Рабочая программа Вокальный ансамбль



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Камышловского городского округа




Согласовано.
Зам.директора по УВР
_______________
«__»__________2015г.





Вокал и вокальный ансамбль
(рабочая программа для учащихся 2-10классов)





Составитель: Квашнина М. П.
Учитель музыки высшей квалификационной категории














Камышлов
2014



Пояснительная записка.

«Чем больше знаешь и умеешь, тем насыщеннее жизнь»
Руководитель джаз-оркестра Линкольна – У.Марсалис.

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления разработана для детей, обучающихся вокальному исполнительству.
Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у обучающихся эстетического вкуса.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию и совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность ученика в общении.
Актуальность программы связана с проявлением интереса взрослых и детей к вокальному искусству, как одному из видов художественного творчества, с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. Вокально-хоровая работа сегодня является одним из наиболее доступных средств приобщения учащихся к музыкальному искусству, музыкальной культуре в целом.
Программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-исполнительской деятельности и вокально-хорового искусства.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный подход в решении поставленных задач. Последовательное развитие определенных тем - основа данной программы
Рабочая программа «Вокальный ансамбль» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). Примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.). Программы «Хоровой класс» для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств под редакцией А. Снитко для портала hor.by (2010 год), МОСКВА  1988г. Авторский колектив:В. С. Попов;Л. В. Тихеева;М. Р. Иодко;П. В. Халабузарь. Данная программа может быть использована в  студиях и кружках при дворцах и домах культуры детей и молодежи,  общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом специфики их работы.
А также составлена с учетом документов:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Москва, 2004.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
( Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
6. Концепция профильного обучения на ступени среднего общего образования.
7.Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312».
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089».
11.Программа развития МАОУ СОШ №1 КГО на 2013-2018 г.
12Образовательная программа МАОУ СОШ №1 КГО 2012-2016г.г.
13.Основная образовательная программа ООО МАОУ СОШ №1 КГО.

Цель – приобщить учащихся к вокально-хоровому искусству через развитие певческих навыков, дать возможность учащимся получить основы вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.
Задачи:
развивать у учащихся общий культурный и музыкальный уровень;
развивать и совершенствовать певческие навыки у учащихся: навыки певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, точного интонирования, артикуляции, ансамбля и хорового строя; развивать слуховые навыки, навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания;
воспитывать художественно-эстетический вкус.
Программа разработана на один год обучения. Каждая подгруппа занимается: 4, 7 классы -1 раз в неделю 9 класс 2 раза в неделю. Предусматриваются дополнительные репетиционные занятия с учащимися в сводной группе для постановки концертных номеров и работы над песенным материалом. Количество учебных часов для 4 классов 34 ч, Для 7 классов 35 часов, для 9 классов -70 часов (35 учебных недель).
 Требования к результату:

Личностные
Метапредметные
Предметные

Формирование представлений
Знать:
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.
- знать о ценностном отношении к музыке как к  культурному наследию народа (П).
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами (К).
- знать необходимые сведения о вокальном искусстве;
- уметь исполнять вокальные произведения с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, правильное интонирование);


Деятельность во взаимодействии
Уметь:
-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину ;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)        
 -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей (К)
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (Р);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К);
- формулировать собственное мнение и позицию (К)
- импровизировать;
 работать в группе, в коллективе;
-  выступать перед публикой, зрителями
- петь в ансамбле.


Самостоятельная деятельность в социуме
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Применять полученные сведения о многообразии вокального искусства; уметь петь, иметь
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения (К).
- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект
-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания








Ожидаемые результаты:
- приобретение опыта гармоничного восприятия прекрасного через приобщение к музыкальной деятельности как одному из видов искусства.
  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.
Первый уровень результатов   приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Воспитательные результаты первого уровня:
- составление памятки посетителя концерта;
- составление правил для певцов-исполнителей
 Второй уровень результатов   получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 
Воспитательные результаты второго уровня:
- подготовка фотоматериалов;
- создание сценических костюмов;
- подготовка афиши концерта;
- создание программы концерта;

Третий уровень результатов   получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Воспитательные результаты третьего уровня (отражённые в портфолио ученика):
- написание сочинений в любой форме (эссе, рецензия, стихотворение, песня и др.) на тему «Как я участвовал в школьном концерте»;
- создание видеоролика о подготовке и выступлении на концерте с последующей демонстрацией на школьном ТВ;
- создание рекламного ролика о предстоящем концерте.

Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- участие в праздничных концертах в школе.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности:
В качестве диагностического материала может использоваться создание учащимся своего портфолио, в которое он включит и материалы о своём участии в школьных
концертах , участии в кружке как одном из личностных достижений.

Методы работы на занятиях: демонстрационный, игровой, словесный, метод наблюдений, метод упражнений. Программа предполагает проведение занятий вокалом в специально оборудованном музыкальном классе с ТСО, отвечающим современным условиям учебно-воспитательного процесса (компьютер, музыкальный центр, фортепиано, микрофоны).
Занятия строятся по вокальной методике:
Разогрев вокального аппарата:
- несколько дыхательных упражнений;
- небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный ( метод распевания учит готовить голосовой аппарат к пению и обеспечивает здоровье голоса).
2. Работа над правильным вокальным формированием звука:
- пение на одной ноте различных слогов;
- небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением их на различную высоту(данный метод позволяет приучать учащихся к культуре пения, развивает диапазон певца, что способствует расширению изучаемого репертуара)
3. Исполнение вокального произведения (исполнение песни учит детей ориентироваться на сцене, позволяет создавать различные музыкально-сценические образы, развивает исполнительские способности).


Содержание разделов программы.

Тема раздела: «Певческий голос» (18 ч.)

Занятие 1. Певческий голос. Собеседование. Организационное занятие. Объяснение целей и задач вокальных занятий.
Занятие 2. Певческий голос. Вводное занятие. Объяснение целей и задач занятий по программе 1 года обучения. Прослушивание детских голосов. Проверка уровня музыкальных способностей учащихся.
Занятие 3. Охрана певческого голоса. Инструкции по охране голоса. Беседа о строении голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Занятие 4. Охрана певческого голоса. «Запрещено во время пения». Беседа-игра по выполнению и соблюдению правил охраны голоса. Учащиеся рисуют рисунки на тему «Запрещено во время пения».
Занятие 5. Певческие голоса и их разновидности. Беседа о трёх видах певческих голосов: мужские – бас, баритон, тенор; женские– сопрано, меццо-сопрано, контральто; детские – дискант, сопрано, альт.
Занятие 6. Певческие голоса и их разновидности. Слушание разновидностей певческих голосов. Выполнение тестового задания «Определите тембр исполнителя» (Диск «Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Занятие 03. «Вокальная музыка»).
Занятие 7. Позиция и стойка вокалиста при пении. Беседа о соблюдении правил вокально-певческой установки корпуса во время пения (сидя и стоя) для правильной работы голосового аппарата. Основные положения корпуса и головы для сохранения необходимых качеств певческого звука и внешнего поведения певцов.
Занятие 8. Позиция и стойка вокалиста при пении. Упражнения на выработку правильной вокально-певческой установки корпуса во время пения стоя и сидя перед зеркалом. Разучивание попевки «Петь приятно и удобно» - сл.В.Степанова, муз. В.Кистеня.
Занятие 9. Позиция и стойка вокалиста при пении. Упражнения на выработку правильной вокально-певческой установки корпуса во время пения стоя и сидя под контролем педагога.
Занятие 10. Позиция и стойка вокалиста при пении. Тренировочные упражнения на выработку правильной вокально-певческой установки корпуса во время пения стоя и сидя. Закрепление.
Занятие 11. Здоровье и уход за голосом. Беседа «Как снять осиплость голоса». Рекомендации в случае заболевания голосовых связок. Рецепты для снятия осиплости голоса.
Занятие 12. Здоровье и уход за голосом. Беседа «Как восстановить голос». Рекомендации в случае заболевания голосовых связок. Рецепты для восстановления голоса.
Занятие 13. Подготовка вокалиста к пению. Теоретические инструкции. Беседа на тему «Подготовка вокалиста к пению». Разучивание специальных упражнений-разминок на снятие внутреннего напряжения, для ощущения психологической и физической раскованности певца: 1) Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц; 2) Для развития бокового зрения; 3) Для смачивания и размягчения голосовых связок; 4) Прочистка носоглоточной системы; 5) Для подготовки дыхательной системы; 6) Для разработки корня языка; 7) Для ощущения интонации; 8) Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков; 9) Скороговорки; 10) Пение на одном звуке.

