Методическая разработка на тему: «Инновационные методы воспитания при формировании компетенций молодого специалиста на уроках физики»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Евпаторийский индустриальный техникум»
Методическая разработка
на тему: «Инновационные методы воспитания при формировании компетенций молодого специалиста на уроках физики»
Преподаватель физики
Высшей категории
Шевченко Алла Николаевна
Евпатория
2015г.
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите
у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным
и ничтожным существом явится он. Следовательно,
не удовлетворение желаний – то, что обычно называется
счастьем, а цель в жизни является сердцевиной
человеческого достоинства и человеческого счастья»
К.Д. Ушинский
Воспитание личности учащегося – важнейшее условие учебного процесса
Еще со времен Я.А. Каменского понятие «обучение» и «воспитание» неразрывны. Их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше достаточно сложных и неоднозначных зависимостей. Мы чаще говорим о процессе обучения, рассматривая его закономерности, принципы организации и т.д. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием наших учащихся. Данный процесс в последнее время претерпел существенные изменения.
Основным объектом воспитания является личность учащегося как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качество свободно проявляющая личностное «Я».
Современное воспитание - не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития.
Основным объектом воспитания является учащийся, он зеркально отражает проблемы воспитания в училище, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. На уроке ребенок учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с ранних сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству. И если мы сможем переступить через неформализованность и консерватизм, начнем больше уделять внимание воспитанию учащегося, и будем строить все свои усилия во имя развития, то процесс обучения будет более эффективным и результативным.
В педагогической среде укоренилось представление о том, что всякое качество или свойство человека воспринимается в соответствующей деятельности. Однако важно не только, что человек делает, но и как к этому относится. Упуская этот важный момент, мы сводим педагогическую работу, как правило, к организаторской. Чтобы воспитание способствовало индивидуально-личностному развитию, а не деградации, необходимо понимать деятельность как средство саморазвития воспитуемого.
Возбудить силы самодвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из ребенка – вот основная задача воспитания.
Недостаточная подготовленность выпускников училищ к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них специальных знаний, навыков и умений в коммуникативном, общечеловеческом плане приводит к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Большинство выпускников не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности.
Чтобы способность к трудоустройству была высокой, т.е. чтобы выпускник СПО имел возможность адаптироваться к постоянным изменениям рынка труда, он должен иметь не только знания и умения, необходимые на рынке труда к моменту завершения образования, но должен уметь учиться самостоятельно, знать, как и где можно повысить свою профессиональную квалификацию, уметь принимать решения, нестандартно подходить к решению проблем, иметь хорошие коммуникативные способности и т.д. Эти умения и способности должны развиваться во время обучения в техникуме. В европейских странах они развиваются не только благодаря интерактивным методам работы со студентами, но и благодаря активному участию самих студентов в управлении учебным заведением, определении своих образовательных траекторий (например, благодаря студенческому самоуправлению, самостоятельному выбору части предметов программы, участию в научных кружках, позволяющих углублять знания в выбранной сфере). Многое в этом направлении делается и в ЕИТ.
Современная система профессионально-технического образования направлена на решение сложных задач подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с потребностями экономики государства и отрасли производства с учетом склонностей, предпочтений, выбранного уровня квалификации, мировоззрения. В обеспечении качественных результатов профессиональной подготовки квалифицированных рабочих особая роль принадлежит, конечно, преподавателю и мастеру производственного обучения, их профессионально-педагогической компетентности, которая объединяет профессиональные умения работника высокой квалификации в определенной отрасли, технологические знания соответствующего производства и мастерство педагогической деятельности. И воспитательная работа тоже должна проводиться в этом направлении.
Различные исследования показали, что формирование конкурентоспособного молодого специалиста в процессе профессиональной подготовки будет эффективным, если выявлены ключевые компетенции квалифицированного рабочего. Поэтому в центре внимания современного воспитания в системе СПО находятся именно ключевые компетенции, поскольку их сформированность, по нашему мнению, будет способствовать эффективному формированию конкурентоспособного квалифицированного рабочего.
Сегодня теоретические знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством, а ориентация профессионально-технического образования должна измениться на компетентностно-ориентированное образование, направленное на формирование у будущего квалифицированного рабочего готовности эффективно сочетать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и др..) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.).ресурсы для достижения поставленной цели. Поэтому актуальной становится целенаправленная подготовка будущего квалифицированного рабочего к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования ключевых(т.е базовых) компетенций.
Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?
Компетентность.Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач или проблем.
Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя!
Компетенция– включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией,включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
И совсем просто.Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.
Ключевые компетентности, как их понимают в Европе:
Готовность к использованию информационных ресурсов
Готовность к разрешению проблем
Готовность к самообразованию
Готовность к социальному взаимодействию
Технологическая компетентность
Коммуникативная компетентность
И в России:
Компетентность гражданственности
Коммуникативная компетентность
Компетентность самосовершенствования
Учебно-познавательная компетентность
Компетентность культурно-досуговой деятельности
Компетентность здоровьесбережения
Компетентность социального взаимодействия
Информационно-технологическая компетентность
Правовая
Экономическая
Экологическая
Технологическая
Профессиональная.
Ключевыми компетенциями являются:
Умение учиться
Здоровьесберегающая
Общекультурная (коммуникативная)
Социально-трудовая
Информационная.
Этим же приказом утвержден компетентностный подход к образованию.
Под идеей компетентностного подхода понимается:
- Попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка,
- Идея открытого заказа на содержание образования.
Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Главная проблема заключается в неэффективности системы общего образования. Не видно результата, значимого вне самой системы образования.
По данным ученых:
знания занимают 65%,
умения – 25%,
обобщенные умения – 10%.
Компетентностный подход к воспитанию – это совокупность общих принципов определения:
- целей образования и воспитания
- отбора содержания воспитания
- организации воспитательного процесса
- оценки полученных результатов.
Поэтому педагогам необходимо изменить методы воспитания и освоить инновационные технологии.
Цели воспитания с позиций компетентностного подхода:
научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни;
научить ориентировать в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
научить решать проблемы, общие для профессиональной и иной деятельности;
научить решать проблемы профессионального выбора
Педагогическая поддержка как одно из условий успешности реализации компетентностного подхода в образовании.
Формирование ключевых компетенций студентов обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей студентов, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития студента.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
метод наблюдения;
метод коллективного анализа деятельности, размышления;
метод рефлексии самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
Методы поддержки развития организаторских способностей:
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
Самостоятельность учащихся в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:
Методы педагогической поддержки «социального здоровья» - это
методы, которые с одной стороны - необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.
метод радостной перспективы это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
метод «увлечения весельем» юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
метод поощрения и похвалы этот метод возбуждает у студентов чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
метод самонаблюдения за своими эмоциями метод, с помощью которого студент может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;
метод «угашения отрицательных переживаний» способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
метод «устранения плохих привычек»;
метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
метод релаксации способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.
Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само": САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
Принципы реализации воспитательной деятельности
Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.
На наш взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:
принцип гуманизма,
принцип социального закаливания,
принцип сотрудничества и
принцип ценностной ориентации.
Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильны ми и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый студент, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике , как человеческое достоинство.
Условия реализации принципа. Реализация принципа гуманизма обеспечивается:
- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;
- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;
- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;
- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;
- подготовленностью детей к социальной самозащите.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа гуманизма:
- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;
- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;
- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его
актуальных проблем;
- постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ
независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.
Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
Условия реализации принципа
Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:
- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;
- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;
- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;
- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа социального закаливания детей:
- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;
- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;
- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.
Условия реализации принципа
Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:
- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;
- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;
- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;
- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа сотрудничества:
- делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;
- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;
- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;
- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".
Условия реализации принципа
Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:
- предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;
- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- реализацией студентами ценностных ориентации как деривата обретенной свободы;
- постановкой перед студентами проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик.
Правила реализации принципа в практической деятельности
При реализации принципа ценностной ориентации:
- открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
- вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;
- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.
Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.
Американский учёный Дж. Бруннер выделил три основных способа профессионального становления:
выработка составляющих компонентов навыка в процессе игры у животных и людей;
обучение в контексте, т.е. при участии в трудовых процессах (бытовых, сельскохозяйственных и др.);
абстрактный метод школы, отделённый от непосредственной практики.
Абстрактный метод обучения труду (в своём худшем варианте) используется в технологии традиционного школьного обучения, где сообщаемые знания далеки от реального трудового процесса и жизни общества.
