Статья Первенство ГПД по здоровью Часть 1. Здоровьесберегающая технология для воспитателя ГПД


Автономная некоммерческая общеобразовательная организация
«Гимназия Святителя Василия Великого»

143020, Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево,
Кокошкинское ш., д. Зайцево, д. 1. Тел: +7 (495) 594-01-01









Первенство ГПД по здоровью

Часть 1.

Здоровьесберегающая технология для воспитателя ГПД





Автор: Самарина Татьяна Михайловна


Воспитатель ГПД




Московская область, 2017 г.

Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc477107332" 14Первенство ГПД по здоровью 13 PAGEREF _Toc477107332 \h 1411515
13 LINK \l "_Toc477107333" 14Замысел 13 PAGEREF _Toc477107333 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc477107334" 14Разминка 13 PAGEREF _Toc477107334 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc477107335" 14Моделирование процесса поиска технологии 13 PAGEREF _Toc477107335 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc477107336" 14Вопросы и ответы 13 PAGEREF _Toc477107336 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc477107337" 14Шаги моделирования 13 PAGEREF _Toc477107337 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc477107338" 14Анализ расписания ГПД 13 PAGEREF _Toc477107338 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc477107339" 14Причины неблагополучного здоровья учащихся 13 PAGEREF _Toc477107339 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc477107340" 14Средства здоровьесберегающих технологий 13 PAGEREF _Toc477107340 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc477107341" 14Задачи технологии 13 PAGEREF _Toc477107341 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc477107342" 14Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе 13 PAGEREF _Toc477107342 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc477107343" 14Виды здоровьесберегающих технологий 13 PAGEREF _Toc477107343 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc477107344" 14Ода игре 13 PAGEREF _Toc477107344 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc477107345" 14Требования к технологии 13 PAGEREF _Toc477107345 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc477107346" 14Построение технологии 13 PAGEREF _Toc477107346 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc477107347" 14Шаги построения 13 PAGEREF _Toc477107347 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc477107348" 14Раскрытие требований к технологии 13 PAGEREF _Toc477107348 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc477107349" 14Моделирование технологии 13 PAGEREF _Toc477107349 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc477107350" 14Раскрытие управления и входов 13 PAGEREF _Toc477107350 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc477107351" 14Правила соревнований 13 PAGEREF _Toc477107351 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc477107352" 14Раскрытие механизмов и выходов 13 PAGEREF _Toc477107352 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc477107353" 14Участники первенства и их роли 13 PAGEREF _Toc477107353 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc477107354" 14Подогрев интереса 13 PAGEREF _Toc477107354 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc477107355" 14Общее описание первенства 13 PAGEREF _Toc477107355 \h 14191515
15

Замысел
Давайте рассуждать логически
Ирония судьбы, или С легким паром!
Разминка
Окунувшись в необъятное море здоровьесберегающих технологий, я вынырнула (с некоторым багажом) и, отдышавшись, задала себе простой и естественный вопрос: что я, воспитатель ГПД, могу конкретно предложить своим воспитанникам в рамках этих технологий?
Сразу хорошего ответа не нашла, поэтому решила подумать и попытаться смоделировать процесс поиска (или построения) этой технологии.
Для этого я обратилась к методологии структурного анализа, которая обещает «золотые горы». Эта методология предлагает использовать универсальные строительные блоки (см. рис. 1) для моделирования любого субъекта. Что значит "моделирует"? Вот определение:
"М моделирует А, если М отвечает на вопросы относительно А".

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

Рисунок не очень пугает (всего-то один прямоугольник и четыре стрелки), но и совсем простым его не назовешь. Надо попробовать «на кошечках»
· попытаюсь построить процесс приготовления мясного фарша. Итак (см. рис. 2),
беру мясо и ингредиенты (Вход),
читаю инструкцию по технике безопасности и любимый рецепт (Управление),
использую ручную технологию, применяю мясорубку, исполняю роль повара (Механизмы),
в рамках процесса приготовления (Процесс)
получаю свой фарш (Выход).