Занятие 14. Подготовка вокалиста к пению. Практическое занятие - разминка. Выполнение упражнений: 1) Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц (повороты головы); 2) Для развития бокового зрения (повороты глаз вверх-вниз, вправо-влево, задача – увидеть во время вращений окружающие предметы); 3) Для смачивания и размягчения голосовых связок (упражнения «Шпага», «Пожовывание языка», «Бежит лошадка»); 4) Прочистка носоглоточной системы (Упражнение «Нюхаем цветок»); 5) Для подготовки дыхательной системы («Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», Заводим мотоцикл»); 6) Для разработки корня языка («Старички» - Кха-кха-кха, «Ворона» - Кар-кар-кар); 7) Для ощущения интонации («Ослик» - Й-а, «Крик в лесу» - А-у,; 8) Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков («Больной котёнок» - Мяу); 9) Скороговорки («По бревну бобры бредут» - проговаривание скороговорки с разной интонацией); 10) Пение на одном звуке («Андрей-воробей»).
Занятие 15. «Я - вокалист». Беседа - обобщение по теме «Певческий голос». Контрольные вопросы по изученному теоретическому материалу.
Занятие 16. «Я - вокалист». Контроль теоретического материала по теме «Здоровье и уход за голосом». Выполнение творческого задания «Здоровье и уход за голосом».
Занятие 17. «Я - вокалист». Практическое занятие. Закрепление знаний позиции и стойки вокалиста при пении и выполнение учащимися упражнений для подготовки вокалистов к пению. Исполнение попевки «Петь приятно и удобно» - сл.В.Степанова, муз. В.Кистеня.
Занятие 18. «Я - вокалист». Выполнение учащимися комплекса упражнений для подготовки вокалистов к пению. Упражнения проводятся под контролем педагога.

Тема раздела: «Дыхание» (14 ч.)

