Урок по технологии на тему: Интерьер и планировка кухни-столовой

СЦЕНАРИЙ УРОКА




Учебный предмет: технология
Класс: 5
Автор УМК: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2012.
Тема урока: «Интерьер и планировка кухни-столовой».
Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок-путешествие)
Цели урока:
Предметные:
дать начальное представление об интерьере дома, о кухне;
познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.
познакомить с цветовым решением кухни.
Метапредметные:
развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
мыслительные операции – сравнение, классификация.
Личностные:
Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса;
Формирование сознательного подхода к выбору профессии.
Методическое оснащение урока
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран
2.Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, карточки с заданиями.
3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,
Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, шаблоны оборудования кухни, карточки с заданиями, карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.





Структура и ход урока:
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся

УУД

Время
(в мин.)

Мотивация к деятельности
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
Слайд 2.
- Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению.



(Детям раздаются лучики, которые они прикрепляют к тому смайлику, который подходит к его настроению)

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.








Коммуникативные
умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем













2

Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии



- Ребята, закройте глаза. Представьте себе благоприятную обстановку, уют, комфорт, удобство.

- Что вы представили?









- Всем нам хочется проводить свой день в удобных для нас условиях. Окружающая нас обстановка оказывает непосредственное влияние на наше настроение, самочувствие и общее психологическое здоровье.

- Ребята, где нам больше всего хочется расслабиться, отдохнуть со своей семьей, забыть на время про все свои проблемы, трудности?

-Конечно же, дома. Не зря говорится в народе: «Мой дом – моя крепость».

- Скажите, из скольких помещений состоят наши квартиры, в том числе и однокомнатные?


- Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?

- Сегодня мы будем с вами рассматривать комнату в квартире, где всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Иными словами, хорошая кухня всегда притягивает к себе. А значит - следует оформить ее грамотно, чтобы еще сильнее подчеркнуть красоту этого помещения в доме.

- Ребята, а как ее оживить?.. Как создать вместо унылого зрелища красоту, стиль и комфорт?

- Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.

- Что необходимо знать, оформляя помещение?

Учитель выслушивает версии детей.
-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос? В чём проблема?
Предполагаемые ответы:
Удобное расположение мебели, современная бытовая техника, тихий семейный ужин, любимые цветы, компьютер, мурлыкающий кот, чистота и порядок, любимая музыка, телевизор и т.д.






Дома



Предполагаемые ответы:
Прихожая, большая комната, ванная и туалет, кухня, балкон или лоджия.

Кухня










Высказывают свои предположения






Высказывают свои предположения
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Познавательные:
Строить высказывания в устной форме.




Личностные
участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные
умение определять цель деятельности на уроке/









5

Постановка цели
Цель этапа:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели













- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Чтобы узнать все секреты оформления комнаты, а в частности кухни, мы с вами отправимся в путешествие на автобусе в страну (показывает карту)
Слайд 3
- Сформулируйте тему урока.
- Как вы думаете, какова будет цель нашей поездки?

- Чтобы мы с вами не заблудились, у нас имеется путевой дневник. Слайд 4. Останавливаясь на различных остановках и выполняя задания, мы с вами узнаем много нового. Когда мы справимся со всеми заданиями, только тогда достигнем цели.
Итак, отправляемся в путешествие?









Ответ хором
«Интерьерия»

Формируют тему и цель урока




Да








Познавательные
формирование логических действий
Регулятивные
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение сотрудничать в совместном решении проблемы.






3

Построение
проекта выхода
из затруднения
Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме






Звучит сигнал отправления автобуса.
- Первая остановка – «Сформулируйка». Слайд 5.
Задание: сформулируйте, что такое интерьер, стиль. Слайд 6

Предлагает работу по слайду презентации.
Слайд 7. Показ на слайде интерьер кухни
- Что мы видим?
- Чем они отличаются?

- У нас у каждого в помещениях имеется своя мебель, бытовая техника, свое декоративное оформление, своя цветовая гамма. Но ведь наличие всего этого имеет определенное название, определение. Как вы думаете, что это за название и дайте ему определение?



- Как вы думаете, с какого времени берет свое начало интерьер. Когда начали его создавать люди?


- Все ли мы одинаково оформляем свои помещения, расстанавливаем мебель и т.д. и почему?

- Ребята, как вы думаете, что такое стиль.





- Каждый стиль имеет определенные характеристики, присущие лишь ему. Давайте с вами выясним, какие бывают стили. Слайд 8



Слайд 9. Показ на слайде интерьер помещений
Предлагает работу по слайду презентации.

- Скажите, чем отличается одно помещение от другого и какое помещение оформлено более удачно?
- Обратите внимание на разные стили помещения. Чем принято украшать помещение в квартире?





- Первое задание мы с вами преодолели. Едем дальше.

Гудок автобуса. Следующая остановка «Планировка» Слайд 10
Задание (карточки): Работа по вариантам. Определить вариант размещения оборудования, мебели на кухне? Слайд 11.

- Понятно, что ни одна кухня не представляет свое присутствие без мебели и оборудования. А как она должна быть расставлена?








- Оформление кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?



- Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на плане.

- Давайте выясним, как можно размещать мебель на кухне.

Предлагает работу с учебником «Варианты размещения мебели на кухне» Слайды 12-16

- Какие существуют варианты размещения мебели и от чего они зависят?

Предлагает выполнить задание по карточкам (Приложение №1)

- Вы справились с препятствием. Отправляемся дальше.

