Методическая тема учителя Применение ИКТ в процессе преподавания предметной области «Искусство»
Работа над темой самообразования
учителя технологии и изобразительного искусства
МОУ «Калитинская СОШ»
Волосовского района
Ленинградской области
Мартьяновой Ольги Викторовны
Методическая тема школы:
Повышение качества образовательного процесса через внедрение инновационных программ
Методическая тема учителя: Применение ИКТ в процессе преподавания предметной области «Искусство»
Консультант: Кадомская Татьяна Михайловна,
методист УМЦ гуманитарных дисциплин ЛОИРО
Содержание
1. Введение 3
2. Теоретическая часть 6
3. Практическая часть 9
4. Заключение 14
5. Приложения: 17
1. Алгоритм составления презентации
2. Анализ качества знаний по изобразительному искусству
3. Образовательные ресурсы сети Интернет
4. Разработка урока (в т.ч. на электронном носителе)
5. Анализ произведения искусства
6. Результативность деятельности обучающихся
6. Список литературы 29
1. Введение.
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говориться о том, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Я считаю, что уроки предметной области «Искусство» и, в частности изобразительное искусство, могут помочь решить вышеуказанные задачи. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов введения новых информационных технологий в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.
В этой связи считаю необходимым учитывать решение задач адаптации ребёнка в современной жизни, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:
адаптация детей к современной социокультурной среде;
активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
Одной из важных тенденций развития культуры настоящего времени является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин "клиповое мышление". Наиболее массовым источником информации становится телевидение, при помощи которого современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве. Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к синтезу, к обобщению. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно.
Цели использования информационных технологий на уроке:
сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
2. Теоретическая часть
Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
повышение качества знаний учащихся;
совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;
обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
поддержка одаренных детей;
обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;
продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;
широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;
обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.
Моей методической темой является «Применение ИКТ в процессе преподавания предметной области «Искусство», которую я буду рассматривать на примере преподавания изобразительного искусства в 5 классе.
Учащиеся этого возраста могут совместно с учителем готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки -путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства.
Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Развитое художественное восприятие, воображение, наличие ассоциативных рядов позволяет современному человеку:
"прочитать" скрытый смысл, не проявленный в форме выражения;
сформировать критическое восприятие информационного потока, позволяющее вычленить наиболее личностно значимое;
адекватно понимать язык искусства (в том числе и современного); современное искусство (музыка, визуальные искусства, вплоть до видеоискусства и мультимедиапродуктов) опирается на предшествующий опыт, на сформированный язык (необходимо видеть и чувствовать эту корневую связь);
творчески моделировать ситуацию (предметную среду, процесс).
При подготовке к урокам, для того, чтобы построить систему использования компьютерных средств, разрабатывая развёрнутое тематическое планирование, я закладываю (см. тематическое планирование 5 класс):
дидактические модули и блоки с учетом методических, логических, психологических и других соображений;
использование компьютера на отдельных учебных занятиях управление познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практическое осуществление интеграции традиционных и компьютерных средств;
личностное взаимодействие с учащимися (обобщение, консультации, воспитательные воздействия).
Цели использования информационных технологий в обучении:
повысить наглядность учебного материала;
расширить спектр активных методов обучения;
разнообразить содержание учебного материала;
разнообразить формы подачи учебного материала.
Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:
наглядность
активизация методов обучения
разнообразие форм обучения на уроке
3. Практическая часть
Технология использования ИКТ на уроках искусства
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.
Различное восприятие информации учащимися на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства.
Следует иметь ввиду, что визуальная среда на экране монитора является искусственной, по многим параметрам отличающейся от естественной. Естественным для человека является восприятие в отраженном свете, а на экране монитора информация передается с помощью излучающего света. Поэтому цветовые характеристики зрительной информации наряду с характеристиками яркости и контраста изображения оказывают существенное влияние на характер визуальной среды на экране монитора.
При подготовке к занятиям, я пользуюсь рекомендациями, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:
информация на экране должна быть структурирована;
визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
темп работы должен варьироваться;
периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;
содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
Урок с мультимедийной поддержкой.