Технологией, объединяющей цели обучения и воспитания в русле компетентностного подхода, можно назвать технологию контекстного обучения.
Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение форма активного обучения, предназначенная для применения обычно в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Особенности методики
Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.
Воспитательные возможности современного урока в формировании ключевых компетенций учащихся.
Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний. В связи с чем, рекомендуется организовывать его в интерактивной форме.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира. Одним из способов самопознания является рефлексия.
Таким образом, самопознание является необходимой частьюсмыслотворческой деятельности, которая направлена к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.
Важными структурными компонентами ключевых компетенцийявляются, как было сказано выше, умения и опыт практическойдеятельности учащихся. Компетенции формируются в процесседеятельности человека. В связи с этим немаловажным компонентомметодики формирования у школьников ключевых компетенцийявляется организация учебно-познавательной деятельностиучащихся. Успешное формирование компетенций во многом зависитот того, что и как будут делать учащиеся, от воспитательных технологий, от выбора предложенных имформ и методов.
Поэтому целесообразно сформулироватьопределенные требования к организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся:
- в процессе обучения физике необходимо комплексноиспользовать урочную и внеурочную деятельность (процессформирования ключевых компетенций не должен ограничиватьсярамками урока, необходимо дополнять его различными экскурсиями,
научно-практическими конференциями, физическими практикумами,разнообразными домашними заданиями и т.п.);
- формы и методы учебно-познавательного процесса должныбыть направлены на формирование структурных компонентовключевых компетенций (знаний, умений, ценностных ориентаций, атакже опыта практической деятельности связанной с профессией);
- задания, предлагаемые учащимся, должны иметьпрактическую и профессиональную направленность (связь решаемых задач с реальнойжизнью, повседневной деятельностью), межпредметный и проблемно-творческий характер, желательно, чтобы они были комплексными(направленными одновременно на формирование несколькихключевых компетенций);
- формы и методы должны быть разнообразны (лабораторныеработы, задачи, метод проектов и пр.) и представлены в избыточномколичестве, необходимо предоставить ученику свободу выбора видадеятельности, содержания и объема изучаемого материала всоответствии с его образовательными потребностями (это вызывает уучащихся интерес и повышает их познавательную активность);
- учебно-познавательная деятельность учащихся должнабыть ориентирована на высокую степень их самостоятельности.
Рассмотрим более подробно реализацию указанных вышетребований при использовании в процессе обучения физикеразличных видов учебно-познавательной деятельности, позволяющих,на наш взгляд, наиболее успешно формировать ключевые
компетенции учащихся.
Учебная конференция. Проведение учебных конференцийпозволяет формировать у учащихся умения самостоятельно работатьс дополнительной литературой: получать из различных источниковнеобходимую информацию, перерабатывать и структурировать ее,составлять план публичного выступления и делать презентациюсвоего сообщения. Учебные конференции развивают интересучащихся к чтению дополнительной научно-популярной литературы,побуждают их выйти за рамки учебной программы.
Для формирования у учащихся познавательного интереса,развития их образовательных потребностей на конференциицелесообразно выносить вопросы, связанные с историей развитияфизики в Украине (выдающиеся физики, их открытия и
изобретения); знакомить учащихся с применением изучаемоготеоретического материала в науке и технике (на примерах Крымских предприятий); формировать у учащихсяпредставления об устройстве и принципах действия физическихприборов, машин и механизмов, а также их применении впромышленности, медицине и других отраслях нашего региона.
При проведении такой формы обучения в первый раз учащимсяможно предложить алгоритм подготовки к конференции:
1. Выбор темы.
2. Подбор литературы и ее изучение.
3. Составление плана сообщения и систематизация всоответствии с ним полученной информации.
4. Подготовка демонстрационных опытов, наглядных пособий (вслучае необходимости).
5. Подготовка презентации (в произвольной форме).
Презентация может быть выполнена в виде газеты,видеорепортажа, устного сообщения, слайд-шоу и др.
Например, на 2 курсе для формирования ключевых компетенцийв рамках регионального компонента целесообразнопровести учебную конференцию на тему «Электромагнитные волны» по следующему плану:
- Из истории изучения и применения электромагнитных волн.
- Квантовый генератор как средство передачи информации.
- Использование волоконной оптики для передачи информации.
- Интернет – глобальная телекоммуникативная система.