Гудок автобуса. Остановка «Рабочий треугольник». Слайд 17
Задание: Определить рабочий треугольник кухни (работа по слайду презентации)
Слайд 18

- Как вы думаете, как необходимо правильно расставить мебель на кухне?
- Чтобы знать, как правильно расположить мебель на кухне я предлагаю опять обратиться к нашему помощнику – книге. Слайд 19

- Для чего необходимо соблюдать рабочий треугольник на кухне?

- Теперь попробуем выполнить задание. Внимание на экран. Слайд 20

Гудок автобуса. Следующая остановка называется «Цветовик».
Слайд 21
Задание (карточки). Работа по вариантам. Создайте красивый интерьер кухни с помощью цветового решения. Слайд 22

- Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные. Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые. Внимание на экран, все вместе вспоминаем и проговариваем правильный ответ. Слайд 23

- Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите цветные карандаши и выполните задание. (Приложение №2)





Отвечают на вопросы учителя


Предполагаемый ответ учащихся:
Интерьер – это расстановка мебели, техники, картин, цветов, освещение, и т.д.
Ранее подготовленный ученик рассказывает историю интерьера

Отвечают на вопрос

Предполагаемый ответ:
Стиль – это оформление помещения в определенном вкусе.

Ранее подготовленные ученики рассказывают про виды стилей интерьера



Отвечают на вопрос

Предполагаемые ответы:
Картины, статуэтки, цветы, вазы, шторы, настенные рисунки, мозаика, подсветка и т.д.




Предполагаемые ответы:
Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.

Предполагаемый ответ:
Определиться с местом их расположения. Распланировать.








Работа с учебником


Отвечают на вопрос учителя

Выполняют задание








Высказывают свои предположения.

Работа с учебником

Отвечают на вопрос учителя


Выполняют задание










Работают по слайду презентации

Высказывают свои предложения

Выполняют задание
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;
осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:
постановка и решение проблемы.

Личностные
учиться понимать точку зрения другого.







15

Физкультминутка
Цель этапа: снятие напряжения с глаз.



Гудок автобуса..Следующая остановка «Физминутка» Слайд 24

Предлагает немного отдохнуть.
Разминка для глаз (приложение№3)
Гудок автобуса.
Выполняют гимнастику
Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.



2

Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися знаний по теме











И у нас следующая остановка «Закрепляйка» Слайд 25
Слайд 26 Задание: Закончи предложение
Интерьер - это расстановка
Стиль интерьера – это оформление помещения .
Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная.
Рабочий треугольник – это размещение мебели .
В интерьере цветовое решение является одним из правил оформления помещения, потому, что оно создает.
Интерьер на кухне можно создать с помощью .

- Мы приближаемся в страну «Интерьерия»!




Выполняют задание




Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
осваивать культуру общения, слушать товарища.
Личностные
умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.








5

Применение знаний и формирование умений и навыков
Практическая работа «Планировка кухни»
Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)



Гудок автобуса Остановка «Дизайнер». Слайд 27
Слайд 28 Задание (карточки): К вам поступило от частных лиц сразу три заказа на размещение оборудования кухни. Каждая из них имеет индивидуальные размеры: прямоугольную, квадратную и вытянутую. А окно и двери располагаются практически одинаково.
Ваша задача - схематично на плане показать размещение однорядного, двухрядного и углового оборудования. Свой выбор необходимо обосновать. (Работа по группам)
Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш, линейка.

- Ребята, представьте себя в роле дизайнера и выполните это задание. (Приложение №4)






Самостоятельная работа учащихся.

Обосновывают свой выбор.
Коммуникативные:
строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.
Личностные
учиться понимать точку зрения другого, работая в группе.






8

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
























Гудок автобуса. Слайд 29

- Наше путешествие закончилось. Мы с вами приехали в страну «Интерьерия», а это значит, вы знаете все основные секреты, которыми следует руководствоваться при оформлении помещения и даже выступили в роли дизайнера интерьера. Но в этой стране нас ждёт много нового и интересного.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла?
- Смогли мы её решить?
- Сформулируйте вывод.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного запомнили?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений. Слайд 30
- Покажите (с помощью большого пальца - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) какое у вас настроение?
- Спасибо за урок! Слайд 31
Учитель выставляет оценки за урок.




Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.
Формулируют вывод.
Отвечают на вопросы учителя





Показывают




Регулятивные
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.



















5








Приложение№1
Вариант размещения оборудования на кухне
(работа по карточке)
Карточка №1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Карточка №2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Карточка № 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Карточка №4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]























Приложение №2
Цветовое решение в интерьере

(работа по карточке)
Карточка №1

Карточка №2




Карточка №3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Карточка №4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Карточка №5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Карточка №6

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Карточка №7


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Карточка №8

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Карточка №9

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


















Карточка №10


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Приложение№3


ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
(КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ)

1. Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и спокойно сосчитать до 5. (Повторить упражнение 4–5 раз).
2. Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, сосчитать до 5. (Повторить упражнение 4–5 раз).
3. Вытянуть правую руку вперед. Медленно двигать указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следить за ним глазами. Голову держать неподвижно. (Повторить упражнение 4–5 раз).
4. Вытянуть руку вперед, слегка согнув ее в локте. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, сосчитать до 4, затнм перевести взгляд вдаль, сосчитав до 6. (Повторить упражнение 4–5 раз).
5. Сделать в среднем темпе 3–4 круговых движения глазами вправо, столько же - влево. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль и сосчитать до 6. (Повторить упражнение 1–2 раза).





















Приложение № 4
Размещение оборудования на кухне













дверь

дверь

Окно

балкон

балкон

Окно

балкон

Окно

дверь



Как разместить кухню: угловое решениеКак разместить мебель на кухне: островРисунок 115