Достижение личностных результатов средствами урочной и внеурочной деятельности.
Достижение личностных результатов средствами урочной и внеурочной деятельности.
Изменения, происходящие в современной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
С введением в 2011 году ФГОС появились новые требования к результатам образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин “Универсальные учебные действия” означает умение учиться. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер УУД проявляется в том что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от её специально- предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:
1.личностный
2. регулятивный
3. познавательный
4. коммуникативный
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
1.личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2. смыслообразование ( т.е. ученик должен задаваться вопросом : какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать)
3.нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
К личностным УУД относятся:
*положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
*желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
*осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
*осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе;
*осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
*осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
*стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для развития ЛУУД учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные образовательные технологии. Процесс обучения строится таким образом чтобы сформировать у ребенка интерес и стремление учиться , а также совокупность УУД, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс работы и контроль над ним. Для этого можно использовать различные технологии:
*технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
* технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
* технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
*проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
*ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
* технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе литературных произведений на предмете «Литературное чтение» позволяет повышать уровень нравственного развития детей, “относительно самого себя”, создать для каждого целостную картину мира. А также способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Применительно к предмету «Математика» следует выделить два вида действий:•действие смыслообразования, Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; •действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;
ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.
Для наиболее полного и успешного формирования ЛУУД такой времени отведенного на урок очевидно не хватает. В нашей школе есть различные направления, которые способствуют формированию личностных УУД во внеурочной деятельности:
«В наш мир народною тропой» (ребенок учится делать нравственный выбор)
«Я-гражданин России»( формирования толерантности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;)
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»( приобщение детей к культуре. привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание. )
«Школьный калейдоскоп»( Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.Предоставление детям права выбора. Привитие навыков самоуправления.)
«Занимательное естествознание»( освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе)
« В мире книг» (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности)
«Театральная мастерская»(Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей, эстетического вкуса, создание условий для самореализации)
«Изостудия» Приобщение детей к культуре.
« Игротека»
« Я-исследователь» (Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. )
Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?
Поддерживать познавательную потребность
Эмоционально стимулировать умственные усилия и проявления творчества учащихся
Реализовывать потребности в самовыражении
Видеть перспективу развития навыков социального общения и личностного отношения к происходящему
Участвовать в общественной жизни школы
И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды. Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.
1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.
2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.
4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.
5.У ребёнка сформирована мотивация.
6.Сформирована адекватная самооценка.
И в заключение хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. Личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.