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

Моделирование процесса поиска технологии
Вопросы и ответы
Теперь стало понятнее, как моделировать процесс. Набравшись некоторого опыта, попробую построить модель процесса поиска нужной мне технологии (т.е. буду задавать сама себе каверзные вопросы).


Вопросы
Ответы

1.
Что ты собираешься моделировать?
У меня есть цель – смоделировать процесс построения здоровьесберегающей технологии для воспитателя ГПД (вписываю название процесса в центральный блок модели, а в блок Выход - Здоровьесберегающая технология для воспитателя ГПД), и единственное требование (это мои задачи) – определить для этого процесса входы, выходы, управление и механизмы (вписываю в блок Управление элемент Требования к моделированию). Моделировать буду я в роли Воспитателя ГПД (вписываю в блок Механизмы элемент Воспитатель ГПД).

2.
Зачем вообще эта модель нужна?
Модель создается для понимания и анализа моделируемого объекта. Она создается с использованием графического языка, который обеспечивает лаконичность, однозначность и точность при описании объекта.

3.
Почему нельзя просто взять какую-нибудь технологию и ее использовать?
У воспитателя есть свои специфические требования к технологии – мы о них еще поговорим.

4.
А что еше будет находиться в управляющем блоке?
Расписание ГПД, а также разные регламентирующие документы (вписываю в блок Управление элементы Расписание ГПД, и Регламентирующие документы)

5.
А что у нас будет на входе в процесс, что он будет обрабатывать?
В рамках процесса построения здоровьесберегающей технологии будут обрабатываться сведения о причинах неблагополучного здоровья учащихся, и сведения о средствах, способных как-то компенсировать их влияние (вписываю в блок Вход элементы Сведения о причинах неблагополучного здоровья учащихся и Сведения о компенсирующих средствах). После этого мы сможем сформулировать задачи, которые будут стоять перед нашей технологией (вписываю в блок Вход элемент Сведения о задачах технологий).

6.
И все?
Пока нет. Состояние здоровья у всех детей разное, поэтому нельзя всех стричь «под одну гребенку». Нужен список детей с указанием показателей их здоровья (вписываю в блок Вход элементы Список детей ГПД с показателями их здоровья). И еще: нужна какая-то базовая установка (вписываю в блок Вход элемент Сведения о принципах здоровьесбережения).

7.
Вернемся к блоку Механизм. Ты справишься со всем этим одна?
Нет, конечно. Мне будет нужна помощь школьного врача, физрука и классного руководителя (вписываю в блок Механизм элементы Школьный врач, Физрук и Классный руководитель).

8.
Ты куда-то ныряла сегодня. Что ты там нашла?
Хороший вопрос, совсем об этом забыла. Я нашла там полезные сведения о причинах неблагополучного здоровья учащихся, сведения о компенсирующих средствах, сведения о видах базовых технологий, сведения о природных ресурсах детей, которые призваны решать эти технологии (вписываю эти сведения четырьмя отдельными элементами в блок Вход).

9.
А дети будут участвовать?
Нет, не спеши. Это еще не модель технологии, где дети, конечно, будут участвовать в каких-то определенных ролях, а модель построения технологии.

10.
Нужен будет какой-нибудь инвентарь?
Опять нет. Еще раз: это пока только модель построения технологии, для нее мячи и скакалки не нужны.

11.
Технологии обычно делятся на этапы, а здесь их пока не видно. Почему?
Правильно. Они появятся позднее, когда технология будет определена.

12.
А где комплексы упражнений
Они тоже появятся позднее, когда технология будет определена.

13.
Пока вопросов больше нет.
Хорошо. Посмотрим, что получилось (см. рис. 3). Кое-что мы уже определили – эти элементы выделены бледно-голубым фоном.



