План-конспект урока по технологии на тему Интерьер и планировка кухни-столовой

конспект урока по технологии в 5 классе на тему
«Интерьер и планировка кухни-столовой»
Раздел: Оформление интерьера
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Авторы УМК: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Цель: организовать деятельность обучающихся по приобретению умений планировки кухни
Задачи:
- раскрыть понятия интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник;
- ознакомить с требованиями к интерьеру;
- ознакомить с оборудованием кухни, ее функциональными зонами, типами планировки кухни;
- дать представление о цветовом решении кухни, использовании современных материалов в ее отделке, о декоративном оформлении кухни;
- обучить выполнению замеров кухни;
- обучить приемам планировки кухни в масштабе 1:20 с учетом принципа «рабочего треугольника».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: интерьер, планировка, функциональные зоны, рабочий треугольник
Планируемые результаты
Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, эстетических чувств.
Метапредметные:
Регулятивные: создание эмоционального настроя на урок; принятие учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля и оценивания своих действий по результату.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме; поиск и выделение нужной информации в учебнике; умение анализировать рисунки; формулирование ответов на вопросы; осуществление поиска информации из опыта.
Коммуникативные: умение слушать друг друга; взаимодействие с учителем и другими учениками; владение диалоговой формой речи; формулирование своего мнения, прислушивание к мнению других.
Предметные:
учащиеся должны знать: требования к интерьеру кухни; варианты планировки кухни; способы размещения оборудования.
учащиеся должны уметь: выполнять план кухни в масштабе 1 : 20
Оборудование: Проектор, компьютер
Образовательные ресурсы: учебник по технологии 5 класс, презентация «Интерьер и планировка кухни-столовой», шаблоны кухонного оборудования и мебели в масштабе 1 : 20, план кухни в масштабе 1 : 20, карандаш, линейка, цветная бумага, клей-карандаш.
Ход урока
1.Мотивация к деятельности
Деятельность учителя. Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на учебную деятельность
Деятельность учащихся. Слушают, настраиваются к учебной деятельности
Формируемые УУД: Регулятивные: создание эмоционального настроя на урок
2.Актуализация знаний
Деятельность учителя. Отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,  Мне без неё не жить ни дня.  В него стремлюсь всегда и всюду,  К нему дорогу не забуду.  Я без него дышу с трудом,  Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)
Все мы с вами после учебы, работы возвращаемся домой. Дома мы отдыхаем, выполняем какие-то дела, встречаемся с друзьями, занимаемся любимым делом и чтобы чувствовать себя комфортно, должны создать соответствующий интерьер. Еще загадка.
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном (кухня).
Именно здесь члены семьи проводят много времени, а хозяйки больше всех.
Как вы догадались, тема нашего урока: «Интерьер и планировка кухни столовой» (слайд 1). (см. презентацию Приложение 2)
Деятельность учащихся. Отгадывают загадки, высказывают свои определения, формулируют тему урока.
Формируемые УУД: Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности. Регулятивные: принятие учебной задачи. Коммуникативные:
умение слушать друг друга. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.
3.Изучение нового материала
Деятельность учителя: рассказ-беседа с использованием объяснительно-иллюстративного метода (информационные образовательные технологии).
Интерьер – это французское слово, и в переводе означает «внутренний», т.е. внутренний мир дома (слайд 2,3).
Интерьер – это оформление помещения в определенном художественном стиле, а также внутренний вид помещения.
Частью интерьера являются пол, стены, потолок, мебель, светильники, ковры, занавеси, вазы, картины, комнатные растения.
Для того чтобы дом был уютным и комфортным для каждого члена семьи, специалисты-дизайнеры предъявляют к интерьеру ряд требований.
А какие требования, вы узнаете, прочитав учебник на стр. 10-11. Предложите свои примеры.
Требования к интерьеру (слайд 4)
1.Эргономические (удобство: высота выключателей, вешалок, полок);
2.Санитарно-гигиенические (чистота, комфорт, хорошая освещенность, шумоизоляция);
3.Эстетические (уют, красота: цветовое решение, художественное оформление, комнатные растения).
Квартира, дом обычно состоит из прихожей, кухни, санузла, гостиной, спальни. Возможны и другие варианты: кабинет, библиотека, детская. А бывает наоборот: общая комната может служить гостиной, столовой, детской и спальней.
Необходимо помнить, что в любом жилом помещении можно и нужно создать условия для полноценной жизни каждого члена семьи.
Планировка кухни
С интерьером тесно связано понятие «планировка» - разделение пространства на отдельные части, имеющие разное назначение (слайд 5).
Кухня – это помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.
Планировать кухню означает располагать в ней в соответствии с определенным планом кухонную мебель и оборудование.
Кухня, как любое другое помещение, имеет зоны.
- На какие зоны можно разделить кухню?
(зона приготовления пищи и зона обеденная).