- в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации для уроков, и ученики для защиты проектов. В 5 классе работы учащихся небольшого объёма - это поисковые задания, презентации на тему, творческие задания
(например: «Древо семьи» -1 четверть, «Образ защитника земли русской» -2 четверть, «Деревенька моя» -3 четверть, «Путешествуем по Калитинской волости» - 3 четверть, «Вся семья вместе, так и душа на месте» - традиции моей семьи» - 4 четверть).
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.
Нужно продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как он будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Для чего предназначен мультимедийный урок:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний
учитель может видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
2. Урок с компьютерной поддержкой.
- несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди. (например, выполняя художественно-графические работы по теме «Цветовая палитра родного края» - 2 четверть , «Национальный орнамент» - 4 четверть).
В таком варианте возможны случаи, когда
учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и
дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить
головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний. Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.
3.Урок с выходом во всемирную сеть Интернет
(могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). Это уроки восприятия в завершении курса изобразительного искусства в 8 классе, уроки МХК в 10-11 классах, особенно при изучении разделов современного искусства.
При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой. Так при изучении темы «Гербы», «Эмблемы» в 6 классе (по программе В.С.Кузина) из кабинета информатики мы выходим в сеть, находим сайт «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (на страницах интернет-проекта приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах), знакомимся с предложенной информацией, затем следует творческая работа учащихся по созданию эмблемы семьи, класса, школы и т.д. Подобный урок можно провести, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя. К сожалению, возможность использовать кабинет информатики для проведения уроков искусства ограничена, в связи с его занятостью. Кабинет, где проводятся уроки изобразительного искусства и МХК оборудован одним компьютером и мультимедиа проектором.
Мультимедиа презентации на уроках
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;
при изучении различных стилевых направлений в искусстве;
при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Удивительный мир природы», “Цвет в искусстве ”, “Русь деревянная” – Мир крестьянского дома, «Народный костюм» - По одёжке встречают, «Образ защитника земли русской» и др.
Создание и представление учащимися творческих проектов
с использованием ИКТ
Учащиеся 5 класса - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.
При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит отдельный раздел определенной темы. (например: «Создание иллюстрированной книги», «Путешествуем по Калитинской волости», «Наша родина – Россия») В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.
Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. При этом формируются общеучебные навыки. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
4. Заключение.
Формирование информационной культуры включает работу по развитию информационно-коммуникативных умений и навыков учащихся, а именно:
выразительно читать художественные тексты, бегло – научно-публицистические; выступать перед определённой аудиторией;
выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;
составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, свёртывать и развёртывать учебную информацию;
составлять тезисы, составлять аннотацию, осуществлять пометки, выписки, цитирование, составлять рецензию;
представлять свою работу в виде презентаций, проектов.
Так, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке. Для качественной работы мной разработан алгоритм по составлению презентации для учащихся (см. алгоритм в приложении 1).
Преимущества использования ИКТ:
инновационные уроки требуют применения информационно-коммуникационных технологий;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
возможность закреплять общеучебные умения работы с компьютером;
побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
К результативности своей деятельности я отношу:
положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций;
развитие познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности,
Выводы
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей в предметной области «Искусство» и приводит к целому ряду положительных следствий:
обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке..
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Приложение 1.
Рекомендации по организации творческой работы учащихся.
Алгоритм работы по составлению мультимедиа презентаций
Узнать объявленную тему.
Подобрать работы художников по раскрытию этой темы.
Обратить внимание на принадлежность произведений к культурно-исторической эпохе.
Объяснить смысл названия, сюжета, композиции произведения искусства.
Определить принадлежность к жанрам и видам искусства.
Определить средства художественной выразительности произведения.
Какое место занимает эта тема в биографии художника.
Как эта тема отражается в его творчестве.
Критерии оценивания:
"5" – правильно подобраны произведения искусства, определено смысловое содержание картин, количество слайдов достаточно для раскрытия темы, презентация не перегружена текстовой информацией. Наблюдается последовательность, логичность зрительного ряда, чёткость формулировок. Выступление самостоятельное.
