Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 1- 4 классов УМК Школа 2100
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО на заседании НМС Директор МБОУ «Гимназия №17»
учителей нач классов Председатель НМС ________________
Руководитель МО _______________ приказ № ______
_______________ протокол № от _________20______г.
протокол № _____ от_________20_____ г.
от _________20_____ г.
Основная образовательная программа начального общего образования
2. Содержательный раздел.
2.2. Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 1- 4 классов
Составитель:
Голянд О.Г.,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №17»
Кемерово
2016
Содержание
Стр.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….. 3
2. Содержание учебного предмета ………………………………… 6
3. Тематическое планирование……………………………………… 9
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание учебного предмета
1-й класс (33 ч)
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств.Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Получение представления об искусстве Древнего мира.
2-й класс (35 ч)
Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойствтёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Продолжение изучения техники аппликации.Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень). Продолжение изучения жанра натюрморта. Значение натурных зарисовок. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция. Народные промыслы России. Городецкая роспись.Углубление понятия о пейзаже. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит.Получение представления об искусстве Древнего Египта.
3-й класс (35 ч)
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Что такое натюрморт. Что такое пейзаж. Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Понятие о декоративном панно. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
4-й класс (35 ч)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Что такое мозаика и витраж. Русская икона. Монументальная скульптура. Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Зарисовки животных. Изучение техник отмывки и гризайли. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе. Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
3. Тематическое планирование
1класс
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
1–2 Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали. 2
3–5 Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод. 3
6–7 Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия и форма. 2
8–9 Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация. 2
10–11 Что такое симметрия. Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни. 2
12–14 Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты. 3
15–16 Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте. 2
17–18 Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон. 2
19–20 Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. 2
21 Пейзаж. 1
22–23 Народные художники. 2
24–26 Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. 3
27 Цвета и цветы. 1
28 Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность. 1
29–30 Из истории искусства. Древний мир. 2
31–32 Проекты 2
33 Резерв 1
2 класс
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
1 Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика. 1
2 Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. 1
3–4 Аппликация. 2
5–6 Музей искусств. Т р е т ь я к о в с к а я галерея. Обрамление картины. 2
7–9 Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски. 3
10–11 Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. 2
12 Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. 1
13–14 Рисунок. Штриховка. 2
15–16 Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. 2
17–18 Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца. 2
19–21 Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? 3
22–23 Народные промыслы России. Городецкая роспись. 2
24–26 Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. 3
27 Колорит – душа живописи. 1
28 Бытовая живопись. 1
29–30 Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. 2
31–32 Проекты. 2
33-35 Резерв 3
3класс
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
1–2 Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. 2
3–4 Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. 2
5–7 Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. 3
8–10 Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. 3
11–13 Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. 3
14–16 Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. 3
17–18 Народные промыслы: Золотая Хохлома. 2
19 Плетёные орнаменты. Звериный стиль. 1
20 Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. 1
21–23 Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. 3
24–25 Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. 2
26–29 Для любознательных: художник и театр. 4
30 Учимся видеть. Русский музей. 1
31–32 Проекты. 2
33-35 Резерв. 3
4 класс
№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов
1–2 Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. 2
3 Русская икона. Звенигородская находка. 1
4 Монументальная скульптура. 1
5 Новые виды искусств: дизайн и фотография. 1
6 На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. И.Левитан «Печальная, но дивная пора». 1
7 Изучаем работу мастера (Д.Митрохин «Яблоки») . Использование разных видов штриховки. 1
8-9 Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. 2
10-11 Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. 2
12-13 Зарисовки животных. 2
14 Для любознательных: отмывка. Гризайль. 1
15-16 Композиция и её основные законы. 2
17 Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. 1
18-19 Линейная перспектива. 2
20-21 Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. 2
22-25 Фигура человека. Пропорции. 4
26 Для любознательных: китайский рисунок кистью. 1
27-30 Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. 4
31-32 Учимся видеть: Эрмитаж. 2
33-35 Проекты. 3