13 EMBED Visio.Drawing.11 1415

Шаги моделирования
Сначала мы изучим расписание ГПД – от него очень многое зависит, а затем начнем заполнять «белые пятна» в модели процесса построения технологии.
Анализ расписания ГПД
Группа продленного дня тоже имеет расписание занятий. Среди них – кружки, секции, самоподготовка и прогулки. На кружках, секциях и во время самоподготовки воспитатель практически не имеет возможности применять здоровьесберегающие технологии, а вот на прогулке он – король (или королева), здесь дети находятся в его полном распоряжении, и это дает ему прекрасный шанс для планомерного и систематического применения здоровьесберегающих технологий.
Сказав «Прогулка по расписанию», мы сразу получаем несколько выводов, важных для выбора (или построения) нашей технологии:
Технология должна быть применима на свежем воздухе (и это хорошо – наши дети мало бывают на свежем воздухе).
Прогулки включены в расписание ГПД ежедневно, значит, и технология должна строиться на столь же регулярной основе.
Время проведения разовых мероприятий технологии ограничено интервалом в 30 – 40 минут (расписание нарушать нельзя).
Местом проведения мероприятий технологии является школьный двор, максимум – близлежащая территория (на прогулке далеко не уйдешь).
Расписание ГПД достаточно стабильно, поэтому и технология может (и должна!) носить планомерный и систематический характер. Это значит, что технология может включать несколько связанных между собой этапов.
Технология не должна быть отягощена необходимостью применения какого-то специфического инвентаря – используются только подручные средства, доступные на любом школьном дворе.
Технология не должна требовать какой-то специальной формы (физкультурной, плавательной и т.п.): в чем пришли в школу – в том и занимаются (времени на переодевание нет, да и ежедневно утяжелять ранцы дальше некуда).
Технология должна быть достаточно простой и доступной для использования обычным воспитателем.

Заметим, что фактически мы определили первую группу требований к нашей технологии.
Теперь попробуем разобраться: кто – враг, а кто – друг.
Причины неблагополучного здоровья учащихся
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся, по мнению ряда специалистов, относятся:
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Понятно, что воспитатель ГПД не в состоянии справиться со всеми перечисленными причинами, поэтому сконцентрируемся на том, что вполне доступно технологии, которую мы ищем, и сформулируем еще одно требование к ней:
Технология должна нейтрализовать недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников.

Теперь мы закрыли первое «белое пятно» в модели построения технологии, а именно «Сведения о причинах неблагополучного здоровья учащихся».

Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы компенсирующих средств:

средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций и т.д.
Из перечисленных выше групп наиболее перспективными для применения в рамках нашей технологии представляются две первых группы средств, поэтому мы введем еще два требования к технологии:
Технология должна регулярно и разнообразно использовать средства двигательной направленности.
Технология должна максимально использовать оздоровительные силы природы.

Здесь мы закрыли второе «белое пятно» в модели построения технологии, а именно «Сведения о компенсирующих средствах».

Задачи технологии
Получив представление о причинах неблагополучного здоровья детей, можно конкретизировать задачи, которые должна решать наша технология:
коррекция нарушений осанки;
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством выполнения дозированных нагрузочных упражнений;
укрепление мышц и связок, развитие гибкости тела;
обучение спортивным оздоровительным технологиям.

Мы закрыли третье «белое пятно» в модели построения технологии, а именно, «Сведения о задачах технологий».

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе
Принципы были сформулированы родоначальником этого понятия - Н.К. Смирновым.
"Не навреди!"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Здесь все понятно, поэтому мы не будем ничего комментировать, а просто постараемся им не противоречить.
Кстати, мы уже закрыли четвертое «белое пятно» в модели построения технологии, а именно, «Сведения о принципах здоровьесбережения».
Стоп! В журнале ГПД есть список детей с указанием показателей их здоровья. Теперь становится понятным, что принцип "Не навреди!" не столь банален, каким кажется: ведь в группе есть мальчики и девочки, вполне здоровые дети и не очень здоровые, из чего вытекает новое требование:
Технология должна обеспечивать дифференцированный подход к детям в зависимости от их половозрастных характеристик и показателей здоровья.