"4" – правильно подобраны произведения искусства, допускается дробление слайда. Главная мысль выделена правильно. Соблюдена чёткость формулировок, последовательность, логичность зрительного ряда не нарушается, допускаются небольшие неточности. Выступление самостоятельное, по плану.
"3" – допущены неточности в подборе произведений, в оформлении слайдов. Нарушена логичность при составлении зрительного ряда, допускается неточность формулировок. Беседа ведётся по наводящим вопросам.
В 5 классе составление презентаций находится на начальном этапе, проводится по желанию учащихся, поэтому «2» не выставляются.
Приложение 2
Сравнительный анализ результативности работы учителя
изобразительного искусства Мартьяновой Ольги Викторовны
Качество знаний учащихся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Год обучения
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Средний коэффициент
2005-2006
65,6
80
60
78,8
71,1
2008-2009
69,1
73,8
59,6
63,3
66,5
2009-2010
68,1
70,1
80,0
63,6
70,5
Приложение 3.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
Федеральный портал «Российское образование» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Российский общеобразовательный портал Министерства образования РФ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
“Уроки творчества: искусство и технология в школе”. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Электронный каталог учебных изданий ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Издательство Просвещение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Гуманитарный издательский центр Владос ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Ярославский институт развития образования ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
«Творчество детей в школе» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
«Ресурсы Интернет школе» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Картинки – анимация ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Картинки – анимация ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Центр дистанционного обучения «Образовательный центр «Русский музей» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-уроки: уроки по МХК ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Музеи, галереи и художественные каталоги:
Каталог Музеи России ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Эрмитаж ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Русский музей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Музей им. Пушкина ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Государственный исторический музей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Третьяковская галерея ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Галерея визуального искусства ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Галерея русских художников 20 века ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Музей Архитектуры им. Щусева А.В. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Культура и искусство Древнего Египта ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Русская культура ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Приложение 4
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Калитинская СОШ»
Волосовского района Ленинградской области
Мартьянова Ольга Викторовна
План-конспект урока по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс, II четверть, 4 урок
Тема четверти:
«Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве».
Тема урока: «Образ защитника земли русской».
Цель урока:
- формировать понимание такой мировоззренческой идеи, как взаимосвязь прошлого и настоящего.
Задачи:
Воспитательные:
выявить качества, присущие защитникам русской земли;
воспитывать культуру восприятия произведений искусства,
установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
Развивающие:
развивать эмоционально-эстетическое восприятие живописных произведений;
развивать образное мышление, зрительно-образную память, язык;
развивать самостоятельность в работе;
формировать устойчивый интерес к искусству.
Обучающие:
приобщать к искусству путем восприятия произведений живописи и скульптуры;
формировать умение анализировать произведения искусства;
совершенствовать практические умения и графические навыки учащихся.
Вид занятий: тематическое рисование по представлению – выполнение образа богатыря (индивидуальная работа).
Зрительный ряд: Древнерусская новгородская икона «Георгий Победоносец», В.М.Васнецов «Богатыри», М.А.Врубель «Богатырь», Н.К.Рерих «Русская сила богатырская (Святогор)», К.Васильев « Микула и Вольга», П.Корин «Александр Невский», А. Бичуков «Памятник русским воинам на Поклонной горе», В.Литовченко «Мемориальный комплекс в деревне Большое Заречье – фигура солдата»; фотографии архитектуры Пскова, Новгорода, Владимира, Старой Ладоги, фотографии русской природы (ассоциативный ряд).
Литературный ряд: былины, толковый словарь В.Даля, энциклопедический словарь (определение слова «богатырь»).
Музыкальный ряд: С.Рахманинов прелюдия соль-мажор для фортепиано, сочинение 32; А.П.Бородин 2-я симфония «Богатырская» (1-я часть).
Межпредметные связи: музыка, литература, история.
Оборудование урока (для учителя):
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Компьютер с акустическим оборудованием.
Компьютерная презентация.
