Технологическая карта урока технологии Интерьер и планировка кухни-столовой
Название номинации: Технологические карты учебных занятий и внеурочных мероприятий в общеобразовательных учреждениях
Название работы: Технологическая карта урока в 5 классе «Интерьер и планировка кухни-столовой»
Автор :
ФИО: Рахматуллина Алсу ГабдракиповнаМесто работы: МБОУ «Кадряковская ООШ»
Должность: учитель
Стаж: 13 лет
Категория: первая
Преподаваемый предмет: технология
Адрес: РТ, Мензелинский район, с.Кадряково, ул.Кирова, д.1
Телефон: 9274674789
Учебный предмет: технология
Класс: 5
Тема урока: Интерьер и планировка кухни-столовой.
Место урока: Раздел «Технология домашнего хозяйства»
Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок-путешествие)
Цели урока:
Предметные:
дать начальное представление об интерьере дома, о кухне, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник.
познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.
познакомить с цветовым решением кухни.
Метапредметные:
развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
мыслительные операции – сравнение, классификация.
Личностные:
Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса;
Формирование сознательного подхода к выбору профессии.
Задачи урока:
Раскрыть понятия интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник.
Ознакомить с требованиями к интерьеру (эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими).
Ознакомить с оборудованием кухни, её функциональными зонами, типами планировки кухни.
Дать представления о цветовом решении кухни, использовании современных материалов в её отделке, о декоративной отделке кухни.
Обучить выполнению эскизов кухни.
Методическое оснащение урока
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран
2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме.
3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.
Автор УМК: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2012.
Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, шаблоны оборудования кухни, карточки с заданиями, карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Структура и ход урока:
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
Организационный момент
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
- Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение?
Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.
Коммуникативные
умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем
Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
- Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную обстановку, уют, комфорт, удобство.
- Что вы представили?
- Всем нам хочется проводить свой день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.
- Ребята, где нам больше всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?
-Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».
- Скажите, из скольких помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?
- Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?
- Сегодня мы будем с вами рассматривать комнату в квартире, где всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Иными словами, хорошая кухня всегда притягивает к себе. А значит - следует оформить ее грамотно, чтобы еще сильнее подчеркнуть красоту этого помещения в доме.
- Ребята, а как ее оживить?.. Как создать вместо унылого зрелища красоту, стиль и комфорт?
- Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.
- Что необходимо знать, оформляя помещение?
Учитель выслушивает версии детей.
-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос? В чём проблема? Предполагаемые ответы:
Удобное расположение мебели, современная бытовая техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.
Дома
Предполагаемые ответы:
Прихожая, большая комната, кухня, спальни.
Кухня
Высказывают свои предположения
Высказывают свои предположения
Высказывают свои мнения
Высказывают свои версии Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Познавательные:
Строить высказывания в устной форме.
Личностные
участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Регулятивные
умение определять цель деятельности на уроке/
Постановка цели
Цель этапа:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Вы готовы узнать все секреты оформления комнаты, а в частности кухни?
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 1)
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Ответы детей
Формируют тему и цель урока
Ответы детей
Познавательные
формирование логических действий
Регулятивные
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
Построение
проекта выхода
из затруднения
Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме
Задание: Нужно сформулировать, что такое интерьер, стиль.
Предлагается вниманию учеников шуточное стихотворение Дмитрия Усынина на слайде 2
- Ребята, как вы думаете, все ли так необходимо на кухне как написано в этом стихотворении?
Делаем модель Фрейер и определяем обязательные и необязательные характеристики кухни. Так как на данный момент это понимают дети.
- У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение? Слайд 3
- Вы молодцы! Проделали такую хорошую работу! А давайте мы с вами посмотрим какие требования предъявляются к интерьеру кухни. Слайды 4-5
Нет
Работают в группах на модели. От каждого ученика должен быть один ответ по характеристикам.
Отвечают на вопросы учителя
Предполагаемый ответ учащихся:
Интерьер – это расстановка мебели, техники, картин, цветов, освещение, и т.д.Предполагаемые ответы:
Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;
осваивать культуру общения, слушать товарища.
Познавательные:
постановка и решение проблемы.
Личностные
учиться понимать точку зрения другого.
Физкультминутка
Цель этапа: снятие напряжения
Предлагаю немного отдохнуть.
Выполняют гимнастику Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.- Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?
- Оформление кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?
- Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на плане.
- Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.
Предлагает работу с учебником
п.3.
«Варианты размещения мебели на кухне»
- Какие существуют варианты размещения мебели и от чего они зависят?
- Вы справились и с этим заданием. Вы такие молодцы.
Слайд 14
Задание: Определить рабочий треугольник кухни (работа по учебнику)
- Как вы думаете, как необходимо правильно расставить мебель на кухне?
- Чтобы знать, как правильно расположить мебель на кухне я предлагаю опять обратиться к нашему помощнику – книге.
-Для чего необходимо соблюдать рабочий треугольник на кухне? Предполагаемый ответ:
Определиться с местом их расположения. Распланировать.
Ответы учеников. Версии.
Рассматривают план на слайде 6-13
Работают с учебником.
Ответы по увиденному материалу.
Ответы учеников.
Ответы учащихся
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осваивать культуру общения, слушать товарища.
Личностные
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Первичное закрепление. Рефлексия
Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме, определиться с оценкой
Задание: Закончи предложение (слайд 15)
Интерьер - это расстановка …
Стиль интерьера – это оформление помещения ….
Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная….
Рабочий треугольник – это размещение мебели ….
В интерьере цветовое решение является одним из правил оформления помещения, потому, что оно создает….
Интерьер на кухне можно создать с помощью ….
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-Какая проблема перед нами стояла?
- Смогли мы её решить?
Сформулируйте вывод.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного запомнили?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?
Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений.
- Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение?
- Спасибо за урок!
Учитель выставляет оценки за урок.
Выполняют задание
Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.
Формулируют вывод.
Отвечают на вопросы учителя
Показывают
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осваивать культуру общения, слушать товарища.
Личностные
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
адекватная самооценка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2012. – 192 с.:ил.
2. Н.В.Синица. Технологии ведения дома: 5 класс :методическое пособие. М.:Вентана-Граф, 2015.
Стихи о кухне. http://www.kuharka.ru/talk/noeat/anekdots/6656.html
Интерьер кухни, фотографии
http://www.chaoslend.ru/design/kitchen.html