Один раз обжегшись, еще раз внимательно изучаем принципы и отмечаем, что принцип непрерывности в нашем случае может быть переведен в категорию требований:

Технология должна обеспечивать постоянную и комплексную работу по сохранению и защите здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий
По характеру действия различают следующие виды технологий:
Часто выделяют следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий:
Защитно – профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно – гигиенические требования, чистота, прививки, др.).
Компенсаторно – нейтрализующие: используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия. (физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков и др.)
Стимулирующие технологии: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (закаливание, физические нагрузки).
Информационно – обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здесь мы закрыли пятое «белое пятно» в модели построения технологии, а именно «Сведения о видах здоровьесберегающих технологий».
Все эти виды, конечно, интересны, но что-то новое нам дают только стимулирующие технологии. Но как активизировать собственные ресурсы детского организма?
Ответ на этот вопрос я нашла в монографии Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий»: активизировать собственные ресурсы детского организма можно путем вовлечения его в игру.
Тем самым мы закрыли шестое «белое пятно» в модели построения технологии, а именно «Сведения о природных ресурсах детей».
Ода игре
Позволю себе довольно большую цитату из этой монографии.
«Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.»

Итак, благодаря Г.К. Селевко, мы нашли «золотой ключик» к нашей технологии – она должна быть игровой, что мы закрепим в новом требовании:
Технология должна относиться к классу игровых технологий.

Требования к технологии
Анализ локальных требований к технологии
Мы уже сформулировали достаточно много требований, но все они отражают точку зрения с позиции какого-то конкретного блока модели, поэтому мы будем их называть локальными.
Следующая наша задача – проверить все локальные требования на соответствие рекомендациям международного стандарта ISO/IEC/IEEE 29148:2011(E) к написанию технических заданий (что делать: назвалась груздем – полезай в кузов!). Формулирование требований – сложная задача, которую не всегда удается решить с первого раза.
Это стандарт вводит следующие характеристики локальных требований:


Характеристика
Описание

1.
Необходимость
Требование определяет существенные возможности, характеристики, ограничения и/или показатели качества. Если оно будет удалено или исключено, возникнет неполноценность, которая не может быть выполнена другими возможностями технологии.

2.
Свобода реализации
Требование показывает, что является необходимым и обоснованным в технологии, чтобы исключить ненужные ограничения на архитектурное проектирование. Цель состоит в том, чтобы обеспечить независимость реализации. Требование констатирует, что требуется, а не как требование должно быть выполнено.

3.
Однозначность
Требование сформулировано таким образом, что оно может быть интерпретировано только одним способом. Текст требования прост и его легко понять.

4.
Совместимость
Требование свободно от конфликтов с другими требованиями

5.
Полнота
Требование не нуждается в дальнейшем уточнении.

6.
Простота
Требование включает только одно требование без использования союзов.

7.
Осуществимость
Требование технически достижимо.

8.
Проверяемость
Требование располагает средствами, чтобы доказать, что технология ему удовлетворяет.


Формулирование общих требований к технологии
Следующий шаг, который мы должны сделать - свести все отредактированные локальные требования в единый набор общих требований к технологии и проверить этот набор на соответствие рекомендациям того же стандарта ISO/IEC/IEEE 29148:2011(E) в отношении характеристик наборов требований.
Это стандарт вводит следующие характеристики наборов требований:


Характеристика
Описание

1.
Полнота
Набор требований не нуждается в дальнейшем уточнении, потому что он содержит все, относящееся к определению и спецификации технологии. Кроме того, набор не содержит положений типа «должны быть определены», «должны быть указаны», или «должны быть решены».

2.
Совместимость
Набор требований не содержит индивидуальных требований, которые противоречат друг другу. Требования не дублируются. Один и тот же термин трактуется одинаково во всех требованиях.

3.
Доступность
Полный набор требований может быть удовлетворен решением, которое можно получить/осуществить в рамках существующих ограничений (например, стоимости, сроков, технических, правовых, нормативных).

4.
Ограниченность
Набор требований содержит идентифицированные границы для намеченного решения без увеличения сверх того, что необходимо для удовлетворения потребностей пользователей.

Мы больше не будем затруднять читателя техническими деталями, а сразу покажем окончательный результат.
Общие требования к нашей здоровьесберегающей технологии состоят в следующем:

Технология должна относиться к классу игровых технологий.
Технология должна состоять из ежедневных этапов, привязанных к прогулкам в расписании ГПД.
Каждый этап должен быть направлен на решение одной задачи (для примера см. раздел Задачи технологии).
Время проведения каждого этапа должно составлять 30 – 40 минут.
Все этапы должны составлять единую систему.
Технология должна иметь ежедневный план применения на учебную четверть.
Технология должна быть применима на свежем воздухе.
Местом проведения этапов является близлежащая к школе территория.
Технология должна обеспечивать дифференцированный подход к детям в зависимости от их половозрастных характеристик.
Технология должна обеспечивать дифференцированный подход к детям в зависимости от показателей здоровья.
Каждая задача должна соответствовать дифференцированному подходу к детям.
Технология не должна быть отягощена необходимостью применения какого-то специфического инвентаря.
Технология не должна требовать какой-то специальной формы одежды.
Технология должна быть доступной для использования обычным воспитателем.

Мы полностью определили модель процесса построения здоровьесберегающей технологии для воспитателя ГПД и можем непосредственно перейти к построению технологии.
Построение технологии
Шаги построения
Строить нашу технологию мы будем по следующим шагам:

Раскрытие требований к технологии.
Моделирование технологии.
Раскрытие управления, входов, механизмов и выхода.

Раскрытие требований к технологии
Первый шаг состоит в том, чтобы предложить подход, который будет соответствовать нашим требованиям.



Требования
Решение технологии

1
Технология должна относиться к классу игровых технологий.
Технология представляет собой спортивное соревнование (многоборье по здоровьесберегающим упражнениям).

2
Технология должна состоять из ежедневных этапов, привязанных к прогулкам в расписании ГПД.
Во время каждой прогулки проводится соревнование по одному виду упражнений.

3
Каждый этап должен быть направлен на решение одной задачи (для примера см. раздел Задачи технологии).


4
Время проведения каждого этапа должно составлять 30 – 40 минут.
Время проведения каждого упражнения ограничено 30 – 40 мин.

5
Все этапы должны составлять единую систему.
Все соревнования объединены в единый турнир под общим названием "Первенство ГПД по здоровью" (пример - Олимпиада).

6
Технология должна иметь ежедневный план применения на учебную четверть.
Для первенства составляется ежедневное расписание (пример - чемпионат по футболу, только там - еженедельный цикл).

7
Технология должна быть применима на свежем воздухе.
Для первенства подбираются упражнения, которые удовлетворяют этим требованиям.

8
Местом проведения этапов является близлежащая к школе территория.


9
Технология должна обеспечивать дифференцированный подход к детям в зависимости от их половозрастных характеристик.
ГПД делится на подгруппы, однородные по половозрастным характеристикам и показателям здоровья. Для простоты эти подгруппы далее будут называться командами. Для повышения интереса командам можно дать имена (лучше, если это сделают сами дети).

10
Технология должна обеспечивать дифференцированный подход к детям в зависимости от показателей здоровья.


11
Каждая задача должна соответствовать дифференцированному подходу к детям.
Для каждой команды формируется свой набор упражнений и определяется свое расписание.

12
Технология не должна быть отягощена необходимостью применения какого-то специфического инвентаря.
Для первенства подбираются упражнения, которые удовлетворяют этим требованиям.

13
Технология не должна требовать какой-то специальной формы одежды.


14
Технология должна быть доступной для использования обычным воспитателем.
Для Первенства подбираются упражнения, которые удовлетворяют этим требованиям).


Моделирование технологии
Мы уже имеем большой опыт моделирования (две рабочих модели и одна учебная), поэтому можем на этом шаге подробно не останавливаться, а сразу перейти к результату.

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415


Раскрытие управления и входов

Элемент модели
Описание

Управление

Требования к технологии
Требования к технологии были раскрыты на первом шаге построения технологии.

Расписание первенства
Описано в решении по требованию №2.