- Влияние электромагнитного излучения на здоровье человека.
Указанные темы распределяются в соответствии с интересами ипотребностями учеников. Указывается основная литература, нооговаривается необходимость использования дополнительной(газеты, журналы, СМИ, Интернет и др.).
Работа каждого школьника должнаносить творческий характер, так как включает в себя элементы исследования. Выступающий должен заинтересовать студентов своей
темой, по возможности дополнить свой рассказ демонстрацией опытов, фотографиями, наглядными пособиями. Таким образом, в процессе проведения рассмотренной конференции у студентов формируются информационно-методологическая (работа с информацией), деятельностно-творческая (постановка демонстрационных опытов, выполнение презентации) и эколого-валеологическая (изучение влияния электромагнитного излучения на здоровье человека) компетенции.
Кроме того, такая организация учебно-познавательной работы студентов создает предпосылки для развития их самостоятельности,формирования у них ценностного отношения к творчеству, кдеятельности на благо человечества.
Семинар. Проведение со студентами семинаров позволяет развивать у них навыки самостоятельного приобретения знаний,воспитывать их волю, трудолюбие, интерес к предмету. Готовясь к семинару, студенты учатся работать с литературой, планировать свое выступление, лаконично выражать свои мысли. Отличие семинаров от учебных конференций заключается в том, что в плане последнего предусматривается сочетание собеседований по общим для всего класса вопросам с докладами и сообщениями, которые заранее готовятся отдельными учащимися. Учитель заранее объявляет тему предстоящего семинара исписок литературы, который учащиеся обязательно дополняютдругими источниками.
При изучении темы «Тепловые двигатели»мною был проведен урок-авторалли «Виды тепловых двигателей» (комбинированный урок с такими элементами: метод проектов, элементы семинара, работа в группах, тестовый и устный контроль). На данном уроке стала возможна демонстрацияпрактической значимости изучаемого материала, кроме того,привлечение содержания профессионального характера вызывает уучащихся больший интерес. Данный семинар целесообразно стало провестипосле изучения темы «Принцип работы тепловых двигателей.Коэффициент полезного действия». Учащихся я предварительно ознакомила с планом занятия, в который входят вопросы, обязательныедля подготовки как всеми учащимися, так и для выполненияиндивидуальных заданий.
Рекомендуемые темы индивидуальных заданий:«Паровая машина», «Паровая турбина», «Двигатель внутреннего сгорания», «Реактивный двигатель».
В приведенном примере формируются следующие ключевыекомпетенции: информационно-методологическая (изучение дополнительной литературы)и эколого-валеологическая (изучение влияния тепловых двигателей наэкологию области, сбор сведений об экологическом состоянииокружающей среды). У студентов формируются умения обрабатывать материал из различных источников, работать с материалом производственного обучения и спецпредметов.
Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода.
Важное место в реализации воспитывающей функции обучения в техникуме принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся:
1. когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;
2. деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельно-стные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование и др.;
3. личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности и др.
Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:
- коммуникативную;
- учебно-познавательную;
- социокультурную;
- ценностно-смысловую
И др.
Одним из примеров технологий обучения основанных на данном подходе является дискуссия. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной и воспитательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
Учебная дискуссия. Учебные дискуссии играют важную роль вформировании у учащихся ценностных ориентаций. Главное ееназначение в процессе обучения – стимулирование познавательногоинтереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разныхнаучных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к
осмысливанию различных подходов, к аргументации чужой и своейпозиции. Для этого необходима обстоятельная предварительнаяподготовка учащихся как в содержательном, так и в процессуальномплане и наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений пообсуждаемой проблеме.Например, при изучении темы «Ядерная энергетика» можно провести дискуссию «Использование ядерного топлива в промышленности Украины: за и против».
Класс делится на две группы. Одна группа отстаивает плюсы этоговида топлива: дешевое, относительно экологически безопасноеполучение электроэнергии (АЭС); точные методыисследования –дефектоскопия, нейтронография (физический факультет КФУ); использование в медицине – облучение раковых клеток (Крымский республиканский онкологический диспансер); обороноспособность государства ( ядерное оружие);экономическая выгода (захоронение ядерных отходов ).
