Выступление на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла по теме Игровые технологии на уроках географии
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла по теме « Игровые технологии на уроках географии »
( Маковская В.В.)
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Функции игровых технологий:
- формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся
- толерантное отношение к окружающим.
- самореализация учащихся
Использование игровых технологий позволяет учителю:
- создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками
- развивать коммуникативные качества учащихся
- формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
- исключать неудовлетворительные оценки по предмету
Классификация игровых технологий.
- по форме деятельности учащихся можно разделить игры на индивидуальные, парные и групповые, а также общеклассные
- по типам – это игры познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе
- по форме проведения – игры – аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, инсценировка, драматизация и т.д. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока: в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала или в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я активно использую в учебном процессе следующие игровые моменты:
Дешифратор.
В 6 классе при изучении темы «План и карта»,чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
м а с ш т а б
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать термины, названия географических объектов, природные явления и процессы.
“Слова в словах”
Я пишу на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова предлагаю учащимся составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Например, и з букв слова “Караганда” ребята составляют такие названия: Канада, Ангара, Анкара.
«Геоалфавит».
Обычно в этой мини-игре участвует каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита поочередно. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.
Например: Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают.
«Кластеры»
На этапе актуализации знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на доске (или карточке) кластер.
Животные саванн
Птицы ? Копытные
? страус ? ? ? лев ? зебра жираф
В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Предлагаю несколько подвижных географических игр.
Игра “Раз! Два! Три!”
Учащиеся берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Игра “Широта и долгота”
Учащимися 6 класса трудно запоминается и воспроизводится информация о географических координатах. Поэтому мне помогает игра « Широта и долгота». Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Я называю любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, я называю остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.
«Флюгер»
Применяю при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и я говорю: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу ( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.
Все чаще я использую игру не только как элемент урока. Весь урок проходит в форме игры: КВН « Оболочки Земли », урок- игра « Морской бой » по теме « Мировой океан » , урок- путешествие
В старших классах я провожу деловые игры, которые помогают учащимся формировать целостное представления о профессиональной деятельности и ее динамике, приобретать проблемно-профессиональный и социальный опыт , развивать теоретическое и практическое мышление в профессиональной сфере.
Вот примеры некоторых из них.
Тема “Региональная характеристика мира” (урок-семинар)
Цель: сформировать общее представление о международных экономических отношениях, влияния НТР на структуру хозяйства, использования современных методов мониторинга.
Оборудование: карточки-задания, карты атласа, дополнительная литература, настенная политическая карта мира, учебники.
Учащихся до проведения игры делю на группы, и они самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.
1 группа – политическую тему: формирование 3-х главных центров экономического соперничества; партнерство и противоречия между странами.
2 группа – экономические вопросы, связанные с международным разделением труда, положением в нем развитых и развивающихся стран, ролью международных монополий в международном разделении труда.
3 группа – НТР на современном этапе; сдвиги в отраслевой и территориальной структуре хозяйства в период НТР; высокий уровень науки, техники и технологий на современном этапе.
4 группа – на экологическую тему, в которую входило рассмотрение современных методов и технических средств мониторинга за состоянием окружающей среды.
Группы учащихся состоят из 3-5 человек, и каждый участник выбирает только один вопрос , готовит его.
В результате данной игры учащиеся получают знания о мировой системе хозяйства; продолжают формировать умение работать с дополнительной литературой, картами различного содержания, слушать собеседника и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, обмениваться информацией и делать выводы.
Тема: “Международное географическое разделение труда” (урок-аукцион)
Цели: расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ, продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.
Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники. На подготовительном этапе объясняю суть игры, чтобы ребята правильно собрали информации по “своей” стране: группа из 3-4 человек должна подготовить визитную карточку страны, определить статьи импорта и экспорта страны, ее экономическое партнерство и доказать ее лидерство на мировом рынке.
Ход игры:
I раунд: подготовка рекламы;
II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции;
III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны;
IV раунд: брифинг.
Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.).
Заканчивается игра итоговым выступлением экспертов ( 2-3 сильных ученика и я).
Используя на практике игровые технологии я пришла к выводу, что данные технологии
- дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями
- создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации; теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать; отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничество, взаимопомощь- развивают коммуникативные и творческие способности учащихся, повышают их познавательную активность и предметную мотивацию
.