) предметы могут перекрывать друг друга
5. Как вы считаете, есть ли в натюрморте композиционный центр? Если есть, то, как художники его выделяют?
( Ответ на пятый вопрос может вызвать спор, если при обсуждении группы к единому мнению не придут, стоит обратиться еще раз к иллюстративному материалу (форма, размер, цвет, контраст), привлечь внимание детей к тому, что композиционный центр чаще располагается на втором плане.)
Учитель: Итак подведем итог, назовем правила работы над натюрмортом:
1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой. Набор предметов должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея и тема.
2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету. Рекомендуется чередование светлых и темных предметов, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям.
3. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
4. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет самый крупный, либо самый яркий. Его лучше располагать на втором плане.
4. Актуализация знаний.
- Раз мы знаем правила, давайте проверим наши знания на практике.
Задание1. На столе каждой группы лежит конверт с картинками.
Посмотрите на четыре картинки и определите: на каком листе предметы натюрморта расположены верно? Обоснуйте свой ответ.
(ответы детей: в центре листа; не очень мелко, но и не крупно и еще осталось немного свободного места по краям листа)
Задание2. Командир команды вытаскивает листочек с темой натюрморта, обсудив в группе ученики называют набор предметов, подходящих для данного натюрморта. Что свойственно данному натюрморту?
1 группа: Дары востока.
2 группа: Утренний натюрморт.
3 группа: Спортивный натюрморт.
4 группа: Натюрморт о летней ностальгии..
группа: Дары осени.
5. Творческая работа.
- Создайте натюрморт в технике аппликации (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).
Для работы вам понадобятся: лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.
Каждая группа получает план работы и приступает к выполнению работы.
План работы:
Придумайте тему натюрморта.
Какие предметы подойдут для выбранной темы.
Подумайте, какой из предметов станет композиционным центром?
Подберите красиво бумагу по цвету и определите, каким будет фон?
Вырежьте цветные силуэты предметов натюрморта.
Составьте из них натюрморт, соблюдая правила и законы расположения предметов на листе бумаги.
Когда все предметы найдут свое место, приклей.
6. Итог урока.
- Работы учащихся вывешиваются на доску (просмотр и анализ выполненных работ)
-Учитель отмечает правильность расположения предметов на листе бумаги; отмечает красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов.
1. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (ответы детей: над натюрмортом)
2.Что представляет собой эта картина? (ответы детей: картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы)
7. Рефлексия.
Что для вас на уроке было самым интересным?
Какая форма работы тебе больше нравится (коллективная или индивидуальная) и почему?
- Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.
Уборка рабочего места.
Используемая литература:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2011
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2006
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство,1991
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. – М.6 Просвещение, 1979