Другая группа указывает минусы: захоронение ядерных отходовнегативно скажется на экологии (повышенный радиационный фонрегиона и т.д.), на живых организмах (раковые заболевания, мутации,снижение иммунитета). Дискуссия побуждает учащихся к поискуобщего решения – компромисса, и в конце делается вывод о том, чтоотказаться от применения ядерной энергии нельзя, но использовать
ее нужно разумно.
На уроке у учащихся формируются информационно-технологическая (самостоятельная работа сразличными источниками информации, изучение точных методов исследования) и экологическая и здоровьесберегающая (знания о применении радиационного излучения в медицине, о влиянии на экологию, на живые организмы и т.д.) компетенции. В процессе проведения этой дискуссии у учащихся формируются также ценностные составляющие ключевых компетенций: осознание значимости информации в жизни человека, важности человеческого здоровья и окружающей среды,отношение к здоровью и к знаниям как к ценности и пр.
Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Ее основополагающими требованиями являются осознание дискуссионной проблемы и выявление уровня ее разработанности, правильная постановка дискуссионного вопроса и четкое определение ее предмета, что способствует формированию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.
Особую значимость в учебной дискуссии, как средстве воспитания, обретает умение не только говорить, но и слушать оппонентов, вставать на их точку зрения, вникать в сущность из взглядов и стремиться их понять. Данная составляющая технологии формирует у учащихся социокультурную компетенцию.
Проявлять доброжелательность, в корректной форме высказывать критические замечания по содержанию выступлений других участников дискуссии, обращать особое внимание на мнение меньшинства определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативная компетенция. Таким образом, дискуссия является одной из форм педагогического общения, в связи с этим обладает эффективным потенциалом в развитии личностных качеств учащихся.
Дискуссия может протекать в различных формах.
Таким образом, посредством данной технологии учащийся способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который классным руководителем продуман и организован. Во время классных часов и др.мероприятий осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных сознаний, на слово, мысль, поиск, жизнь человека. Учащиеся развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции. Владеют многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений. Могут опираясь на конкретное, мыслить абстрактно, находить главные ведущие принципы любого явления. Таким образом, владеют учебно-познавательной компетенцией. Посредством организации данной технологии, учащиеся включаются в деятельность, связанную с достижением личностно значимых целей, выражающих его ценностные ориентации на данный момент. Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать ценностно-смысловую компетенцию. Организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений: использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.
Алгоритм моделирования учебной дискуссии включает:
ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);
допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;
возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;
побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Воспитательные возможности учебной дискуссии заключаются в том, что она способствует:
формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности;
утверждению самоценности учащегося и развитию его инициативы;
созданию оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития;
воспитанию потребности и способности общаться;
формированию культуры общения;
развитию рефлексивного и критического мышления;
формированию положительной Я-концепции.
Ценностно-смысловые компетенции.
- Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.
- Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.
- Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
- Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.
- При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при реализации инновационных методов воспитания при обучении физике, ориентированной на формирование ключевых компетенций студентов, учебно-познавательная деятельность должна быть организована в соответствии как с общепредметными целями обучения, так и с целями формирования ключевых компетенций.
Заметим, что составляющие ключевые компетенции (знания,умения, ценностные ориентации и опыт деятельности), как правило, не делятся на классы или на отдельные предметы. Многие из них могут иметь сквозное присутствие на всех ступенях обучения, отличаясьлишь полнотой представления.
Исходя из необходимости учета потребностей студентов при формировании конкурентоспособного молодого специалиста в процессе профессиональной подготовки и достижений физической науки, а также принимая во внимание цели обучения, направленные на формирование ключевых компетенций, конкретный учебный материал для включения в содержание практической части регионального компонента учебного плана долженотбираться на основе следующих требований:
- практическая направленность;
- потенциальная значимость;
- соответствие региональным особенностям;
- соответствие образовательным потребностям студента при формировании конкурентоспособного молодого специалиста;
- направленность на формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, входящих в ключевые компетенции.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при «фасилитирующей» роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
Литература
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005.
Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование . – 2004.
Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006.
Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование . - № 4, 2005.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004.
Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход . – 2005.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция // Учитель. – 2005.
Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания // Учитель, № 6 – 2005.
Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель. – 2005.
Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004.
Равен Джон. Компетентность в современном обществе.Выявление, развитие и реализация [Текст] / Джон Равен. – М. , 2002.
Рисунок 1Заголовок 115