План-конспект урока изо ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ — 6 класс
Класс 6
Изображение предметного мира – натюрморт
Цели деятельности учителя Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные
результаты Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы
обучения Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ruОборудование Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Наглядно-демонстрационный материал Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»;
М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции (черные). Мультимедийный ряд: презентация «Рождение натюрморта»
Основные понятия и термины Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция
Ход урока
Этапы урока Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемаядеятельностьучащихся Формы
организации совзаимодействияФормируемые
умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный
момент Беседа
с постановкой проблемы Звучит спокойная музыка.
С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (ребята показывают смайлик) /делаю вывод/.
Показ презентации «Если видишь на картине…» или отрывок из мультфильма Пластилиновая ворона «О картинах».
– Перед детьми на столе натюрморт (он закрыт драпировкой).
Убираю драпировку.
В. – Вы сейчас посмотрели (прослушали) мультфильм, теперь внимательно осмотритесь вокруг. Как вы думаете над каким видом жанра изобразительного искусства будем работать?
- Над натюрмортом.
-Правильно! А почему?
- Мы видим перед собой натюрморт, а так же много разных предметов из которых так же можно составить натюрморт.
- Как вы понимаете, что же за жанр искусства «натюрморт»?
Ответы учащихся.
Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Слушают учителя. Отвечают на вопрос, называют жанра изобразительного искусства «натюрморт».
Осмысливают цель урока Фронтальная работа Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции II. Изучение нового материала Частичнопоисковый м/м презентация «Рождение натюрморта»
Расцвет натюрморта как самостоятельного жанра наступил в 17 в. Прославили его художники, получившие прозвище «Малые голландцы» /Франс Хале- портретист, пишет натюрморты, Якоб ванн Рейсдаль/, то ли за малый размер картин, то ли за «пустяковые» темы, - натюрморт был тогда в новинку.
Больше всего « малые голландцы» любили рисовать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными, роскошными блюдами. Их называли «завтраками»
В то же время в соседней Фламандии художники осваивали другую разновидность натюрморта – «Снедь» (Это был золотой век Фламандской живописи). На больших холстах они изображали горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину продовольственной лавки (Натюрморты Франса Снайдерса – это сказочно-щедрое изобилие различных снедей «Кладовая», «Натюрморт с дичью»).
Русские художники стали учиться у фламандских, подражать им и сочинять такие же большие и красочные картины.
Посмотрите на картину Легашова «Фрукты». Здесь прямо на земле, под старым берёзовым пнём лежат целые груды плодов и ягод – персики и виноград, яблоки и груши, апельсины и сливы. Слева красуется большая тыква. Тут же мы видим цветущий розовый куст, растущие грибы, ветви деревьев обвивает плющ. Конечно это фантазия! Художник создающий натюрморт, похож на сказочника, только он сочиняет сказку не про людей, а про цветы и плоды.
Очень любили натюрморты художники импрессионисты Франции. Один из них Клод Моне. Художники рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета.
Таким образом сложилось два типа натюрморта:
1.Натюрморт, в котором вещи говорят о своём хозяине (его привычке, характере, профессии)
2. Натюрморт, в котором вещи говорят прежде всего сами о себе, своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам. Но мы с вами выделим следующие виды натюрмортов (на доске названия видов):
- однопорядковый – изображены объекты и предметы одного вида (только овощи, фрукты, цветы);
- смешанный - представлены разнообразные объекты и предметы;
- сюжетный – изображены разнообразные объекты и предметы объединённые сюжетным замыслом. К сюжетным можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных.
(Все виды натюрмортов стоят перед ребятами)
Вопрос: «Определи, где натюрморт однопорядковый, смешанный или сюжетный. Почему? »
Мы сейчас с вами на примерах самостоятельно разберём правила работы с натюрмортом (по ходу работы меняю натюрморты в соответствии с правилами).
1.Рассмотрите предметы перед собой. На какие группы можно разделить предметы по цветовой гамме. (на холодные и тёплые – по цвету). Делите.
На доске появляется строка:
-цветовая гамма натюрморта бывают тёплой и холодной.
2.Показываю натюрморты: уравновешенный и неуравновешенный. Какой натюрморт составлен правильно?
На доске появляется
-правильный натюрморт уравновешенный.
3.Составляю натюрморт из подготовленных предметов (заготовлены предметы: кувшины, посуда, книги, инструменты). Почему рядом с кувшином не разместить молоток? Правильно. Вот и следующее правило.
На доске появляется
-композиция натюрморта должна состоять из предметов, теметически связанных между собой.
На доске появляется
- найди композиционный центр (предмет)
-научись располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно.
-сознательно ограничивать формат.(работа с рамкой)
- в натюрморте должна быть пауза.
- предметы перекрывают друг друга, один на фоне другого Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции Фронтальная, индивидуальная работа Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.
Личностные:
осознают многообразие взглядов, свою позицию III. Творческая практическая деятельность Практический. Творческий поиск Прежде чем приступить к практической работе, нам необходимо немножко отдохнуть.
ФизминуткаУпражнение для рук:
1.Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
2.Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
3.А теперь тоже самое наоборот.
- Так все же над каким видом жанра изобразительного искусства работаем?
Правильно натюрмортом.
В какой технике будем работать? (аппликации). Правильно. А почему? (т. к. на столе приготовлена цветная бумага, ножницы, клей)
А что же за вид техники аппликация?
Аппликация – знакомая вам техника создания картины (лат. application – прикладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п.
Делимся на две группы. Определили лидера группы.
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ :
Задание 1
Создай натюрморт из готовых силуэтов бытовых предметов у доски в технике аппликации используя правила. (лидеры групп защищают правильность выполнения упражнения)
Задание 2
Каждая группа составляет натюрморт (предметов должно быть не менее 3-х и не более 5-и), примеряя изученные правила:
- Определи какой предмет является композиционным центром.
-Где в твоём натюрморте есть пауза?
Не забудь, что предметы могут перекрывать друг друга один на фоне другого.
Индивидуально каждый выполни аппликацию составленного натюрморта в группе.
ПАМЯТКА (у каждого индивидуально):
- подбери бумагу по цвету и определи, каким будет фон;
- вырежи силуэты предметов, а так же фруктов натюрморта;
- составь из них натюрморт.
- когда все детали найдут своё место, подклей силуэты предметов на уголки не передвигая.
А затем каждая группа выбирает лучшую работу.
Ещё раз. Вслух проговариваю задачу группы.
Звучит спокойная музыка во время всей работы. Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы.
Работают над натюрмортом в технике аппликация. Индивидуальная работа Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции
IV. Итоги урока.
Рефлексия Беседа
на основе заданных вопросов.
Выставка работ учащихся Учащийся (один из группы) выходит к доске, доказывает правильность составленного натюрморта.
Вопросы- повторение:
– Что нового узнали на уроке?
– Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)?
- Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно ставить по правилам, чтобы его составить, необходимо в него погрузиться).
- Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства - натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус…)
Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
С каким настроением вы сегодня завершили урок? (ребята показывают смайлик) /делаю вывод/.
Оценки за урок следующие:
Дома: составь натюрморт по изученным правилам.
Спасибо за урок. Отвечают
на поставленные вопросы,
анализируют свои работы
и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы Индивиду-
альная,
фронтальная работа Коммуникативные: излагают свое мнение
в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.
Регулятивные:
оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля