Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории. Истории средних веков.
Календарно-тематическое планирование уроков «Истории Средних веков» 6 класс 28 ч.
Составлено на основе программы Рабочая программа составлена с учетом требований о федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой под редакцией В.А. Ведюшкина «История средних веков» издательство «Просвещения» 2014. программа соответствует учебнику «История средних веков», Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2014 г.
№ п/п
Тема урока
Содержание
Понятия
Домашнее задание
Тип урока
Универсальные учебные действия.
Предметные результаты.
Дата
план.
факт.
1.
Введение.
Живое средневековье.
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Источники изучения истории средних веков.
Средние века, первобытность, цивилизация, государство, демократия, республика.
Стр.7 – 12, читать, пересказывать, подготовить проект Средневековые достопримечательности.
Урок открытия новых знаний
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. уважать традиции других народов. Познавательные: Представлять результаты своей деятельности в различных формах: презент, сообщение,рисунки, контурные карты. Активно применять знания, как в школе, так и повседневной жизни. Коммуникативные:
– излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные.
связи на простом и сложном уровне.
– утанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деят-ности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
– оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные:
– излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Решать творческие задачи в группе, принимать, отличную от своей точку зрения.
Личностные:аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. уважать традиции других народов.
Называть хронологические рамки средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание памятников Средневековья по историческим источникам
Тема 1
Становление средневековой Европы
(V-XI в.в.) 4ч.
2.
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6 – 8в.в.
Великое переселение. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
Великое переселение народов, арианство.
§1.стр. 13 – 21
стр.20 вопросы 1 – 4 выполнить устно
Урок открытия новых знаний
Показывать на исторической карте территорию расселения германских племён, описывать образ жизни. Объяснять значение понятий. Учить составлять схемы, сравнительные таблицы, развивать умение анализировать ,обобщать материал.
3.
Возникновение, распад империи Карла Великого.
Карл Великий. Франкская империя. Создание и распад государства Каролингов. Развитие искусства, науки в правлении Карла.
Усобицы, магнат, бенефиций, феод.
§ 3 стр. 27 -32 стр. 32 работать по карте.
Урок рефлексиии
Называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. Сопоставлять политику Карла иХлодвига.
4
Феодальная раздробленность Западной Европе
9 – 11 в.в.
Раздробленность, причины раздробленности. Понятие королевской власти. Значение централизованного государства. Доме короля.
Раздробленность,феодальная лестница, централизованное государство.
П. 4 стр. 33 – 39 работать по иллюстрациям.
Урок открытия новых знаний
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии, объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
5
Англия в раннее Средневековье.
Политическая раздробленность. Англия и норманнское завоевание. Английский король Артур.Варяги и народы восточной Европы. Объединение Англии в единое госуд. Норманнские Рюриковичи – первая династия князей Древней Руси.
Рыцари, норманны, скандинавия.
П. 5 стр. 40 – 45 стр. 45 вопросы 1 – 6 устно. Стр. 41 карта.
Урок открытия новых знаний
Называть характерные черты политического устройства государства. Выявлять последствия норманнского завоевания.
Тема 2
Византийская империя и славяне в VI-XI вв. 2ч.
6.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Территория, хозяйство, государственное устройство империи. Византийские императоры. Культура Византии. Просветители Кирилл и Мефодий. Византия и её место в истории Европы. Византия – наследница мира Античности. Храм Святой Софии. Иконопись. Искусство внутреннего оформление храма – иконопись, фреска, мозаика.
Василев-с, «путь из варяг в греки», базилика, канон, фреска, неф, алтарь, икона, крестово-купольный храм.
Миссионеры, глаголица, кириллица.
§6, стр.47 –и52, стр. 52, работать по карте., заполнить контурную карту стр.2. п. 7, стр. 54 – 58.
Урок открытия новых знаний
Коммуникативные:
– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.
Личностные :
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Осваивать гуманистические традиции прошлых поколений.
Познавательные:
– анализировать и обобщать, доказывать, делать выводыопределять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным
или самостоятельно выбранным основаниям;находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ)
устанавливатьпричинно_следственные связи – на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы.
Регулятивные:– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической (в т.ч. в своих проектах);– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и лично.
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки; оценивать степень и способы деятельности и достижения.
Называть существенные признаки политического устройства Византии, сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Анализировать отношения Византии с соседними странами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.
7.
Образование славянских государств.
Ранние славянские государства. Племенные ветви, занятия славян. Великоморавская держава. Славянское госуд. Киевская Русь. Занятие славянских государ. Слабость Великоморавского госуд и его подчин. Германии. Образ Киевской Руси.
Союз племен. Древнерусское государство. Вождь, дружина.
§8, стр. 60 – 66, читать, пересказыватьподготовить сообщение о Кирилле и Мефодие, стр.65 изучить карту.
Унрок общеметодич направленности
Показывать на карте славянские государства. Сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян.
Анализировать политическое устройство.
Тема 3
Арабы в VI-XI вв. 1ч.
8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Расселение и занятия арабских племён. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов. Коран. Устройство мечети. Арабское государство, Багдадский халифат. Кордовский эмират. Значение культуры Халифата. Арабская поэзия и сказки.
Бедуины. 77, читать , пересказывать, подготовить сообщение о рождении новой религии., стр. 74. 76Ислам, Коран, шариат, халифат, имам, мечеть.
§9, стр. 68 - ,76читать, пересказывать.
П. 10стр. 84, вопросы №2, 3 выполнить письменно.
Урок открытия новых знаний
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Познавательные: устанавливать причинно_следственные связи – на простом и сложном уровне; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;троить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Коммуникативные:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической.– определять цель, проблему в деятельности: планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, используя ИКТ; работать по плану, находить и исправлять ошибки, оценивать степень и способы достиж. цели в учебных и жизненных ситуациях.
Показывать на карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата, объяснять причины военных успехов арабов и причины распада халифата. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Объяснение с опорой на иллюстрации
Тема 4
Феодалы и крестьяне. 2ч
9.
Средневековая деревня и её обитатели.
Крестьянство, феодальная зависимость, повинности. Феодалы и крестьянская община. Жизнь, быт и труд крестьян.
Феодальная вотчина, феодал, зависимые крестьяне., повинности, натуральное хозяйство.
§11, стр 87- 93, работать по иллюстрация, читать, пересказывать. Учить понятия.
Комбинированный урок
Познавательные устанавливать причинно -следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям..
Личностные : извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабат. Собственные мировоззренческие позиции.
Коммуникативные:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической деятельности. планировать деятельность, используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, – оценивать степень и способы достижение цели в учебных и жизненных ситуациях.
Систематизировать информацию о феодале, крестьяне и их отношениях. Характеризовать основные признаки феодального общества, описывать занятия и образ жизни крестьян
10
В рыцарском замке.
Сословия. Феодализм. Феод землевладение. Сеньоры и вассалы.Европейское рыцарство: образ жизни и правила оведения. Отличит знаки рыцаря.. Рыцарь – конный воин вдоспехах. Распространение архитектуры замков. Замок жилище и крепость феодала.
Сословия, сеньор, вассал, феодализм, зависимые крестьяне, рыцарь, турнир, герб, куртуазность, община, натуральное хозяйство, фольклор.
§12, стр. 94 – 101, читать, пересказывать, работать по иллюстрациям. Творческие проекты: Рыцарской замок, Средневековая деревня.
Урок общеметодической направленности.
Описывать образ жизни рыцарства на основе текста и иллюст материала учебника,раскрыв. особен.рыцарской культуры. Анализировать роль замка в рыцарской культуре,выполнять работу, опираясь на содержание изучен. главы.
Тема 5.
Средневековый город в Западной и Центральной Европы. 2ч.
11
Формирование средневековых городов.
Горожане и их образ жизни.
Возникновение городов. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан. мастера, подмастерья. Образ жизни горожан. Городская беднота и восстания. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.Союз городов и королей.
Бюргеры, буржуа, магистрат, бургомистр, мэр, цех, гильдия, шедевр, ярмарка, банк. Ратуши, патриции.
§ 13, стр. 102 – 109, читать, пересказывать, учить понятия. П. 15, стр. 117 – 124, работать по иллюстрациям. ПроектИстория Средневековых городов.
Урок рефлексии
Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоз. позиции.
Познавательные: устанавливать причинно_ следственные связи – на простом и сложном уровне; анализировать и обобщ.доказывать, делать выводы, определять понятия. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
Коммуникативные: создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Регулятивные:
– определять цель, проблему в деятельности: учебнойжизненно_практическойдеятельност, оценивать способ и достижение цели, сравнивать цель с достигаемым результатом, делать выводы..
Называть характерные черты политического устройства средневекового города. Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов.
12
Торговля в Средние века.
Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки – общеизвестные места торговли в Европе. Ростовщики, банкиры..
Ярмарки, ростовщики, тоговля, города – республик, гильдиии. Сословия.
п.14, стр.читать, пересказывать, работать с иллюстациями. 114 – 115 работа по карте.
Урок общеметодической направленности.
Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий, называть причины усиления королевской власти.
Тема 6.
Католическая церковь 11-13в.в. Крестовые походы. 2ч.
13
Могущество папской власти Католическая церковь и еретики.
Власть духовная и светская. Разделение христианства. Фома Аквинский. Преследование еретиков. Римско-католическая церковь в средневековье. Папа Римский Григорий 7. Двухсотлетняя борьба пап и королей.
Таинства, индульгенция, сословия, клюнийская реформа, конклав, «хождение в Каноссу».
§16,стр. 127 – 135, читать, пересказывать
Изучение нового материала с постановкой проблемного задания
Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям .устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. Строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Личностные : извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Коммуникативные: освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; понимать позицию другого, выраженную в явном и неиявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные:определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической (в т.ч. в своих проектах);выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самост. исправлять ошибки.
Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий.
Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать материал в виде схемы.
14
Крестовые походы.
Причины крестовых походов и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Цели различных участников крестовых походов. Распад Византии и ее востановление. Клермонский призыв папы Урбана 2. Укрепление королевской власти значение походов.
Крестовые походы, крестоносцы. Духовно – рыцарские ордена.
§16, стр.135 – 149, читать, анализировать текст, стр. 149. заполнить таблицу «Крестовые походы». Стр 140 141, 145, работать по карте.
Урок общеметодической направленности.
Определять по карте направления Крестовых походов. Называть участн религиозных движен. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученнойглавы.Находить информацию в Интернете о о Фридрихе1Барбароссе,Филиппе2 Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Тема 7
Образование централизованных государств в Западной Европе.(XI-XVвв) 6ч.
Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззрение позиции.
Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне;анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщ.доказывать, делать выводы, определять понятия. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. средства достижения цели в группе и лично. планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки;. Решать творческие задачи. Представлять результаты своей деятельности в различных формах: презентации, сообщение. Рисунки, контурные карты. Активно применять знания как в школе, так и повседневной жизни.
Коммуникативные: активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное сотрудничество с другими людьми.
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Формировать историческое мировоззрение.
Принимать точку зрения других учеников. Готовность к сотрудничеству при достижения положительных результатов.
Регулятивные:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практическойдеятельности.
определять цель, проблему в деятельности:
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. средства достижения цели в группе и лично.
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
– оценивать степень и способы деятельности и достижения.
15
Как происходило объединение Франции.
Сословно-представительная монархия. Генеральные штаты. Франция централизованное государство. Как происходило. Оформление сословной монархии. Людовик 9 Святой.
Судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия
§18, стр. 151 – 158. читать, заполнять таблицу, стр. 158, работать по карте стр. 154.
Урок открытия новых знаний.
Показывать на исторической карте процесс объединения страны, называть основные события, связанные с процессом создания государства.
16
Что англичане считают началом своих свобод
Король Англии Вильгельм Завоеватель. Основатель нормандской династии, «Книга страшного суда»Великая хартия вольностей- конституция сословно – феодальной монархии. Парламент. Особенности сословной монархии.
Шериф, графства, парламент, сословное представительство.
§19, стр. 158 – 166. читать, заполнить таблицу. Стр. 166.
Урок общеметодической направленности.
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группир. материал праграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом завоевателем.Выявлять новизну реформ Генриха2. характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
17
Столетняя война.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна Д Арк. Признание подвига национальной героини. Коронация Карла.
Столетняя война, кризис.
§20, стр. 167 – 178, читать. Пересказывать, работать по иллюстрацим. стр. карта 177,
Урок открытия новых знаний
Показывать нпо карте ход войны. Называть имена её участников. Анали. причины, характер и последст. войны, высказывать своё суждение о деятельности Жанны д Арк и Карла VII
18
Усиление королевской власти во Франции и в Англии.
Восстановление Франции после трагедии Военных утрат. Борьба между Людовиком 11 и КарломСмелым.Усиление королевской власти во Франции. Война Алой и Белой розы итоги и последствия.
Междуусобная война централизованная власть
§21. стр. 178, читать, пересказывать.- 184. стр. 184, выполнить устно вопросы 1 – 4.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Рассказывать о последствиях Столетней войны. для Франции и Англии.
19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуостров
Мусульманская Испания – прочветающая часть Европы. Многовековая реконкиста в Испании.Распад кордовскго халифата. Реконкиста, сословные монархии, объединение Кастилии и Арагона.
реконкиста, аутодафе, фанатизм, абсолютизм, династическая уния.
§22. стр. 184 - 191, читать, пересказывать, работать по карте. Стр.186.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Находить на карте Пиринейский полуостров. Характеризовать сословно – монархические государства Пиринейского пол. Объяснять причины и особенности реконкисты.
20
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия в 12 – 15в.в.
Священная Римская империя германской нации. Территориальные княжества. Натиск на Восток. Союзы городов. Священная Римская империя и княжества в 14 веке. Король Карл 1 император Карл 4. Золотая булла, расцвет торговли.
Немецкие колонисты, курфюрсты, золотая булла.
§23, стр. 191 – 199, читать, пересказывать.
Урок развивающего контроля
Раскрывать причины сохранения феодал раздробленности в Германии. Высказ своё суждение об оценке деятельн исторических личностей с политической и моральной точек зрения
Тема 8
Славянскиегосударства и Византия в XIV-XV вв. 2ч.
21
Гуситское движение в Чехии.
Усиление роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем Чешского государства.Кризис католической церкви.. Папы и императоры. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные
§24, стр.200 – 207, читать, пересказывать. Работать по карте, стр.205.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Познавательные:
– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
– устанавливать причинно_следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. Строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Личностные УУД:
– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности,
обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Коммуникативные УУД:
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе
Показывать на карте ход гуситского движения, называть его участников. Анализировать причины, сущность гуситских войн, систематизировать материал в виде таблиц и схем.
22
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Завоевания сельджуков и османов. Византия, её падение. Османская империя.
янычары, султан, церковная уния.
§25, стр.208 – 213, читать, пересказывать, работать по карте стр.211 и иллюстрациям.
Урок окрытия новых знаний
Показывать на карте территории, Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию и другие государства. Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи
Тема 9
Культура Западной Европы в Средние века 3ч.
23
Образование и философия. Средневековая литература.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Фома Аквитанский – филосов. Схоластика и Аристотель. Ансельм Кентерберийский.
Университет, ваганты, рационализм.
Томизм, логика, схоластика Крипта, портал, готика, арка. Личность, портрет, инкунабула.
§26, стр. 214 – 223, читать. Анализировать текст, стр. 223. заполнить таблицу. П. 27, стр. 224 – 229, подготовить проект о выдающихся личностях
Урок общеметодической направленности.
Познавательные:
– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
– устанавливать причинно_следственные связи – на простом и сложном уровне.
анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. Строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Делать общие и промежуточные выводы.
Личностные :
– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности,
обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Коммуникативные:
– создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные:
– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической (в т.ч. в своих проектах);
– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать самостоятельно с дополнительной литературой, использовать ИКТ.
Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. Сравнивать современное обучение и обучение в период раннего средневековья Составлять описание средневековых памятников.
24
Средневековое искусство.
Культура раннего Возрождения в Италии.
Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы.Культурное наследие Византии. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания. Появление университетов. Схоластика
Возрождение, ренессанс, гуманисты, портал, рельеф.
§28, стр. 229 – 235, подготовить проект о архитектурных стилях. П. 29, стр. 236 – 243. читать , пересказывать.
Урок открытия нового знания.
Составлять рассказ экскурсию о памятниках средневекового искусства. Составлять рассказ описание по картине художника.Высказывать суждения о влиянии средневековой науки на дальнейшее развитие наук.
25.
Научные открытия и изобретения.
Развитие химии, медицины , астрономии. Начало производства огнестрельного оружия. Географические открытия.
Астрология, алхимия,домны, астралябии, каравеллы.
П. 30. стр 243 – 249, читать. Пересказывать. Стр. 249, запол таблиц. Подготовить проект о научных открытиях.
Урок изучения и первичного закрепления нового матери
Объяснять связь между использование водяного колеса и развитием металлургии. Анализировать последствия развития мореплавания.
Тема 10
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2ч.
26
Средневековая Азия: Китай, Япония,
Индия.
Император и подданные. Китай под властью монголов. Китай империя Тан – единое государство. Крестьянская война под руководством Хуон Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монголы и Чингизхан. Воссание красных повязок.Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж. Раджа, каста, Варна, пещерные храмы. Великий шелковый путь.
§31, стр. 251 - 264, стр.254. 261 работа по картам. Стр. 264 заполнить таблицу.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;
– устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне. анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. Строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Делать общие и промежуточные выводы. средства достижения цели в группе и лично - планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;находить и исправлять ошибки; оценивать степень и способы деятельности и достижения.
Личностные :извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Коммуникативные: создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно_практической (в т.ч. в своих проектах);выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Показывать на исторической карте государства востока работаь в группе. Составлять «паспорт» государства.
27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Неравномерность развития народов Африки. Территор расселения, занятия, образ жизни народов Центр. Африки Кочевники пустыни Сахары. Государ Африки и их устройство. Населения Северной и южной Америки. Образ жизни и культура народов майя. Культурные достижения инков.
Майя, ацтеки. Инки, пигмеи, бушмены
П. 32, стр. 265- 275 читаь. Заполнять таблицу.Стр. 275 кара.стр.275 таблица.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Выделять своеобразие африканской культуры,, перечислять последствия освоения Африки Европейцами. Рассказывать об устройстве общества доколумбовой Америки.
28
Повторительно – обобщающий урок по курсу истории средних веков.
Оформление образа жизни. Традиций и обычаев культуры в целом для Средневековья. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Самоуправление и автономия городов.
Основные понятия курса истории Средних веков.
Стр. 277 – 285.
Урок развивающего контроля.
Познавательные: выполнять практические задания. Контрольные, тестовые, презентации, анализировать обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. Строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.
Личностные: извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической;выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и самостоятельно
Объяснять смысл понятия средневековья. Защищать проекты, предст презентации. Выполнять самост. работу. Опираясь на содерж изучен. курса истории Средневековья.
15