Правила соревнований


Входы

Список детей ГПД с показателями их здоровья
Должен был быть определен как один из входов для моделирования процесса построения здоровьесберегающей технологии для воспитателя ГПД

Составы команд
Определяются в соответствии с требованиями №9 и №10. Будет легче подводить итоги, если число участников в каждой команде окажется примерно одинаковым.

Наборы упражнений
Определяются в соответствии с требованием №11.


Правила соревнований
В каждой команде по каждому этапу, т.е., ежедневно, устанавливается распределение мест.
Если кто-то пропускает день, то считается, что он занял в этот день последнее место.
Каждый участник набирает за день то количество очков, которое соответствует его месту (победитель – 1 очко, второй призер – 2 очка и т.д.).
Общий зачёт ведется по сумме набранных участником очков: чем меньше очков, тем выше место в общей турнирной таблице.
Раскрытие механизмов и выходов
Участники первенства и их роли

№№
Роли участников
Выполняемые обязанности


Руководитель первенства (Классный руководитель)
Утверждение требований к технологии
Утверждение расписания первенства
Утверждение правил соревнований
Утверждение наборов упражнений
Утверждение составов команд
Утверждение плана мероприятий по подогреву интереса
Утверждение ролей участников и их функций
Утверждение итогов первенства


Организатор первенства (Воспитатель ГПД)
Подготовка требований к технологии
Подготовка расписания первенства
Подготовка правил соревнований
Подготовка плана мероприятий по подогреву интереса
Подготовка ролей участников и их функций
Подготовка итогов первенства


Врач первенства (Школьный врач)
Утверждение наборов упражнений
Утверждение составов команд


Главный тренер (Школьный учитель физкультуры)
Подготовка наборов упражнений
Подготовка составов команд


Судья (назначается Организатором первенства в каждой команде из числа соревнований)
Ведение протокола выступлений участников своей команды
Оказание помощи Организатору в определении оценки выступлений участников своей команды


Участник соревнований
Выполнение игровых упражнений в своей команде


Подогрев интереса
Для поддержания постоянного интереса к первенству рекомендуются следующие механизмы:
Учреждение призов и почетных званий.
Ежедневное ведение турнирной таблицы и текущего положения участников (как в футболе).
Учреждение переходящих званий (в зависимости от набора упражнений: «Лучший бегун», «Лучший скакун» и т.п.).
Регулярное освещение хода первенства в школьных СМИ.

Общее описание первенства
Первенство ГПД по здоровью представляет собой спортивное соревнование (многоборье по здоровьесберегающим упражнениям). Оно проводится ежедневно во время прогулки на школьном дворе.
Все соревнования объединены в единый турнир под общим названием "Первенство ГПД по здоровью" (пример - Олимпиада). Общая продолжительность первенства – учебная четверть.
Группа разбивается (заранее) на 2-3 команды, однородные по половозрастным характеристикам и показателям здоровья. Для каждой команды формируется свой набор упражнений и определяется свое расписание. Во время каждой прогулки проводится соревнование по одному виду упражнений. Суммарное время проведения упражнения всеми учениками ограничено 30 – 40 мин.
Для первенства подбираются упражнения, которые не отягощены необходимостью применения какого-то специфического инвентаря и не требуют какой-то специальной формы одежды.
Выступление каждого ученика оценивается в очках.
В каждой команде по каждому этапу, т.е., ежедневно, устанавливается распределение мест. Каждый участник набирает за день то количество очков, которое соответствует его месту (победитель – 1 очко, второй призер – 2 очка и т.д.). Если кто-то пропускает день, то считается, что он занял в этот день последнее место.
Выступления всех участников заносятся в протокол соревнования (фамилия и имя участника, название упражнения, время начала и завершения упражнения (если это необходимо), показатели выполнения по установленным критериям, сумма набранных баллов).
Общий зачёт ведется по сумме очков, набранных участником за учебную четверть: чем меньше очков, тем выше место в общей турнирной таблице.
 Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis & Design Technique)









13PAGE 14215




Рисунок 1Root Entry