Раздаточный материал для учащихся (иллюстративный ряд и напечатанные литературные отрывки – былины, разрезные карточки с характеристиками богатыря, карточки-понятия «Родина - Россия»)
Оборудование для учащихся:
формат листа Ѕ А4, художественные материалы для творческой работы – гуашь, кисти; раздаточный материал (иллюстративный ряд, напечатанные отрывки из былин), разрезные карточки с характеристиками богатыря.
План урока :
Организационный момент. (2 мин.) Эмоциональный настрой. (2 мин.)
Формулирование темы урока. (2 мин.)
Открытие новых знаний. Информационная часть урока. (5 мин.)
Аналитическая работа. Актуализация знаний. (6 мин.)
Физкультурная пауза. (2 мин.)
Постановка художественной задачи. (1 мин.)
Самостоятельная работа учащихся. (15 мин.)
Обобщение. Рефлексия. Подведение итогов урока. (5 мин.)
Конспект урока представлен
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация к уроку
http://infourok.ru/material.html?mid=92401
Приложение 5
Работа над рассказом по картине
1. Рассмотри репродукцию картины.
2. Определи, кто автор.
3. Найди и прочти сведения о художнике.
4. Обрати внимание на название картины (очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).
5. Ещё раз внимательно рассмотри картину, вдумайся в её содержание (что здесь произошло, почему, что изображено и как?)
Работа над анализом произведения архитектуры
1. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
4. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия « Польза. Прочность. Красота»?
5. Художественные средства и приемы создания архитектурного образа
(симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).
6. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения (общественные, жилые или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.
7. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
8. использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
Как анализировать произведение живописи.
1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?
2. История создания живописного произведения.
3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
Что необходимо учесть, анализируя произведения скульптуры.
1. Каковы ваши впечатления от произведения скульптуры?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
6. Принадлежность к видам скульптуры: монументальной, монументально-декоративной или станковой.
7. Использование материалов и техника их обработки ( лепка из глины, пластилина, воска или гипса, вырезание из дерева, высекание из камня, отлив, ковка, чеканка из металла).
Составление плана
1. Прочти текст.
2. Определи основную идею.
3. Выдели ключевые слова.
4. Раздели текст на смысловые части.
5. Выдели идею каждой части.
6. Запиши пункты плана.
7. Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
8. Продумай возможные варианты продолжения текста и план к нему.
Критерии оценок:
"5" – правильно определены смысловые части, выделена главная мысль каждой части. Наблюдается последовательность, логичность плана, чёткость формулировок.
"4" – правильно определены смысловые части текста, допускается дробление или объединение некоторых частей. Главная мысль каждой части выделена правильно. Чёткость формулировок, последовательность, логичность плана не нарушается.
"3" – допущены неточности в определении смысловых частей и в их озаглавливании. Нарушена логичность при составлении плана, допускается неточность формулировок.
"2" – смысловые части текста определены частично; пункты плана не соответствуют содержанию частей текста.
Приложение 6
Участие в школьных и районных мероприятиях:
2008-2009 учебный год
Уровень
Мероприятие
Предмет
Ученик
Класс
Достижение
школа
олимпиада
ИЗО
Попелышкина Е.
5
1 место
школа
олимпиада
ИЗО
Дергунова Н.
6-7
1 место
школа
олимпиада
ИЗО
Устинов Э.
8-9
1 место
школа
олимпиада
МХК
Бусс В.
10
1 место
школа
олимпиада
МХК
Богатых И.
10
1 место
школа
олимпиада
МХК
Мартьянова Е.
11
1 место
район
олимпиада
ИЗО
Бузин Е.
8
участник
район
олимпиада
ИЗО
Ростовский И.
8
3 место
район
олимпиада
ИЗО
Терёхина А.
9
1 место
район
олимпиада
МХК
Богатых И.
10
4 место
район
олимпиада
МХК
Горбунов А.
10
7 место
район
олимпиада
МХК
Можаева А.
11
6 место
район
олимпиада
МХК
Гагарина М.
11
9 место
район
Конкурс «Дорога и мы»
ИЗО
Ростовский И.