- Что характерно для зоны приготовления пищи? Без чего нельзя приготовить пищу? (мойка, плита, холодильник, стол для первичной обработки и нарезки продуктов, навесные шкафы для хранения кухонной посуды и инвентаря, вытяжка, посудомоечная машина и т.д.) (слайд 6).
- А что характерно для столовой зоны? (слайд 7) (обеденный стол и стулья).
- Скажите, какое расстояние, по вашему мнению, приходится проходить по кухне хозяйке за день (большое).
Поэтому, чтобы как можно меньше затрачивалось сил и времени на приготовление пищи, расстановка мебели и оборудования должна происходить по принципу «рабочего треугольника» (слайд 8).
«Рабочий треугольник» – это положение мойки, плиты и холодильника. Он должен быть как можно меньше.
Варианты планировки кухни
В зависимости от планировки кухни и ее размеров мебель и оборудование можно установить в один ряд, под углом или в два ряда.
Варианты планировки кухни: линейная, угловая, параллельная, П-образная (слайд 9).
Линейная планировка (слайд 10). Подходит для узкого помещения. Занимает мало места. Ее хорошо дополнят навесные шкафы.
Угловая планировка (слайд 11). Вдоль двух смежных стен. Используется для квадратного помещения. Позволяет рационально разместить оборудование и обеденный стол.
Параллельная планировка (слайд 12). Вдоль двух противоположных стен. Рекомендуется для вытянутых, удлиненных помещений.
П-образная (слайд 13). Вдоль трех стен кухни. Уместно для больших помещений, поэтому встречается редко.
Цветовое решение кухни (слайд 14,15)
Создать красивый интерьер кухни-столовой можно с помощью цветового решения – подбора сочетающихся друг с другом по цвету предметов убранства, мебели, окраски стен, дверей и т.д.
Светло- желтые кухни. Многие хозяева и дизайнеры согласны с тем, что именно светло-желтый оттенок подходит для оформления интерьера. Это довольно дружелюбный тон, который позволяет создать позитивное настроение. В то же время, в такую кухню можно поместить самое разное оборудование, выполненное в любом стиле. Если окна выходят на северную сторону.
Белые кухни. Белый самый нейтральный и самый простой цвет кухни. Белый, как известно, символизирует ясность, современность и чистоту. Белый интерьер обычно вызывает омолаживающий эффект, а в дизайне интерьера это символ начала чего-то нового.
Желтые кухни. Более насыщенные желтые оттенки, как на представленном фото, помогают воссоздать атмосферу традиционной классической кухни.
Коричневые кухни. Коричневый приятный цвет, который ассоциируется с зарождением природы.
Красные кухни. Конечно, не каждый решится на такое смелое оформление. Но если вы желаете, чтобы в вашей кухне засветилась искра и закипела страсть, обратите внимание на этот вариант. Данное решение особенно актуально в том случае, если в кухне много темных элементов. Красный это модно. Хороший вариант для кухонь с обилием современной техники.
Зеленые кухни. Зеленый оттенок можно назвать несколько волшебным. Взгляните на это фото, и вы сами в этом убедитесь. Ощущается приятная загородная атмосфера.
Голубые кухни. Данный оттенок едва ли можно назвать лучшим в этом списке. Считается, что голубой/синий снижает аппетит.
- Кому какая кухня больше понравилась? Почему?
Декоративное оформление кухни (слайд 16,17)
Интерьер кухни может быть оформлен в каком-либо стиле. Стиль - совокупность признаков, черт, приемов, отличающих какую-либо вещь, предмет на фоне аналогичных и образующих их суть.
Деревенский стиль (кантри, прованс). Короткие ситцевые шторы в мелкую клеточку или цветочек, расписные разделочные доски и подносы, соломенные сухарницы, прихватки из лоскутов.
Хай-тек большое количество металла, хрома и других самых современных материалов, а также наличие прямых линий. Может отлично вписаться мебель с модифицированным уровнем, изогнутые металлические трубки и вращающиеся сиденья.
Этно-стиль (этнический) создание интерьера с использованием национальных традиций, колорита и обычаев, свойственных какому-либо одному народу.
Классический – массивная деревянная мебель с резными украшениями, витражами, наборами столовой посуды.
Модерн – глянцевые и гладкие фасады, ровные поверхности, дополнительное освещение, ассиметричные детали, минимальное количество аксессуаров, наличие современной техники и бытовых приборов, наличие пластиковых, металлических и стеклянных элементов.
Минимализм - много воздуха, света и грамотное зонирование пространства, лаконичная и функциональная мебель в едином стиле, минимум декора, цвета и текстур, встроенная бытовая техника.
- Какой стиль вам больше понравился?
На кухне должно быть особенно чисто. Поэтому все поверхности на кухне должны иметь гигиеничные, легко моющиеся покрытия. Рабочую поверхность стен, так называемый «фартук», выкладывают керамической плиткой или отделывают стеновыми панелями. Пол кухни можно покрыть специальной напольной плиткой, застелить линолеумом или влагостойким ламинатом. Обои лучше выбрать влагостойкие, моющиеся.
