Доклад на тему ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Изучение предмета «Окружающий мир» вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эти требования выражены в ФГОС НОО в следующей целевой установке:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Программа учебного предмета «Окружающий мир» комплекта «Школа России» предусматривает решение важнейших задач патриотического, нравственного, этического воспитания младших школьников. Уже во 2 классе дети начинают оперировать понятием «Родина», которое от класса к классу постепенно наполняется новым содержанием и расширяется:
Родина, Отечество, Отчизна – слова, похожие по значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья.
Мы живем в Российской Федерации (России). Это наша Родина. Мы россияне.
В нашей стране много больших и малых городов, среди которых есть древние, с богатой историей и культурой.
Наша Родина имеет великое прошлое. История родной страны поучительна и интересна.
Родной край – частица нашей Родины.
Основной закон нашего государства – Конституция РФ.
Содержание учебников структурировано таким образом, что развивает представления младших школьников об окружающем мире, начиная с того, что находится рядом, вокруг ребенка. Постепенно объектами изучения становятся история России, культура русского общества, трудовая деятельность в разные исторические времена. Это, безусловно, поможет решить задачу, поставленную в новом стандарте:
формирование «уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, ее современной жизни.
Существенное место в авторской программе занимает материал, который знакомит младших школьников с тем, как менялись границы России, как развивались отношения государства с другими странами. Все это дает возможность выполнить ряд требований стандарта второго поколения:
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.
Важным требованием стандарта является воспитание у младшего школьника осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни. Эти личностные характеристики ребенка входят в портрет выпускника начальной школы:
выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Существенен вклад предмета «Окружающий мир» и в решение другой важнейшей задачи образования, определенной стандартом:
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Особое внимание при изучении «Окружающего мира» уделяется накоплению чувственных представлений о природе, обществе и человеке. Это полностью согласовывается с позицией стандартов:
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Каждый педагог знает, как важен чувственный опыт младшего школьника для успешного познания мира и как важна в начальной школе работа по дальнейшему совершенствованию сенсорных процессов. Известно, что чувственные восприятия, хотя еще весьма «смутные», образуются у ребенка с первых дней его жизни: он смотрит, слушает, осязает, ощущает вкус, запах, холод и жару. Но чтобы эти пока «смутные» ощущения поднялись до четких представлений, а затем и понятий, их нужно выстроить в определенные системы, связать с мышлением, речью. Это одна из самых главных задач процесса ознакомления младшего школьника с окружающим миром, потому что нельзя построить изучение окружающего мира только на чувственных образах, в этом случае обучение будет проходить, как говорят психологи, «на созревших плодах». Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его объектами,
младший школьник должен приобретать не только богатый чувственный опыт, у него должны развиваться универсальные умения познавательной деятельности (анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы), т. е. то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Именно это дает скачок в развитии логического мышления, связной речи, способности рассуждать, создавать новое, импровизировать.
Вся логика построения процесса изучения «Окружающего мира» направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления мотива познавательной деятельности. Этот метод обучения имеет особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логические упражнения мысли – вот те элементы развития, которые, по мнению
К.Д. Ушинского, рождаются в процессе изучения ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, – писал великий педагог, – проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию важных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и др. Все эти виды работ, способствуют решению задачи, поставленной в стандарте:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Делая вывод, обратим внимание на одну важнейшую особенность содержания предмета «Окружающий мир» – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных курсах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются.
Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Данная особенность процесса изучения мира распространяется на все его существенные стороны – природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Именно эта уникальность отмечается в документах нового образовательного стандарта, значительная часть содержания которого
может быть с успехом реализована на уроках «Окружающего мира». Если это поймет и примет учитель, то требования стандарта к освоению основной образовательной программы начального общего образования по всем трем показателям – личностные, метапредметные и предметные результаты — будут выполнены.