Устинов Э.
Дергунова Н.
Васильева Д.
8
8
6
5
участник
участник
участник
участник
район
Конкурс детского экологического рисунка
ИЗО
Губанова О.
Кузнецова С.
Нижник Д.
Музалева М.
5
5
6
7
участник
участник
участник
3 место
район
Научно-практическая конференция
МХК
Мартьянова Е.
11
сертификат
район
Научно-практическая конференция
МХК
Можаева А.
11
сертификат
Участие в школьных и районных мероприятиях:
2009-2010 учебный год
Уровень
Мероприятие
Предмет
Ученик
Класс
Достижение
школа
олимпиада
ИЗО
Кузьмин Д.
5
1 место
школа
олимпиада
ИЗО
Рыбалко Д.
5
2 место
школа
олимпиада
МХК
Богатых И.
11
1 место
школа
олимпиада
МХК
Горбунов А.
11
1 место
школа
олимпиада
МХК
Бусс В.
11
2 место
школа
олимпиада
МХК
Касьяненко О.
11
3 место
район
олимпиада
МХК
Богатых И.
11
1 место
район
олимпиада
МХК
Касьяненко О.
11
2 место
район
олимпиада
МХК
Горбунов А.
11
3 место
район
олимпиада
МХК
Бусс В.
11
4 место
область
олимпиада
МХК
Богатых И.
11
1 место
район
Конкурс «Дорога и мы»
ИЗО
Кулакова Т.
Ларионова В.
Дергунова А.
Мишина А.
6
4
5
5
район
олимпиада
музыка
Кузнецова С.
Кузьмина К.
Абаштова Ю.
Воронцова В.
6
6
7
7
7 место
6 место
11 место
4 место
район
олимпиада
ИЗО
Дергунова Н.
Ростовский И.
7
9
6-7 место
2 место
Обобщение опыта работы внутри МО, на район, область:
уровень
мероприятие, тема
классы
сроки
школа
Открытый урок «Натюрморт из предметов быта»
5
10.2005
школа
Открытый урок «Натюрморт из осенних фруктов»
5
15.10.08
школа
Внеклассное мероприятие «Сказ о печальном художнике»
5-9
15.11.08
школа
Внеклассное открытое мероприятие «Городу на Неве посвящается»
5-11
27.01.09
школа и сельское поселение
Внеклассное мероприятие на Дне открытых дверей «Лик женщины с младенцем на руках»
7-11
04.03.09
06.03.09
школа
Выступление на МО «Преемственность школы 1 и 2 ступени на уроках изобразительного искусства»
5
15.10.08
школа
Проведение школьной недели искусств «Мы славим женщину»
5-11
02.03-10.03.09
школа
Выступление на родительском собрании «Роль искусства в формировании личности ученика» в рамках проведения Дней Образования в МОУ «Калитинская СОШ»
5
17.03.09
район
Участие в конкурсе «Классный, самый классный»
8
17.04.09
школа
Вечер военной песни «Музы не молчали»
5-11
07.05.09
школа
Выступление на МО «Возможности образовательных ресурсов Интернета в работе учителей гуманитарного цикла»
5-11
12.10.09
школа
Открытый урок в рамках МО «Путешествуем по родному краю»
6
14.10.09
школа
Проведение интегрированной предметной недели английского языка и искусства
2-11
23.11 – 30.11.2009
район
Семинар «Психологическое сопровождение при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации». Открытый классный час «Установка на успех»
9
19.02.10
район
Открытый урок «Защитники родной земли» в рамках проведения Дней образования в МОУ «Калитинская СОШ»
5
15.03.10
Использованная литература
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
Культура современного урока / под ред. Н.Е.Щурковой. – М., «Российское педагогическое агентство», 2004.
Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44
МОУ «Калитинская СОШ»
13PAGE 15
13PAGE 142915
МОУ «Калитинская СОШ»
кабинет информатики../../../../../Temp/Local Settings/Temp/Rar$DI00.266/Local Settings/Temporary Internet Files/Content.IE5/6J0BWDH7/Экскурс в геральдикуRoot Entry