Вот мы и познакомились с интерьером и планировкой кухни-столовой. Теперь нам предстоит выполнить практическую работу №1 на стр.19
Деятельность учащихся: работа с учебником по выявлению требований к интерьеру; слушают учителя, фиксируют основные понятия в рабочую тетрадь; отвечают на вопросы, высказывая свои суждения.
Формируемые УУД: Личностные: расширение имеющихся знаний по теме;
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля по результату;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и другими учениками; владение диалоговой формой речи;
Познавательные: поиск и выделение нужной информации в учебнике; умение анализировать рисунки; формулирование ответов на вопросы; осуществление поиска информации из опыта.
4.Практическая работа №1 «Планировка кухни»
Деятельность учителя. Вводный инструктаж
Для выполнения практической работы нам понадобится рабочая тетрадь, карандаш, линейка, цветная бумага, клей карандаш, ножницы, фломастеры. Во время работы соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.
Текущий инструктаж
1)В рабочей тетради построим план кухни в масштабе 1:20. Например, длина кухни 300см, ширина 220 см. Поскольку выбран М 1:20, эти параметры нужно разделить на 20. Получится, что в тетради надо отложить:
300 : 20 = 15 см – длина кухни;
220 : 20 = 11 см – ширина кухни.
2)На плане (в полученном прямоугольнике) нужно обозначить, где будут располагаться дверь и окно. Например, дверь шириной 80 см (на плане 80 : 20 = 4 см) находится в углу кухни, а окно шириной 160 см (на плане 160 : 20 = 8 см) – напротив двери на противоположной стороне комнаты.
3)Обвести и вырезать шаблоны мебели и оборудования из цветной бумаги (шаблоны раздает учитель).
4)Передвигаете шаблоны по плану, расставляя мебель и оборудование в соответствии с различными типами планировки кухни. Необходимо учесть, что батарея центрального отопления находится под окном, поэтому там нельзя устанавливать стационарное оборудование, можно обеденный стол; мойку нельзя располагать с плитой, а плиту рядом с холодильником.
5)После нахождения удачного варианта расположения мебели и оборудования приклеить шаблоны и начертить получившейся «рабочий треугольник» фломастером.
Заключительный инструктаж
Время пришло завершать работу. В рабочей тетради вы должны записать, какой тип размещения оборудования получился на спланированной кухне.
Оцените свою работу и поставьте себе оценку (прием «рейтинг»). Приведите в порядок свои рабочие места.
Деятельность учащихся. Выполняют планировку кухни в масштабе 1 : 20 в своих рабочих тетрадях по руководством учителя, корректируют, подписывают работу, оценивают и сдают на проверку.
Формируемые УУД: Личностные: формирование мотивации и эстетических чувств. Регулятивные: принятие учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осуществление контроля и оценивания своих действий по результату.
Познавательные: умение анализировать рисунки. Коммуникативные: взаимодействие с учителем.
5.Первичное закрепление знаний
Деятельность учителя. Выполнение проверочного теста
Выберите правильные ответы (один или несколько)
1. Отметьте правильный ответ. Интерьер - это
А) внутренний вид помещения; Б) внешний вид помещения;
В) классический вид помещения.
2. Отметьте правильный ответ. Зона в кухне, предназначенная для приготовления пищи.
А) столовая; Б) рабочая; В) зона прохода.
3. Отметьте правильные ответы. Размещение мебели на кухне бывает:
А) однорядным; Б) угловым; В) П-образным.
4. Расстановка мебели и оборудования должна происходить по принципу рабочего треугольника, который задается положением:
А) мойки, плиты и холодильника; Б) мойки, стола и плиты;
В) холодильника, плиты и стола.
5. Если кухня выходит на солнечную сторону, можно применять тона:
А) желтого, оранжевого, розового; Б) голубого, зеленого, серого.
6. Оформление интерьера в этом стиле – это отсутствие мелких деталей, использование только нужных предметов, светлые, пастельные цвета:
А) деревенский; Б) классический; В) модерн; Г) минимализм
Деятельность учащихся. Выполняют тест.
Формируемые УУД: Регулятивные: прогнозирование результатов освоения изученного материала
6.Рефлексия
Деятельность учителя и учащихся. Прием «Рюкзак». Рюкзак перемещается от одного ученика к другому и каждый ученик должен сказать о своих продвижениях в учебе, а также, возможно, в отношениях. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».
Формируемые УУД: Личностные: оценивание собственной учебной деятельности. Коммуникативные: формулирование своего мнения, прислушивание к мнению других
7.Домашнее задание
Деятельность учителя. Записывает домашнее задание на доске: читать §3, составить кроссворд по §3, выполнить замеры домашней кухни.
Деятельность учащихся. Записывают домашнее задание.
Формируемые УУД: Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи на длительное время.

15