Занятие 19. Дыхание. Понятие дыхания как основы вокального искусства. Беседа о правильном дыхании, как основе вокально-хоровой техники. Дыхание - источник энергии для возникновения звука. Рассказ о работе дыхательной системы организма.
Занятие 20. Дыхание. Практическое занятие. Вокалисты должны научиться управлять диафрагмой. Петь на дыхании с опорой на диафрагму – развивать ощущение взаимосвязи дыхания (область брюшного пресса) и звуковой волны. Разучивание упражнений на ощущение диафрагмы. Упражнение «Березка».
Занятие 21. Дыхание и его разновидности. Рекомендации по развитию певческого дыхания. Беседа о различных типах певческого дыхания: ключичное (участвуют плечи), грудное (участвуют мускулы верхней части грудной клетки), нижнерёберное (расширяются нижние рёбра), диафрагмичное или брюшное (опускается диафрагма), как наиболее приемлемый вариант певческого дыхания. Краткое изложение основных элементов дыхательного комплекса.
Занятие 22. Дыхание и его разновидности. Беседа о важности дыхательных упражнений. Разучивание упражнений на дыхание. Упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания. Тренировка мышц диафрагмы (лёжа и в положении стоя).
Занятие 23. Медленный вдох и выдох. Практическое занятие – разучивание дыхательного упражнения «Медленный вдох и медленный выдох». Упражнения на развитие певческого дыхания в форме игры («Цветок», «Свеча», «Пароход»).
Занятие 24. Медленный вдох и выдох. Тренировочные упражнения. Закрепление знаний о дыхательном упражнении «Медленный вдох и выдох». Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи разученных упражнений.
Занятие 25. Быстрый вдох и выдох. Практическое занятие – разучивание дыхательного упражнения «Быстрый вдох и выдох». Упражнение «Животик» с выходом на звук.
Занятие 26. Быстрый вдох и выдох. Тренировочные упражнения. Закрепление знаний о дыхательном упражнении «Быстрый вдох и выдох». Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи разученных упражнений.
Занятие 27. Медленный вдох при пении. Упражнения на дыхание «Медленный вдох при пении» с позициями рук.
Занятие 28. Медленный вдох при пении. Тренировочные упражнения. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи разученных упражнений. Упражнение на выработку правильного певческого дыхания на примере русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».
Занятие 29. Быстрый вдох при пении. Упражнения на дыхание «Быстрый вдох при пении» с позициями рук. Упражнение на активное дыхание (их-их, эх-эх, ах-ах, ох-ох,ух-ух).
Занятие 30. Быстрый вдох при пении. Тренировочные упражнения. Отработка навыка правильного певческого дыхания при помощи разученных упражнений и на примере песни. «Ой, вставала я ранёшенько».
Занятие 31. Закрепление изученного. Контрольные вопросы на знание теоретического материала по теме «Дыхание». Беседа.
Занятие 32. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения. Закрепление и обобщение знаний о правильном дыхании, выполнение упражнений на развитие правильного певческого дыхания.

Тема раздела: «Звукообразование» (34 ч.)

Занятие 33. Звукообразование. Что такое звукообразование. Беседа о том, что значит «петь красиво». Правильное и неправильное положение рта при пении гласных.
Занятие 34. Звукообразование. Пение на одном звуке. Пение закрытым ртом звука «м», что помогает добиться правильного звукообразования. Пение гласных звуков (а,о,у.ы.и.э) на ноте соль. Певческая гласная основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок.
Занятие 35. Длинные звуки. Упражнение на выработку певческих гласных. Работа перед зеркалом. Упражнения на гласные: а, о, у. Игра «Морской прилив и отлив».
Занятие 36. Длинные звуки. Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения гласных звуков: а ,о ,у. Закрепление.
Занятие 37. Длинные звуки. Упражнения на гласные звуки: и, ы, э. Упражнение на выработку певческих гласных. Работа перед зеркалом. Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян).
Занятие 38. Длинные звуки. Тренировочные упражнения. Отработка навыка пения гласных звуков: и, ы, э. Закрепление.
Занятие 39. Короткие звуки. Упражнения на выработку певческих гласных (а,о,у, и,э) на нон-легато. Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян).
Занятие 40. Короткие звуки. Упражнения выработку певческих гласных (а,о,у, и,э) на стаккато. Разучивание песни «Песенка про гласные» (сл.В.Степанова, муз.Л.Абелян).
Занятие 41. Дыхание и выход на звук. Беседа о том, что певческая гласная основана на активной работе мышц дыхания и голосовых связок. Знакомство с упражнением «Дыхание и выход на звук».
Занятие 42. Упражнения на дыхание с выходом на звук. Пропевание упражнений на гласные звуки. Закрепление.
Занятие 43. Дыхание и выход на длинный звук. Упражнения на дыхание с выходом на длинный звук. Игра «Морской прилив и отлив».
Занятие 44. Дыхание и выход на длинный звук. Закрепление. Отработка навыка пения в упражнении «Дыхание и выход на длинный звук».
Занятие 45. Дыхание и выход на короткий звук. Упражнения на сочетание гласных: ай, ой. Отработка навыка дыхания с выходом на короткий звук.
Занятие 46. Дыхание и выход на короткий звук. Упражнения на сочетание гласных: эй, ый. Отработка навыка дыхания с выходом на короткий звук.
Занятие 47. Закрепление изученного. Тренировочные упражнения. Закрепление. Отработка навыка пения в изученных упражнениях на гласные звуки.
Занятие 48. Закрепление изученного. Проверочные упражнения. Контроль правильности выполнения учащимися упражнений на гласные звуки.
Занятие 49. Звукообразование. Контрольные вопросы на знание теоретического материала по теме «Звукообразование». Беседа.
Занятие 50. Звукообразование. Обобщение изученного материала. Выполнение упражнений на гласные звуки, пение закрытым ртом, на дыхание с выходом на звук под контролем педагога.
Занятие 51. Окончание звука. Беседа «Что такое филирование звука?» Упражнения на окончание звука.
Занятие 52. Окончание звука. Филирование звука на гласные: и, а, э, ы, о, у. Отработка навыка филирования звука в упражнениях на гласные звуки.
Занятие 53. Окончание звука. Упражнения на окончание звука. Отработка навыка филирования звука на «Упражнениях на гласные звуки для малышей» («Кукушка», «Курица», «Мотоцикл», «Козочка», «Кошечка», «Ёжик»).
Занятие 54. Окончание звука. Филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мы, мо, му.
Занятие 55. Опорный звук. Беседа «Опорный звук». Разучивание упражнения на ощущение устойчивого, сильного, плотного опорного звука (Упражнение «Приседэра»).
Занятие 56. Опорный звук. Упражнения на опорный звук стоя. Отработка навыка пения в упражнении на опорный звук в положении стоя.
Занятие 57. Опорный звук. Упражнения на опорный звук сидя. Отработка навыка пения в упражнении на опорный звук в положении сидя.
Занятие 58. Опорный звук. Упражнения на опорный звук с приседаниями, наклонами. Отработка навыка пения в упражнении на опорный звук с движениями тела.
Занятие 59. Атака звука. Практическое занятие. Упражнения на мягкую атаку звука (голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним).
Занятие 60. Атака звука. Практическое занятие. Упражнения на твердую атаку звука (голосовая щель плотно смыкается п6еред началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха).
Занятие 61. Атака звука. Практическое занятие. Упражнения на придыхательную атаку звука (неполное смыкание связок, когда происходит значительная утечка воздуха).
Занятие 62. Атака звука. Закрепление знаний видов атаки звука (мягкой, твёрдой и придыхательной) и применение этих знаний на практике в упражнениях и на примерах песен.
Занятие 63. Атака звука. Тренировочные упражнения. Отработка навыков пения в упражнениях на мягкую, твёрдую и придыхательную атаку звука и на примерах песен.
Занятие 64. Закрепление на тему «Звукообразование». Закрепление и обобщение знаний в вокальных упражнениях и на примерах песен.
Занятие 65. Контроль. Проверочные упражнения (пение гласных звуков: длинных и коротких звуков; упражнения на окончание звука; упражнения на опорный звук; упражнения на твёрдую, мягкую и придыхательную атаку). Тестирование на тему «Звукообразование».
Занятие 66. Обобщение по темам учебного года («Певческий голос», «Дыхание», «Звукообразование»). Подготовка к отчетному концерту.

Тема раздела: « Концертно-исполнительская деятельность» (4 ч.)

Занятия 67. 68. 69.Отчетные концерты учащихся. Урок-концерт для родителей, как результат, по которому оценивают работу коллектива. Отчётный концерт, на котором обязательно выступают все дети, и исполняется всё лучшее, что накоплено за весь год, позволяет более полно проявить полученные знания, умения, навыки за первый год обучения.
Занятие 70. Обобщение музыкальных впечатлений учащихся. Обмен мнениями и впечатлениями учащихся, обобщение их музыкальных впечатлений. Исполнение песен, полюбившихся детям. Проверка уровня музыкальных способностей учащихся.



Учебно-тематическое планирование «Вокальный ансамбль»

для 1-4 классов


Тема занятия
Общее кол-во часов
Теория
Практика


Раздел 1: Певческий голос.
18
9
9

1 2
Певческий голос. Вводное занятие. Собеседование.
2
1
1

3 4
Охрана певческого голоса. Инструкции по охране певческого голоса. «Запрещено во время пения».
2
1
1

5
6
Певческие голоса и их разновидности. Слушание разновидностей певческих голосов.
2
1
1

7
8
9
10
Позиция и стойка вокалиста при пении. Упражнения перед зеркалом. Упражнения под контролем педагога. Тренировочные упражнения. Закрепление.
4
1
3

11
12
Здоровье и уход за голосом. «Как снять осиплость голоса». «Как восстановить голос».
2
2


13
14
Подготовка вокалиста к пению. Теоретические инструкции. Разминка.
2
1
1

15
16
17
18
«Я - вокалист». Контроль по теме «Певческий голос». Контроль теоретического материала по теме «Здоровье и уход за голосом». Практическое занятие. Закрепление.
4
2
2


Раздел 2: Дыхание.
14
3
11

19
20
Дыхание. Понятие дыхания как основы вокального искусства. Упражнение «Березка».
2
1
1

21
22
Дыхание и его разновидности. Упражнения на дыхание. Рекомендации по развитию певческого дыхания.
2
1
1

23
24
Медленный вдох и выдох. Упражнения на развитие певческого дыхания. Тренировочные упражнения.
2

2

25
26
Быстрый вдох и выдох. Упражнение «Животик» с выходом на звук. Тренировочные упражнения.
2

2

27
28
Медленный вдох при пении. Упражнения на дыхание с позициями рук. Тренировочные упражнения.
2

2

29
30
Быстрый вдох при пении. Упражнения на дыхание с позициями рук. Тренировочные упражнения.
2

2

31
32
Закрепление изученного. Контроль теоретического материала по теме «Дыхание». Тренировочные упражнения.
2
1
1


Раздел 3: Звукообразование.

34
6
28

33
34
Звукообразование. Что такое звукообразование. Пение на одном звуке.
2
1
1

35
36
37
38
Длинные звуки. Упражнения на гласные: а, о, у, и, ы, э. Тренировочные упражнения. Закрепление.
4

4

39
40
Короткие звуки. Упражнения на нон-легато. Упражнения на стаккато.
2

2

41
42
Дыхание и выход на звук. Упражнения на дыхание с выходом на звук. Закрепление.
2
1
1

43
44
Дыхание и выход на длинный звук. Упражнения на дыхание с выходом на длинный звук.
2

2

45
46
Дыхание и выход на короткий звук. Упражнения на сочетание гласных: ай, ой, эй, ый.
2

2

47
48
Закрепление изученного. Тренировочные упражнения. Проверочные упражнения.
2

2

49
50
Звукообразование. Контроль теоретического материала. Упражнения под контролем педагога.
2
1
1

51
52
53
54
Окончание звука. Упражнения на окончание звука. Филирование звука на гласные: и, а, э, ы, о, у. филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мы, мо, му.
4
1
3

55
56
57
58
Опорный звук. Упражнения на устойчивый, сильный, плотный опорный звук. Упражнения на опорный звук стоя. Упражнения на опорный звук сидя. Упражнения на опорный звук с приседаниями, наклонами.
4
1
3

59
60
61
Атака звука. Упражнения на мягкую атаку звука. Упражнения на твердую атаку звука. Упражнения на придыхательную атаку звука.
3

3

62
63
Атака звука. Закрепление. Тренировочные упражнения.
2

2

64
Закрепление на тему «Звукообразование».

1

1

65
Контроль. Проверочные упражнения. Тестирование.

1
1


66
Обобщение по темам учебного года. Подготовка к отчетному концерту.


1

1


Раздел 4: Концертно-исполнительская деятельность
2

2

67
Отчетный концерт учащихся.
1

1

68
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся.
1

1


Итого:
68
18
50

















Учебно-тематическое планирование «Вокальный ансамбль»

для 5-10 классов


Тема занятия
Общее кол-во часов
Теория
Практика


Раздел 1: Певческий голос.
18
9
9

1 2
Певческий голос. Вводное занятие. Собеседование.
2
1
1

3 4
Охрана певческого голоса. Инструкции по охране певческого голоса. «Запрещено во время пения».
2
1
1

5
6
Певческие голоса и их разновидности. Слушание разновидностей певческих голосов.
2
1
1

7
8
9
10
Позиция и стойка вокалиста при пении. Упражнения перед зеркалом. Упражнения под контролем педагога. Тренировочные упражнения. Закрепление.
4
1
3

11
12
Здоровье и уход за голосом. «Как снять осиплость голоса». «Как восстановить голос».
2
2


13
14
Подготовка вокалиста к пению. Теоретические инструкции. Разминка.
2
1
1

15
16
17
18
«Я - вокалист». Контроль по теме «Певческий голос». Контроль теоретического материала по теме «Здоровье и уход за голосом». Практическое занятие. Закрепление.
4
2
2


Раздел 2: Дыхание.
14
3
11

19
20
Дыхание. Понятие дыхания как основы вокального искусства. Упражнение «Березка».
2
1
1

21
22
Дыхание и его разновидности. Упражнения на дыхание. Рекомендации по развитию певческого дыхания.
2
1
1

23
24
Медленный вдох и выдох. Упражнения на развитие певческого дыхания. Тренировочные упражнения.
2

2

25
26
Быстрый вдох и выдох. Упражнение «Животик» с выходом на звук. Тренировочные упражнения.
2

2

27
28
Медленный вдох при пении. Упражнения на дыхание с позициями рук. Тренировочные упражнения.
2

2

29
30
Быстрый вдох при пении. Упражнения на дыхание с позициями рук. Тренировочные упражнения.
2

2

31
32
Закрепление изученного. Контроль теоретического материала по теме «Дыхание». Тренировочные упражнения.
2
1
1


Раздел 3: Звукообразование.

34
6
28

33
34
Звукообразование. Что такое звукообразование. Пение на одном звуке.
2
1
1

35
36
37
38
Длинные звуки. Упражнения на гласные: а, о, у, и, ы, э. Тренировочные упражнения. Закрепление.
4

4

39
40
Короткие звуки. Упражнения на нон-легато. Упражнения на стаккато.
2

2

41
42
Дыхание и выход на звук. Упражнения на дыхание с выходом на звук. Закрепление.
2
1
1

43
44
Дыхание и выход на длинный звук. Упражнения на дыхание с выходом на длинный звук.
2

2

45
46
Дыхание и выход на короткий звук. Упражнения на сочетание гласных: ай, ой, эй, ый.
2

2

47
48
Закрепление изученного. Тренировочные упражнения. Проверочные упражнения.
2

2

49
50
Звукообразование. Контроль теоретического материала. Упражнения под контролем педагога.
2
1
1

51
52
53
54
Окончание звука. Упражнения на окончание звука. Филирование звука на гласные: и, а, э, ы, о, у. филирование звука на слоги: ми, ма, мэ, мы, мо, му.
4
1
3

55
56
57
58
Опорный звук. Упражнения на устойчивый, сильный, плотный опорный звук. Упражнения на опорный звук стоя. Упражнения на опорный звук сидя. Упражнения на опорный звук с приседаниями, наклонами.
4
1
3

59
60
61
Атака звука. Упражнения на мягкую атаку звука. Упражнения на твердую атаку звука. Упражнения на придыхательную атаку звука.
3

3

62
63
Атака звука. Закрепление. Тренировочные упражнения.
2

2

64
Закрепление на тему «Звукообразование».

1

1

65
Контроль. Проверочные упражнения. Тестирование.

1
1


66
Обобщение по темам учебного года. Подготовка к отчетному концерту.


1

1


Раздел 4: Концертно-исполнительская деятельность
4

4

67
Отчетный концерт учащихся.
3

3

68
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся.
1

1


Итого:
70
18
52



























15